Основные данные мотолодки "Норд-вест-57"
Длина, м | 5.700 |
Длина габаритная, м | 6.100 |
Ширина, м | 2.600 |
Высота борта, м | 1.200 |
Высота габаритная, м | 2.300 |
Водоизмещение, т | 1.400 |
Мощность максимальная, л.с. | 2x60 |
Число спальных мест | 4 |
Предлагаемый для самостоятельной постройки проект каютной 5.7-метровой мотолодки под два 40-60-сильных ПМ во многом продолжает традиционно"зиминскую" тему. Это легкое и быстроходное (до 55-57 км/ч) глиссирующее судно, в котором видны многие черты хорошо известных в нашей стране "Радуг" и предыдущего "Норд-веста-53" (см."КиЯ" №89), практически рассчитанного на два "Вихря-30", т.е. на общую мощность 60 л.с. Однако это совершенно новый и оригинальный проект.
Попробуем дополнить скупой текст авторского пояснения к чертежам, разработанным по просьбе редакции.
Применены хорошо отработанные и проверенные на том же "Норд-весте-53" (построенном и испытанном) обводы "глубокое V" с умеренной килеватостью днища (17° на кормовой половине) широкого и высокобортного корпуса. Спонсоны под скулами на носовой половине позволяют назвать эти обводы тримаранными (по типу "кафедрала "). Этому типу обводов соответствуют и очертания широкой, притупленной в плане (на "полушироте") носовой части палубы.
По скуле сделан редан-брызгоотбойник, ширина которого увеличивается от носа в корму примерно до 175 мм на транце. Традиционные продольные реданы (по два на сторону) дополняют картину.
Бортам придан заметный развал (неизменный по всей длине корпуса), препятствующий нарастанию крена. Ширина корпуса (как по палубе — горизонтальная линия Б, так и по скуле) на транце на 100 мм меньше, чем на миделе. Днище выпущено за транец на 100 мм по килю. Как видим, ничего принципиально нового конструктор не применял, что и позволяет с доверием относиться к приводимым им значениям расчетных скоростей.
А вот общее решение компоновки, казалось бы, обычного семейного дейкрейсера представляется очень интересным. На наш взгляд, изюминкой проекта является широко применяемое на крупных (и в первую очередь — рабочих) катерах, но неожиданное и довольно смелое для катера длиной всего 5.7 м "островное" расположение надстройки со свободным проходом вокруг нее. Палуба как бы "опущена" на уровень 600 мм от ОП и фактически служит днищем просторного самоотливного кокпита, защищенного по периметру сплошным фальшбортом и пущенным по его верху релингом-поручнем (общей высотой 750 мм).
Отличительной чертой представляемого проекта является очень тщательно продуманная система конструктивных мер, обеспечивающих удобство работ и безопасность пребывания людей на борту "Норд-веста". Достаточно, например, упомянуть, что для компенсации малой ширины проходов вдоль рубки конструктор предусмотрел завал верхней части ее стенок внутрь и поставил дополнительные поручни по краям крыши. Для удобства работ на носовой палубе установлены высокие (700 мм) релинги, в боковых проходах сделаны ступеньки, в крыше надстройки оборудован люк со сдвижной крышкой. На транец навешены площадки с трапами, удобные для спуска в воду.
Конструктору удалось при столь малых размерениях катера одновременно обеспечить и довольно высокий уровень комфорта на его борту. Выделены оборудованный всем необходимым салон в рубке (с высотой в свету 1900 мм) и носовая каюта. Обеспечен сквозной проход с выходом в нос и в корму; проем в переборке на шп. 5 при желании можно закрыть мягкой шторой. Оборудованы четыре спальных места.
Остается добавить, что катер в целом решен как непотопляемая остойчивая платформа, а пост управления размещен в закрытой рубке. Все сказанное выше и позволяет существенно расширить область возможного применения "Норд-веста-57". Это не только семейный прогулочно-туристский катер-дейкрейсер, но и действительно многоцелевой быстроходный катер минимальных размерений, пригодный как для доставки специалистов и несения патрульной службы, так и для проведения ряда неотложных работ спасателями-аквалангистами и т.д. Проект Ю. Зимина представляет хорошую основу для доработки в любом направлении с соответствующим специальным дооборудованием. Однако следует иметь в виду, что чертежи и авторский текст относятся к базовому — прогулочно-туристскому варианту.
Просим тех, кто построит "Норд-вест-57", обязательно сообщить в редакцию о результатах.
"Норд-вест-57" — это быстроходный и мореходный непотопляемый катер, престижное средство для комфортабельного летнего отдыха — семейных прогулочно-туристских плаваний.
Широкий, высокобортный корпус1 снабжен просторной рубкой-надстройкой и водоотливным кокпитом вдоль борта. Высокая рубка при большой площади остекления обеспечивает обзор на 360°, хорошо защищает экипаж от внешней среды, причем сохраняется эффект пребывания в открытом кокпите. Широкий сдвижной люк на крыше надстройки в носу — дополнительное удобство в теплую погоду. Прочные жесткие поручни и релинги, установленные по периметру всего корпуса, обеспечивают безопасность пребывания людей на борту.
