Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Проекты
  • Катера
  • 1990 год
  • Водометный катер «Стиль-2500» с глубококилеватыми обводами
Подкатегории раздела
Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Водометный катер «Изумруд» проходит испытания
Водометный прогулочно-туристский катер типа морские сани
Скоростной водометный катер «Изумруд»
Водометный быстроходный катер «Феникс»
Водометный катер на гидролыжах
Пластмассовый одноместный водометный катер
Катер с обводами нового типа «триклин»
Самодельный водометный катер на основе проекта «МК-29»
Комфортабельный туристический водометный катер «Турист»
Комфортабельный водометный каютный катер «RZ-8»
Водометный катер из мотолодки «Казанка-2М»
Водометный катер с автомобильным двигателем «Пилад»
Катер с обводами глубокое V «Сирайдер»
Катер с обводами саней Фокса с водометом


Водометный катер «Стиль-2500» с глубококилеватыми обводами

Год: 1990. Номер журнала «Катера и Яхты»: 145
          0


Проектируя описываемый катер, мы стремились при ограниченной мощности автомобильного двигателя «ГАЗ-24» построить быстроходное судно с достаточной грузоподъемностью, обладающее комфортабельным ходом на волнении. Этим объясняется выбор обводов корпуса с переменной килеватостью днища: 18° на транце и 26° на миделе. Для компенсации потери гидродинамического качества глубококилеватого днища на нем расположены шесть продольных реданов (по три на каждый борт) и скуловые брызгоотбойники. Относительно высокий борт позволил максимально снизить высоту рубки, благодаря этому судно приобрело стремительный силуэт.

Размеры каюты (длина 2 м при высоте подволока 1,25 м) позволяют размещаться на ночлег вчетвером. При этом пайолы укладываются на одном уровне с рундуками, образуя сплошной настил. В походе вещи и продукты размещаются в трех рундуках, имеющих мягкую обивку.

Основные характеристики катера «Стиль-2500»


Информация об изображенииКатер «Стиль-2500» на ходу
Катер «Стиль-2500» на ходу
 
Длина наибольшая, м5,60
Ширина наибольшая, м2,20
Ширина по скуле на транце, м1,70
Высота борта, м1,00
Килеватость на транце, град.18
Масса порожнем, кг600
Пассажировместимостъ, чел.до 5
Мощность двигателя, л. с.75
Скорость максимальная, км/ч:
с двигателем «ГАЗ-21»48
с двигателем «ГАЗ-24Д»52

Информация об изображенииОбщее расположение катера и теоретический корпус
Общее расположение катера и теоретический корпус
 
Комингсы рубки, продолжаясь в корму, образуют высокие фальшборты и вместе с ветровым стеклом надежно защищают находящихся в кокпите людей от ветра и брызг. В кокпите длиной 2,5 м размещены кресла водителя и пассажира, кормовой рундук и двигатель, закрытый капотом. Верхняя крышка капота служит столом. Для звукоизоляции капот, изготовленный из фанеры, изнутри оклеен пенопластом и негорючим пластиком, снаружи обтянут винилискожей. Для того чтобы во время эксплуатации моторный отсек поддерживать в чистоте, днище под двигателем между балками фундамента оклеено стеклотканью. Под кормовым рундуком размещены топливные баки, инструмент и дельные вещи.

Герметичный объем форпика и блоки пенопласта, вклеенные по бортам кокпита (их суммарный объем 0,5 м3), обеспечивают непотопляемость судна в аварийных ситуациях.


Информация об изображенииКонструкция корпуса — сечения по шпангоутам
Конструкция корпуса — сечения по шпангоутам
 
Мы отказались от традиционного продольно-поперечного набора корпуса, а собрали его из вырезанных заранее в чистый размер листов наружной обшивки. После сборки листов обшивки на проволочных скрепках соединения были склеены между собой полосами стеклоткани.

Необходимую прочность и жесткость корпусу придают форпиковая и каютная переборки, деревянные балки фундамента двигателя, промежуточные флоры и полуфлоры, детали рундуков, расположенных в каюте и кокпите.

