Многие петербуржцы могли видеть на льду Невской губы этот маленький буер, который некоторые "знатоки" считали самодельным "ДН". Однако приглядевшись, обнаруживали, что это совсем не "ДН", хотя схема та же — рулевым сделан передний конек.
Во-первых, сам буер значительно меньше — его полная длина лишь немногим превышает 2 м, тем не менее парус он может нести тот же самый (т.е. площадью вплоть до 6.25 м2).
Во-вторых, вместо деревянных корпуса и поперечины применены трубчатые ферменные конструкции продольной и поперечной балок, а вместо тросовых растяжек — трубчатые подкосы.
В-третьих, буерист сидит не в кокпите корпуса, а верхом на продольной балке, упираясь ногами в коромысло — поперечину управления рулевым коньком.
Выяснилось также, что при хорошей дороге и не очень большом весе буеристов сесть на буер "по-мотоциклетному" могут и двое.
Однако главная особенность ледовой новинки раскрывается в тот момент, когда буерист только появляется на льду, ведя обычную колесную тележку, на которой закреплен двухметровый пакет. Выбрав подходящее для сборки буера место, он останавливается, и дальше начинается фантастика. Без какого-либо инструмента, т.е. голыми руками, он за 15 минут превращает пакет в полностью готовый к движению буер. Кстати сказать, 15 минут — это не торопясь, так как личный "рекорд" автора конструкции Владимира Борисовича Федулова — 11 минут.
Прежде чем перейти к описанию устройства буера, отметим, что его конструкция защищена Авторским свидетельством СССР № 1189717 (кл.В62В 17/00). Тому, кто интересуется возможностями и условиями серийного производства новинки, необходимо связаться с В. Федуловым (можно через редакцию "КиЯ").
Конструкцию буера можно условно представить состоящей из трех частей: А — продольной балки. Б — поперечной балки, В — мачты с парусом.
Продольная и поперечная балки для обеспечения минимального веса и необходимой жесткости (при восприятии значительных осевых усилий от мачты) выполнены ферменной конструкции из двух пар алюминиевых труб верхней 1 и нижней 4 с распорками 15.
На поперечной балке Б монтируются боковые коньки.
На продольной балке А монтируются: сиденье 5; жесткие растяжки-подкосы 2 и 3, шарнирно закрепленные на фланце 23; рулевое устройство (коромысло — рулевая планка 6, тяга 7, рычаг-румпель 8) и носовой рулевой конек; степс мачты.
В качестве парусного вооружения можно использовать любые имеющиеся в наличии мачту, гик и парус подходящих размеров. Можно, например, применить стандартное вооружение от простаивающего зимой детского швертбота "Оптимист" (с парусом площадью 3.7 м2) или от виндсерфера (с парусом площадью 4-6 м2). Разумеется, можно сшить парус специально, подобрав его размеры по вкусу — индивидуально. Для удобства транспортировки саму мачту лучше сделать разборной, чтобы ее секции не были длиннее балок.
После доставки на лед сборку буера осуществляют следующим образом. Поперечную балку Б соединяют с продольной А, установив сиденье 5 торцевой частью между распорками 15 поперечной балки. Развернув подкосы 2 и 3 под необходимым углом, заводят имеющиеся на их концах петли 12 в фигурные прорези на фланцах 11 поперечной балки. Натяжение растяжек-подкосов 2 и 3 осуществляется защелкой 13. Сила натяжения растяжек-подкосов, как и упругая деформация поперечной балки, предварительно регулируются вращением трубки правого подкоса 2, которая навинчивается на болт 14 носового шарнира с последующей фиксацией контргайкой.
Телескопическую штангу 42 выдвигают в нужное по длине положение.
Мачту с гиком и парусом устанавливают, надевая отверстием в ее шпоре на палец 16, раскрепляют вантами и штагом. К ушку на конце штанги 42 карабином крепят блок гика-шкота.
Буер готов к движению.
Разборку буера осуществляют, естественно, в обратном порядке.
Для транспортировки продольная балка с развернутым перпендикулярно к ней носовым коньком и части мачты с гиком укладываются вдоль поперечной балки, и связка укладывается на тележку.
Вес буера в сборе, но без мачты с парусом, при аккуратной работе не будет превышать 20 кг.
При изготовлении буера деревянные пробки в местах, где на трубы приходятся концентрированные нагрузки, необходимо ставить на эпоксидный клей.
Параллельность боковых коньков регулируется болтом с вилкой 14. Угол качания боковых коньков устанавливается в пределах 15-20° ограничителями угла качания 29.
Все три конька одинаковы: они вырезаны из нержавеющей стали толщиной 5-6 мм и заточены под 90°. Разумеется, каждый волен применить и любую другую конструкцию, но приводимая опробована на льду Невской губы и Финского залива и показала себя хорошо.