Основные данные водометного катера "Пилад"
Длина наибольшая, м | 6.10 |
Ширина наибольшая, м | 2.12 |
Высота борта на миделе, м | 0.94 |
Осадка, м | 0.30 |
Угол килеватости на транце | 17° |
Водоизмещение порожнем, т | 0.630 |
Двигатель | "ГАЗ-21" |
Мощность, кВт/л. с. | 55/75 |
Скорость хода, км/ч | 45 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Мечта своими руками построить быстроходное комфортабельное судно возникла у меня с переездом в Сибирь. Первое же знакомство с могучим "Батюшкой Енисеем" — его стремительным течением и прозрачной водой — окончательно убедило меня в непростом решении воплотить эту мечту в реальность.
Я понимал, что начинать придется с нуля, поскольку по профессии я художник и никогда не имел ничего общего ни с водномоторниками, ни с судостроителями-любителями. Для начала все усилия направил на подбор необходимой литературы. Конечно же, весомый вклад в получение информации внес журнал "КиЯ", регулярно мною выписываемый и прочитываемый от корки до корки.
За основу был взят проект водометного катера "Суперкосатка-В" с "волговским" двигателем из книги Д. Курбатова " 15 проектов судов для любительской постройки" (издание 1985 г.).
Техническая сторона этого катера меня вполне удовлетворяла, но вот с дизайном его я согласиться не мог (особенно смущал меня вид рубки) и здесь кое-что переделал по своему вкусу. Обводы же и конструкция точно повторяют приведенные в книге.
Живя в большом городе, я долго не мог решить проблему с местом для постройки, тем более что работа предстояла не на один год. В конце концов, купив строительный вагончик, по размерам лишь немногим превосходящий длину и ширину будущего судна, я смог приступить к делу.
Работал в одиночку, в основном по вечерам и выходным дням, в течение пяти лет. Теперь могу сказать, что это были незабываемые годы, принесшие в мою жизнь массу самых разнообразных впечатлений. Осваивая новые профессии и решая возникающие то и дело задачи, я испытывал совершенно новое для себя чувство — радость именно технического творчества.
В итоге получилось судно с очень высокой степенью качества, которая доказывается безуспешностью попыток убедить некоторых новых знакомых в том, что "Пилад" — самоделка и при том — первое в жизни мое судно.
Теперь о судне как таковом. Корпус — традиционной конструкции (с набором из сосновых реек, обшитым обыкновенной строительной фанерой) оклеен тремя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем. Окрашен пентафталевой эмалью в белый цвет. При работе я очень много внимания уделял экономии веса, но, конечно, без ущерба для прочности узлов и деталей. Широко использовал сэндвичевые конструкции с наполнителем из пенопластов различной плотности. Например, мягкие складывающиеся сиденья водителя и пассажира при взвешивании потянули всего на 8 кг.
Так как летом ниже Красноярска температура воды в Енисее не поднимается выше +12°С, пришлось особо позаботиться о термоизоляции каюты. Отделана она красным деревом. Оборудование каюты включает два дивана, две тумбочки, полочки для "мелочевки", радиоприемник.
При габаритной длине катера более 6 метров, вес порожнем составляет не более 630 кг. Благодаря этому с двигателем "М-21" судно уверенно выходит на глиссирование с полной нагрузкой (6 человек), а при нагрузке 2 человека — водитель и пассажир — развивает максимальную скорость около 50 км/ч.
Охлаждение двигателя выполнено по одноконтурной схеме. Кстати, устройство охлаждаемого выхлопного коллектора я позаимствовал из "КиЯ" №132 за 1988 г. Единственное отличие состоит в выборе материала коллектора; я изготовил его из алюминия вместо нержавеющей стали.
По сравнению с рекомендованной в книге претерпела изменения и конструкция водомета. Так, защитная решетка сделана съемной и имеет три ребра. Шаг алюминиевого ротора увеличен до 235 мм при диаметре 218 мм. Привод гребного вала сделан без карданных шарниров — напрямую, через "жигулевскую" резино-металлическую муфту.
Реверсивно-рулевое устройство состоит из трех поворотных створок, которые при максимальном (до упора) повороте рулевого колеса перекрывают струю и направляют ее под днище катера, обеспечивая таким образом управляемое движение задним ходом.
Сейчас катер успешно прошел уже третью навигацию, и могу сказать, что его характеристиками я доволен. Совершено несколько увлекательнейших походов. Особенно примечателен последний из них, реализовавший давнюю мою мечту — путешествие по Ангаре.
Транспортирую катер на самодельном одноосном трейлере тягачом с очень скромными тяговыми характеристиками: это автомобиль ВАЗ-2105. Тот же трейлер использую для спуска и подъема судна из воды.