Для того чтобы получить выкройки листов наружной обшивки, мы сделали модель корпуса из винипласта в масштабе 1:10. Модель «прокатывалась» бортом и днищем по миллиметровке, на которой обозначились контуры отдельных листов, затем выкройки переносились на картон и обрезались по контуру. Для проверки из полученных шаблонов мы склеили картонную модель корпуса. Если какие-то точки «не сходились», выкройки корректировались. Третий сделанный нами картонный корпус уже соответствовал теоретическому чертежу. Оставалось перенести контуры листов в натуральную величину на фанерные заготовки полотнищ обшивки и обрезать их в чистый размер.

Информация об изображенииКонструкция водометной установки
Конструкция водометной установки
 
Обвод палубы был задан при помощи внутренних привальных брусьев, склеенных из пяти реек на цулаге. Цулагу можно разметить и смонтировать на столе; в крайнем случае это можно сделать и на ровном полу. Привальные брусья обоих бортов были затем собраны на брештуках и вместе с карлингсами рубки и кокпита и технологическими распорками образовали палубную раму. С наружного обвода ее была снята малка; затем раму уложили «килем вверх» и прикрепили к привальным брусьям заготовки листов обшивки бортов, используя эпоксидный клей с запрессовкой шурупами. В носу — у форштевня — кромки листов были сшиты проволочными скрепками.

Затем на раму установили транец и два заранее собранных технологических шпангоута (шп. 3 и 6). Сшили проволочными скрепками по «килю» и раскрыли «домиком» днищевые листы обшивки; этой заготовкой накрыли стоящий на палубе набор с бортами, скрепили борта и днище по скуловым швам.


Все швы по килю, скулам, транцу и форштевню были промазаны снаружи эпоксидным клеем. После его отверждения корпус осторожно перевернули и поставили на кильблоки. Проволочные скрепки осадили затылком молотка и все швы проклеили изнутри пропитанными эпоксидным связующим полосами стекломата в пять слоев.

Подробно о таком методе сборки корпуса сообщалось в «КиЯ» №83 за 1980 г. Из своего опыта добавим, что важно очень тщательно изготовить выкройки и по возможности не допускать погрешностей при изготовлении деталей и предварительной сборке корпуса.

Информация об изображенииТеоретический чертёж водовода
Теоретический чертёж водовода
 
По теоретическому чертежу (в натуральный размер) были размечены и изготовлены балки моторного фундамента, флоры, полуфлоры, переборка каюты, форпиковая переборка, продольные и поперечные стенки рундуков каюты и кормы. Детали собирали в «паз», точно подгоняли к месту и вклеивали в корпус при помощи «мокрых» угольников.

Конструкция палубы и рубки — традиционного типа. Рубка собрана на ламинированных бимсах и обшита 4-миллиметровой авиафанерой. Наружные поверхности рубки и палуба оклеены слоем стеклоткани Т-11-ГВС-9 и споем СЭ-01.

После этого корпус переворачивался еще раз, шкурился, оклеивался стеклотканью (днище — тремя слоями Т-11-ГВС-9 и одним слоем СЭ-01; борта — по одному слою Т-11-ГВС-9 и СЭ-01); устанавливались продольные реданы и скуловые брызгоотбойники. Эти детали оклеивались отдельно полосами стеклоткани.

Затем корпус подготовили под окраску и окрасили пентафталевыми эмалями.

Одновременно строились два катера, оба с водометными движителями, но на одном был установлен двигатель «ГАЗ-21», а на втором — «Газ-24 Д».


Информация об изображенииЧертеж сопла
Чертеж сопла
 
Систему охлаждения выполнили по одноконтурной схеме. Вода в систему отбирается по трубке, конец которой вмонтирован в сопло водомета. Вода за счет избыточного давления в сопле поступает через сетчатый фильтр по шлангу (внутренний диаметр 16 мм) в охлаждаемый выхлопной коллектор. Затем вода следует в водо-масляный холодильник и, охладив масло, попадает в рубашку охлаждения блока двигателя, после чего через регулировочный вентиль сбрасывается в выхлопную трубу.

