Справедливости ради напомним, что именно в эти годы, а точнее — летом 1934 г., здесь — в 10 км от Осташкова, рядом с деревнями Неприе и Бараново, был открыт и один из первых в СССР крупных туристских комплексов — Селигерский туркомбииат ТЭУ ВЦСПС. Именно с деятельностью этого комбината связаны многие успехи в развитии массового водного туризма. Располагая, кроме палаточного городка, двумя двухэтажными корпусами, рядом хозяйственных построек и, главное, хорошей водной станцией, персонал комбината сразу же развернул широкую учебную работу с прибывающими по путевкам ТЭУ туристами, поток которых с каждым годом увеличивался.
Мало кому известна та немаловажная роль, которую сыграл Селигерский туркомбинат в деле пропаганды паруса и развитии парусного туризма Не будем забывать, что тогда ни морей, ни яхт-клубов в Москве и Подмосковье не было, не были восстановлены и многие из существовавших до 17-го года парусных центров но периферии... В момент открытия комбинат располагал десятком разборных байдарок "клеппер", одним швертботом М-20 и двумя малыми швертботами. Но на сразу же организованной рядом небольшой верфи под руководством опытного специалиста малого судостроения Василия Ивановича Брызгалова1 было развернуто серийное строительство новых парусных судов. За следующие два года флот водной станции пополнился еще четырьмя швертботами М-20, большим числом деревянных байдарок "шарпи", часть которых хорошо ходила под парусом, а так же компромиссом К-60. Позднее из Ленинграда привезли даже крейсерско-гоночную килевую яхту типа Л-45.
Под руководством инструкторов туристы изучали краткий курс местной лоции, знакомились с конструкцией и парусным вооружением малых судов, а затем в одно- и двухдневных, а под конец — и в даже более длительных (до 8-10 дней) походах получали хорошую парусную практику и только что введенный значок "Турист СССР". Те, кто успешно освоил основы управления швертботом, получали особый документ за подписью В Брызгалова, подтверждающий право вождения маломерных парусных судов.
Многие из тех, кто впоследствии пополнил ряды туристов-байдарочников, познакомились с байдаркой впервые на Селигерском туркомбинате. Позднее, когда стало доступно, приобретали разборные "Лучи", "Нептуны", "Салюты" и "Таймени", и бороздили на них водные просторы сотен других озер, рек и водохранилищ. Известны и яхтсмены, получившие на Селигере первую парусную практику. Назовем из их числа трехкратного чемпиона Москвы в самом массовом тогда гоночном классе М-20 К. Александрова (он был победителем в 1937, 1938 и 1939 гг.).
Комбинат имел широкие планы увеличения флота и расширения своей деятельности, но докатилась до берегов Селигера война и разрушила комбинат. Не вернулись с войны и многие его сотрудники, в том числе бессменный начальник водной станции В. С. Добрынин.
К сожалению, послевоенные турбазы Селигера не смогли достойно продолжить так удачно начатую туркомбинатом работу. Не захотели и не сумели возродить парусный и байдарочный флот, хотя в послевоенные десятилетия к этому были гораздо более широкие возможности, чем в далекие 30-е годы.
А теперь, проплывая по Селигерским плесам, если и встретишь иногда несколько парусов, то это будут недоступные приезжим швертботы или яхты с турбаз, а скорее всего — надувные катамараны или байдарки, доставленные сюда владельцами на время своего отпуска.
Хотелось бы верить, что в новых условиях в ближайшем будущем найдутся некие новые силы, способные воссоздать парусный и байдарочный флот на этом замечательном озере, так близко расположенном от обеих столиц.
Примечания
1. Один из авторов "КиЯ". В журнале печатались ого чертежи разборной 3-метровой мотолодки с мягкой обшивкой (см. №29) и 5.2-метровой разборной байдарки "Щука" (см. №48). В. И. Брызгалов был и автором вышедшей еще до войны брошюры о постройке байдарок.