Основные данные катера
Длина корпуса, м | 4,20 |
Общая длина, м | 4,50 |
Ширина наибольшая, м | 1,53 |
Высота борта, м: | |
в носу | 0,65 |
на миделе | 0,58 |
Водоизмещение полное, кг | около 520 |
Скорость хода, км/час: | |
с одним чел | 28—29 |
с тремя чел | 20 |
Учитывая специфические условия северных рек нашей Коми республики (быстрое течение, перекаты) местные лодки обычно делаются длиной не менее 7—8 м при ширине 1,05—1,15 м. По тем же соображениям и мне пришлось увеличить длину уже готового катера на 300 мм за счет удлинения днища с отгибом его вниз на 20 мм, что и дало соответствующий эффект.
Установлен двигатель «СМ-557Л» мощностью 12 л. с. с гидрореактивным движителем, при изготовлении которого были использованы чертежи, приведенные в статье А. Н. Павленко и Е. Г. Галкина (вып. 2). Шаг четырехлопастного ротора увеличен до 144 мм, а ширина лопастей на 18 мм, что позволило повысить тяговое усилие при большой нагрузке.
С кормы точно в диаметральной плоскости к соплу на осевых шарнирах подвешен цилиндрический руль. Этот вариант обеспечивает хорошую поворотливость: на полном ходу с двумя пассажирами катер разворачивается буквально на пятке.
Управление двигателем полностью дистанционное. Температура в рубашке двигателя контролируется дистанционным жидкостным термометром.
Над лобовым стеклом установлена поворотная фара с питанием от тракторного генератора переменного тока.
Катер снабжен откидным тентом. Запас топлива 60 л. Водоизмещение порожнем около 190 кг.
За два летних сезона катер без единой аварии прошел около 2000 км — из них половину по мелководью. Высокая проходимость водометных катеров, особенно ценная в наших условиях, заинтересовала очень многих, и сейчас уже десятки любителей строят водометы на базе катеров и двигателей самых различных типов.
Дополнительно несколько слов об очень удобной конструкции тента. Для каркаса я применил металлические трубки наружным диаметром 15 мм и покрыл их лаком. Каркас, состоящий из системы дуг (центральной несущей 1, лобовой 2, средней 3 и задней 4), крепится на двух шарнирных кронштейнах 5. К стойкам несущей дуги 1 прикреплены ограничители 9 из стальной омедненной проволоки диаметром 5 мм. По этим ограничителям скользят концы лобовой дуги 2, которая при раскрытии тента ложится на горизонтальный козырек 2 (из дюраля), скрепляющий кронштейны лобового стекла 7. Дуги 3 и 4 крепятся на несущей дуге 1 при помощи шарниров — бугелей-кронштейнов 11.
Все дуги рассчитаны таким образом, чтобы обеспечить складывание тента в кормовую часть кокпита. Тент пошит из тонкой парусиновой ткани. С внутренней стороны к нему пришиты четыре корсажные ленты и тесемки для крепления к дугам каркаса. Нижняя кромка тента крепится к катеру при помощи специальных крючков 6, начиная от центральных кронштейнов каркаса 5 вокруг задней части кокпита. Передние части боковин сделаны откидными с разрезом по основной несущей дуге. В непогоду откидные части боковин крепятся в двух точках — на кронштейне 10 лобового стекла и под центральным кронштейном каркаса. Откидные части боковин убираются внутрь тента. Для улучшения обзора сделаны окна в задней стенке и в откидных боковинах.