Электрооборудование использовано штатное автомобильное. Размыкатель минусовой клеммы аккумулятора выведен в кокпит.

Просмотрев публикации в «КиЯ» о водометных движителях, мы попытались обобщить собранный опыт. Таким образом получился водомет со следующими характеристиками: диаметр ротора 220 мм, его шаг — 235 мм, дисковое отношение — 1,0; диаметр сопла — 154 мм.

Ротор сварен из нержавеющей стали. Сопло изготовлено выколоткой на болване из лепестков нержавеющей стали с последующей сваркой. Водовод выклеен из пластика на пенопластовом болване.

Информация об изображенииИспытания катера «Стиль-2500»
Испытания катера «Стиль-2500»
 
Конструкция сопла практически полностью соответствует приведенной в книге «15 проектов судов для любительской постройки». Управление по курсу осуществляется полубалансирными рулями; устройство для заднего хода запланировано сделать к следующей навигации.

Результаты первых же ходовых испытаний нас вполне удовлетворили: оба катера уверенно выходили на глиссирование, имея на борту до девяти человек.


Замеры скоростей показали, что катер с двигателем «ГАЗ-24Д» развивает максимальную скорость 52 км/ч; катер с двигателем «ГАЗ-21» проигрывает ему около 4 км/ч.

Информация об изображенииИзготовление корпуса катера «Стиль-2500»
Изготовление корпуса катера «Стиль-2500»
 
После пробных выходов были проведены незначительные доводки двигателей и водометов, после чего оба катера усиленно эксплуатировались до октября. Приходилось ходить и по невской «толчее», и по короткой волне Финского залива. «Стиль» обладает достаточно мягким ходом на волне, устойчив на курсе, имеет хорошую управляемость. На любых курсовых углах к волне кокпит не забрызгивается.

К недостаткам катеров можно отнести валкость на стоянке, что, впрочем, присуще всем легким судам с повышенной килеватостью.

«Стиль-2500» может быть построен и под подвесные моторы. В этом случае советуем укоротить корпус на 350 мм от кормы и уменьшить килеватость днища у транца до 16°.


Понравилась ли вам эта статья?
+12

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Мореходный туристский катер стиля «Гранд бэнкс»
Туристское разборное каноэ с алюминиевым каркасом
Крейсерская яхта для водохранилищ «Радуга»
Крошечный парусник виндсерфер-швертбот
Катер «Сикринерк» с панелями солнечных элементов
Разборная лодка с обводами дори
Крейсерская яхта «Сета» из бакелизированной фанеры
Парусный швертбот из прогулочной шлюпки «Кефаль»
Водоизмещающий крейсерский катер из «Прогресса»
Стеклопластиковая байдарка «Нерль»
Трехкорпусная крейсерская яхта «Плейнсэйл»
Парусные сани для зимней рыбалки
Три проекта гидроциклов из Донецка
Гребная лодка «Хариус» из фанеры типа «фофан»
Катер из старой дощатой лодки

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Водометный катер «Стиль-2500» с глубококилеватыми обводами

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Мотолодка «Винни-Пух» трехслойной конструкции
Варианты мини-крейсеров из яхты класса «Звездный»
Модель подводного планера «Птероа-40»
Новые варианты яхты «Рикошет-микро»
Плавучая дача «Березка»
Спортивный катамаран для юниоров
Компактный одноместный тузик разборной конструкции
Многокорпусные яхты класса «Микро»
Катамараный катер «Круиз»: опыт доводки и эксплуатации
Строим деревянную лодку типа «джонбот»
Тележка для перевозки катамарана «Альбатрос»
Рыболовная лодка-картоп из пенопласта
Деревянная яхта «Вааршип-740» из фанеры
Мореходный туристический катер в стиле буксира
Прогулочно-туристский швертбот «Лучина»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 42 + 22 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории