Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1968 год
  • Прогулочно-туристский катер «Селигер»
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Прогулочно-туристский катер Комета
Прогулочно туристский катер «Тайфун»
Прогулочно-туристский катер «Кама» с водометным движителем
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Прогулочно-туристский катер-яхта «Катран»
Туристский катер Персей
Туристский катер Мечта с разборной рубкой
Туристский катер «Рассвет» на базе вельбота
Прогулочно-туристский швертбот «Старт»
Прогулочно-разъездной катер «ЛС-4» Ленинградской верфи
Туристский катер «Гермес» с мотором «Вихрь»
Прогулочно-туристский швертбот «Трепанг»
Туристский катер «Мираж-29» с кормовой каютой
Моторный прогулочно-туристский катамаран


Прогулочно-туристский катер «Селигер»

Год: 1968. Номер журнала «Катера и Яхты»: 14
          0


Знакомясь с проектом этого катера, следует иметь в виду, что принятые обводы с двойной скулой в данном случае не имеют существенных преимуществ перед более распространенными «односкулыми» обводами. Подобную форму корпуса чаще можно встретить на тихоходных морских судах, для которых важна более плавная бортовая качка.

В случае, если катер предполагается эксплуатировать с одним подвесным мотором, отгиб днища у транца нецелесообразен. Наоборот, линию киля следует поднять на 50—70 мм выше основной, что уменьшит завихрения воды за транцем на низких скоростях.

Брызгоотбойники по нижней скуле в данном случае только увеличивают сопротивление трения, так как при скорости 20—25 км/час скула довольно глубоко погружена и борта все равно смачиваются водой. Больше пользы принесет брызгоотбойник в носовой четверти длины катера, где он будет отражать поднимающуюся носовую волну («усы») от бортов. Склонность катера к рысканью может быть устранена установкой невысокого (около 100 мм) фальшкиля, который должен начинаться около 7 шп. и сходить на нет у 3—4 шп.

Читатели, заинтересовавшиеся оборудованием моторов «Москва» стартер-генератором, могут ознакомиться с оригинальной конструкцией автора во 2-м выпуске. Схема дистанционного управления двумя моторами опубликована в 1-м выпуске.



Разрабатывая проект этого катера, мы старались создать небольшое и надежное судно, удобное как для коротких, так и для дальних туристских плаваний по рекам и озерам. Катер был спущен на воду в июне 1966 г.; мы уже ходили на нем по озеру Селигер и остались довольны.

Отметим конструктивные особенности катера «Селигер».

Примененные двухскулые обводы с достаточно высоко расположенной верхней скулой целесообразны для обеспечения остойчивости и уменьшения сопротивления катер» на переходном режиме. Возможен и выход судна в бежим глиссирования, но для этого потребуется установка более мощного двигателя (30—40 л. с.) и брызгоотбойного бруса по нижней скуле, как показано на конструктивном мидель-шпангоуте.

Основные данные катера


Информация об изображенииКатер «Селигер» вид сверху
Катер «Селигер» вид сверху
 
Длина габаритная, мм4850
Ширина габаритная, мм1900
Высота на миделе, мм870
Габаритная высота с рубкой, мм1550
Габаритная осадка на плаву, мм150
Вес с оборудованием, но без мотора, кг420
Скорость под двумя моторами «Москва», км/час:
с одним чел/24
с четырьмя чел.21

Катер обладает высокой остойчивостью и хорошими маневренными качествами; выдерживает волну при силе ветра до 5 баллов. Некоторую склонность к рысканью -при,волне в скулу или попутно-боковой мы объясняем, главным образом, недостаточной мощностью моторов «Москва». Управление моторами, оборудованными стартер-генераторами (см. вып. 2), дистанционное.. Стартер-генераторы и подзаряжающиеся на ходу аккумуляторы питают всю электросистему катера (фара, сигнал, бортовые огни, плафон в каюте и подсос горючего при запуске моторов).


Съемная рубка связана с корпусом только шестью болтами; снять ее можно - за несколько минут, что очень удобно и при подготовке к ремонту корпуса, и тогда, когда необходимо снизить на время габаритную высоту катера. Откидывающийся тент полностью закрывает кокпит.

Информация об изображенииКатер у берега
Катер у берега
 
Между бортами и продольными стенками зашивки, поставленными в плоскости комингсов кокпита, имеются достаточно, вместительные помещения для хранения инвентаря, одежды, провизии, а также прорезиненных надувных мешков, обеспечивающих непотопляемость.

Каютная часть катера отделена от открытого кокпита полупереборкой-комингсом высотой 300 мм от сланей. По бортам расположены два полумягких дивана-рундука. Эти рундуки складные: поперечные стенки, соединенные петлями с продольными стенками, крепятся крючками к бортовой зашивке, а крышки свободно накладываются на ящики сверху. Левый диван несколько короче правого. Длина его крышки равна ширине катера по шп. 4. При помощи этой крышки и дополнительной фанерной вставки можно наглухо отделить каютную часть от кокпита и, выйдя из каюты через верхний люк, запереть его ключом.