Двухмоторный комплекс — это не только повышенная надежность в походе, но еще и меньшая осадка, по сравнению с одним мотором двойной мощности.
Уровень комфорта обеспечивает возможность полноценного отдыха экипажа из 4 человек.
В рубке по левому борту расположены: кресло водителя и пульт управления, камбуз (газовая плита, духовка, мойка), шкафы для хранения посуды, бар; можно здесь же установить и холодильник.
В рубке по правому борту оборудована двухъярусная койка-диван; верхняя койка трансформируется в два кресла.
В каюте (в нос от шп. 5), занимающей надстройку, расположены: две койки- дивана по бортам, складной стол; по ДП под диваном — химический туалет; рундуки для хранения одежды, шкафы.
Построить подобный катер было давним моим желанием. Эскизы лежали с 1980 года. Но нужны были хотя бы два мотора "Вихрь-45", которые обещала выпускать наша промышленность. Моторов этих так и нет. Но вот в России появились импортные моторы любой мощности...
Представитель фирмы "Mercury" А. Ишутин сообщает, что два мотора "Мегс-60" стоят 9400 долларов (см. "КиЯ" №163). Постройка к ним корпуса "Норд-веста-57" по прилагаемым чертежам обойдется куда дешевле, чем приобретение "фирменного" корпуса из-за рубежа. Рабочие чертежи — это всего лишь стоимость журнала "Катера и яхты". Фанера, сосновые рейки, пенопласт, эпоксидная смола — это не такая уж большая сумма. Так что главное — старание судостроителя.
Постройка корпуса по приводимым чертежам особой сложности не представляет и не отличается от неоднократно рассмотренной технологии постройки "Радуг". Новичкам может помочь известная книга Д. Курбатова "15 проектов судов для самостоятельной (любительской) постройки". Выполняется постройка в обычной последовательности.
Напомним лишь основные из технологических операций. На листе фанеры или толстого картона разбивается плаз: надо вычертить шпангоуты (проекция "корпус") по ординатам приводимой таблицы. По спецификации заготовляются элементы набора и рейки нужного сечения. После этого начинается сборка шпангоутов в размер по плазу.
Затем по размерам рабочего чертежа надо заготовить плоские элементы: палубу, стенки рубки и надстройки, крышу рубки, рецесс, поперечные переборки. Все это — трехслойная панель из жесткого пенопласта ПХВ-1 (средний слой толщиной 10 мм) и стеклоткани Т-11-ГВС-9 по одному-два слоя с каждой стороны. Детали можно изготовлять на ровном полу. По конфигурации изделия надо выложить куски пенопласта, смазать соединяемые торцы клеем, прижать один кусок к другому (не забыть подложить прокладку), высушить, прострогать, оклеить стеклотканью. После просушки перевернуть заготовку, подготовить к оклейке и оклеить стеклотканью с другой стороны.
Корпус "Норд-веста-57" собирается на стапеле в положении вверх килем. Два отфугованных 6-метровых бруса надо выставить строго горизонтально и натянуть стальную струну по ДП. На этих брусьях стапеля перпендикулярно ДП размечается положение шпангоутов (шпация — 500 мм).
Монтируются детали палубы и планширя из отдельных полос фанеры, состыкованных "на ус". Ставится планширь. По линиям шпангоутов прибиваются временные бруски для крепления шпангоутных рамок. Установив вертикально с проверкой по ДП и по горизонту шпангоуты и транец, закрепляют их. Вклеиваются стрингера, продольный набор по днищу и бортам. Примыкающие к обшивке кромки продольного и поперечного набора тщательно малкуются.
Листы обшивки днища и борта устанавливаются на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями по ребрам жесткости и шурупами — по шпангоутам. Выкладываются бруски пенопласта вдоль линии Р-3 и обрабатываются с проверкой горизонтальности при каждом шпангоуте. После зачистки корпус оклеивается стеклотканью. Теперь надо выложить по ординатам и обработать в размер спонсоны и реданы и оклеить их полосками стеклоткани.
Корпус можно переворачивать и монтировать в нем переборки, стенки и крышу рубки-надстройки. Детали из фанеры крепятся на смоле гвоздями и шурупами, трехслойные панели — мокрым угольником.
Все пустоты в корпусе, т.е. пространство под пайолами (район 1-5 шп. и 5-9 шп.), низ отливного кокпита, борта (изнутри) заполняются легким пенопластом и оклеиваются стеклотканью.
Надо тщательно оформить сопряжение деталей вокруг кокпита (9 шп. — Тр.), особенно по высоте — выше отливного кокпита на 200 мм.
При постройке корпуса "Норд-веста-57" нужно заранее продумать детали установки подвесных моторов. Пользуясь указаниями фирмы-изготовителя, необходимо уточнить высоту транца (по оси мотора), толщину и конструкцию транца, положение монтажных болтов.
Примечания
1. Чтобы оценить его отличия от "Норд-веста-53", обратим внимание, что предыдущий катер, уступая по длине всего на 0.4 м, имел ширину меньше на 0.4 м, а высоту борта меньше на 0.3 м.