Информация об изображенииКонструктивные сечения
Конструктивные сечения
 
В передней части кокпита устанавливаются два легких складных кресла (покупных). Сложенные кресла можно использовать для оборудования двух дополнительных спальных мест путем укладки между задним сиденьем и полупереборкой на шп. 4.

Крышка заднего сиденья, сделанная из бакелизиро-ванной фанеры, ложится на две поперечные стенки, которые крючками крепятся к бортовой зашивке, корпуса. Под сиденьем два отсека: один для баков с горючим, а другой для аккумуляторов и прочего электрооборудования. Для обеспечения доступа к бакам при уложенном тенте средняя часть крышки сиденья сделана откидной.


Информация об изображенииТеоретический чертеж — бок и корпус
Теоретический чертеж — бок и корпус
 
Тентовое устройство скреплено с бортовой зашивкой четырьмя гайками (М5 и М6).

Подмоторная ниша рассчитана на установку двух подвесных моторов «Москва». В транце на уровне дна ниши сделаны два отверстия ∅ 18 мм для стока воды. Конструкция рулевого управления моторами такова, что натяжение штуртросов не зависит от наличия моторов на транце; поворот штурвала передается как одновременно обоим моторам, так и одному из них (любому), если другой откинут или даже снят с транца. Это достигается установкой на моторах трубчатых шарнирных румпелей со свободно скользящими по ним втулками, к которым подсоединен штуртрос. В качестве привода использованы звездочка втулки заднего колеса велосипеда и велоцепь. Такое устройство всецело себя оправдало.

Информация об изображенииПост рулевого
Пост рулевого
 
Набор изготовлен из выдержанной прямослойной сосны. Детали шпангоутных рамок соединены фанерными косынками (кницами) на клею с запрессовкой гвоздями. Все соединения набора при сборке корпуса выполнены на клею и оцинкованных шурупах.

Форштевень сечением 50X60÷65 набран из сосновых реек и склеен в специальном приспособлении (см. книгу Л. А. Романенко и Л. С. Щербакова «Моторная лодка», стр. 135—136).

Обшивка корпуса выполнена из бакелизированной фанеры толщиной 5—6 мм (5 листов 1200X5000); между обшивкой и набором проложена пропитанная клеем стеклолента (можно применить и иную герметизирующую прокладку).

Информация об изображенииОбщее расположение — продольный разрез и план со снятой рубкой и уложенным тентом
Общее расположение — продольный разрез и план со снятой рубкой и уложенным тентом
 
Во избежание ошибок при раскрое и подгонке для каждого листа по месту был сделан шаблон. Стык верхних бортовых листов обшивки расположен между шп. 7 и транцем. Водорез выклеен по месту из тонких дубовых реек.

Съемная рубка состоит из палубной части, боковых стенок и лобового стекла. Бимсы выклеены по шаблонам (полосовое железо 4X30) из тонких сосновых реек, концы которых предварительно распаривались. Основание крыши рубки выпилено из бакфанеры толщиной 6—7 мм и скреплено с концами бимсов клеем и шурупами. После этого на основание между бимсами были поставлены промежуточные продольные планки и лобовой брус. Средний лист крыши вырезан из бакфанеры толщиной 5—6 мм, а боковые части выклеены в несколько слоев из фанеры толщиной до 2 мм. Отдельные неровности зашпаклеваны просеянными древесными опилками на эпоксидном клее, Рубка (изнутри) и палуба обиты дерматином.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Швертбот «Спорт» с обшивкой из картона
Малый крейсерский швертбот «Стриж»
Тузик-рубка для яхты класса «R-5,5»
Мореходный катер «Кальмар»
Дюралюминиевая лодка «Казанка» — амфибия
Туристский катер «Рассвет» на базе вельбота
Мотолодка с обводами типа «морские сани»
Проект мотолодки-катамарана «Парис»
Парусное вооружение байдарки «Ладога»
Парусный тузик «Кузя»
Миниатюрная яхта «Дюймовочка» с каютой
Надувная мотолодка «ЛН-3М» с маломощным мотором
Надувная лодка для моторов «Москва» и «Вихрь»
Постройка мореходного катера «Помор»
Фанерный вариант мотолодки «ПК-5»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Прогулочно-туристский катер «Селигер»

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Моторная лодка для автомобиля
Открытый разъездной катер ЛС-1 «Спорт»
Моторно-парусная яхта «Дельфин»
Дуралюминовая мотолодка «Лада»
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Четырехместная пластмассовая мотолодка «Аралия»
Трейлер для легкой лодки
Черноморская фелюга для рыбной ловли
Самодельная байдарка с обшивкой из ткани
Чертежи буера класса «DN-60»
Парусно-моторная яхта «Марс»
Шлюпка из стеклопластика проекта «Ледянка»
Дюралевая мотолодка «Стрекоза»
Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
Катамаран из долбленой осины


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 43 + 41 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории