Рыбная ловля — это отличный отдых, и в полной мере спорт. Подойдите к любой отходящей от причала лодке — почти в каждой вы увидите как минимум простую удочку. Очень часто основной целью прогулка бывают именно рыбная ловля, а для настоящих, заядлых рыболовов любая приобретаемая лодка — это с самого начала судно специально для рыбной ловли. Рыболов-любитель хорошо знает, что лодка не только полезна при ловле рыбы любым спортивным способом, но во многих случаях, например, при ловле в проводку, спиннингом, отвесном блеснении, ка дорожку,— просто необходима. Рыбачат у нас с лодок разных, включая долбленки и дощатые лодки местных типов, фанерные челноки, секционные и складные «дюральки», резиновые «надувнушки», байдарки и даже водные велосипеды, но сейчас мы будем вести разговор только о лодках моторных и только о лодках серийных — промышленного изготовления.
Давайте попробуем выяснить: в какой же мере конструкторы этих массовых и поневоле универсальных моторных лодок учитывают специфические требования рыболова-любителя? Чем на самом деле подкреплена неизменная фраза конструкторов о пригодности лодки для рыбной ловли?
На сегодня самым распространенным на наших реках и озерах вариантом остается все та же «Казанка» («Южанка», «-МД») с 20-сильным «Вихрем», Примем же (мысленно!) приглашение рыболова-любителя — отправимся с ним поудить рыбу на этой популярной у нас моторке.
С удочкой на «Казанке»
На причале лежат удочки, спиннинг, подсачек, коробки с наживкой и прикормкой, запасные снасти, садок, два якоря, теплая одежда, провизия, два бачка с бензином, инструмент. Все это необходимо, все это надо уложить в лодку, но кроме тесного носового багажника в ней нет ни попочек, ни шкафчиков; не только что для спиннингов, но и для канистр нет своего штатного места, И вот уже и без того тесный кокпит оказывается загроможденным. Как ни старайся — все лежит не лучшим образом: около бензинового бачка оказывается одежда, около наживки — еда, тонкая снасть и хрупкие катушки валяются под ногами. Попробуйте при этом запомнить, где что лежит, чтобы в нужный момент не суетиться и иметь необходимое под рукой!
Наиболее типичный случай: надо выйти из города после рабочего дня и как можно скорее — не позже других — добраться до облюбованного (разрешенного) места ловли на вечернюю зорьку, а путь с полсотни километров. Если тихо — «Казанка» на высоте! А если полуметровая волна?
Не будем сейчас подробно говорить о плохой мореходности нашей лодки: проект ее разрабатывался двадцать лет назад, она и после модернизации — установки булей — осталась узкой и низкой, не защищена от запивания через транец. Как не раз отмечалось, эксплуатация ее с «Вихрем» опасна, тем не менее и сейчас сотни любителей выходят на «Казанках», например, в бурное Ладожское озеро. Я был свидетелем по крайней мере трех случаев, когда, уходя от непогоды на полном газу, рыболовы переворачивались...
Пока отметим другое: настоящий рыболов согласен принести комфорт в жертву скорости! И вот мы, промокшие от брызг, уставшие от тряски и слегка оглохшие, оказываемся на том самом удачливом месте. Правда здесь уже выстроилась вереница лодок. Наше появление энтузиазма у местных рыболовов не вызывает; чтобы не шуметь, надо глушить мотор и подходить на веслах. Груженая лодка плохо слушается весел, ветер сносит с намеченного курса, а от боковой волны «дюралька» так гремит (обычно говорят — «как консервная банка»), что на нас начинают посматривать косо.
Теперь надо встать на якоря. На вытягивание и разматывание якорного каната уходит драгоценное время — никаких вьюшек, лебедок и т. п. на серийных лодках нет. Кормовой якорь отдать легко, а вот с носовым сложнее: чтобы заложить конец за рым-утку на самом носу, надо перелезть через ветровое стекло и, балансируя на скользкой палубе, где никаких ограждений нет, пробираться вперед. Пожалуй, сразу можно определенно сказать, что рыболову эти стекло и носовая палуба только мешают: до носа не добраться!
Размотаны удочки, насажена наживка, теперь надо «сделать заброс». Сидя неудобно, вы обязательно за что-нибудь да заденете крючком; надо приподняться, но шум и раскачивания лодки при этом неизбежны...
Замер поплавок, потекли в ожидании минуты. Через полчаса сидения на жесткой банке в неподвижной позе начинают затекать спина, шея, устают от удилища руки. Хочется потянуться, выпрямиться, но боязнь нашуметь и качнуть лодку останавливает вас. Вдруг лодка резко накреняется, вы шарахаетесь на другой борт, стараясь сохранить равновесие. Оказывается, всего-навсего коллега решил перебросить удочку на тот же борт, где и ваша...
Но вот дрогнул и потянулся в сторону поплавок, энергичная подсечка — и большая рыба до пения натягивает тонкую лесу, бросается то влево, то вправо, но вы не можете следовать за ее рывками, чтобы измотать, утомляя: слишком тесно, мешают банки, вещи под ногами. Подтянуть рыбу близко к борту удается не всегда — мешают були, за заусенцы и острые края может зацепиться песка, однако пока все в порядке. Теперь надо, не выпуская из рук удилища, действовать подсачком. Осторожнее! Перегибаться через борт опасно!
Помню случай, происшедший в прошлый сезон на Вуоксе. Рыбачили трое. Одному из них повезло — взяла щука таких размеров, что двое других, забыв обо всем на свете, в том числе и об остойчивости лодки, бросились на помощь. Трое на одном борту, здесь же оказался и бачок с бензином, к этому же борту был откинут и мотор. Результат — «Казанка» опрокидывается через борт...
Золотистый лещ бьется в лодке. Теперь рыбу надо положить в садок, чтобы она не уснула до возвращения домой, скажем, еще через сутки. А при переездах с места на место придется вынимать сеточный садок из воды в лодку, где устойчивый запах бензина. Рыба легко может погибнуть, хранить ее более полутора суток в жару негде...
Чем лучше остальные серийные лодки?
Мы говорили об устаревшей «Казанке», но весь этот «рассказ» с очень небольшими вариациями можно отнести к любой мотолодке, выпускаемой сегодня промышленностью. Конечно, новые «Прогресс-4», «Днепр» или «Казанка-5» — несравненно более надежные и комфортабельные суда, но в том-то и депо, что для рыбной ловли они приспособлены так же плохо, как и старая «Казанка». По-прежнему нос — мертвая зона. Кокпит загроможден еще больше, а ведь нужные туристам мягкие раскладывающиеся кресла и «шикарные» диваны в данном случае — ни к чему! Слани гремят, чистоту в кокпите поддерживать трудно. Грести тяжело; работать с якорем неудобно; никаких чисто рыболовных приспособлений (например, держателей удилища, встроенного садка-ящика) не появилось; набор рыболовных принадлежностей разложить так, чтобы все было под рукой, но ничто не летело под ноги или за борт, — негде. Кстати сказать, самые мореходные модели лодок, например 4,7-метровый пластмассовый «Дракон» или 4,4-метровый алюминиевый «Днепр», из-за повышенной килеватости днища на стоянке оказываются настолько валкими, что с непривычки на них рыболову не по себе...
Другими словами, все это универсальные прогулочно-туристские лодки, рыбачат с них постольку, поскольку в нашей практике специализированная рыболовная моторная лодка неизвестна.
Экономический аспект проблемы
Вернемся теперь к началу нашей статьи. Тезис о том, что в большинстве случаев лодка используется, главным образом, для рыбной ловли, сомнений не вызывает. С другой стороны, как мы убедились, выпускаемые нашей промышленностью моторки для этого практически не приспособлены. А ведь помимо чисто потребительской стороны — важной с точки зрения рыболова-любителя, есть и не менее важная экономическая сторона проблемы. Если лодка покупается для рыбалки, то ее размеры, оборудование и т. п. должны наилучшим образом соответствовать этой (и только этой!) цепи. А выходит, что покупатель-рыболов получает в виде весьма весомого приложения на «Днепре» или «Крыме» — ненужные ему мягкие диваны, ветровое стекло, развитую носовую палубу; «Прогресс», к тому же, оказывается слишком высокобортным и тяжелым. А ведь на все это затрачиваются тонны дефицитных материалов, тысячи человеко-часов труда — подчас весьма квалифицированного!
Зарубежная практика, в частности опыт США.дает немало примеров рационального подхода к дизайну и конструктивному решению рыболовных лодок. Достаточно указать на получившие широкое распространение «джонботы» и алюминиевые рыболовные лодки длиной от 3,6 до 5,4 м, выпускаемые крупными сериями. Простая, лаконичная конструкция с применением штампованных «под клинкерную обшивку» листов и механизированной сварки, минимальное количество набора и простое оборудование делают эти лодки недорогими — доступными широкому кругу любителей рыбной ловли. (Стоимость таких лодок оказывается даже ниже цены подвесного мотора мощностью 15—20 л. с.) В наших условиях было бы несложно организовать изготовление подобных судов самыми большими сериями, что дало бы значительный экономический эффект.
Разумеется, низкобортные открытые лодки типа «джонботов» пригодны только для рек и закрытых озер, где нет сильного волнения, и в тех случаях, когда не нужно проходить по нескольку десятков километров до места рыбалки. В таких случаях, действительно, нет скорости — нет улова! Значит, лодка должна быть скоростной, а с учетом того, что на сегодня наша промышленность выпускает моторы максимальной мощностью 25—30 л. с., — легкой и небольшой.
В первом приближении можно сказать, что размерения озерной рыболовной мотолодки не должны превышать размерения «Прогресса». Собственно, а почему бы тогда заводу, выпускающему эту мотолодку массовыми сериями (в 1976 г. в магазины поступит свыше 17 тыс. «Прогрессов»), на разработать ее специальный вариант для рыболовов!
Благодаря большой ширине и умеренной килеватости «Прогресс» достаточно остойчив. Для переоборудования его о рыболовную лодку надо было бы снять исковую палубу и ветровое стекла, отказаться от раскладных сидений, оборудовать повышенную платформу, с которой будет удобно закидывать спиннинг стоя. Кокпит нужно сделать максимальной площади, консольный пульт управления — сместить к борту, по бортам разместить пенопластовые блоки плавучести. Для водителя будет удобно съемное вращающееся сиденье, которой на время рыбалки можно перенести на ту же носовую платформу. Будет необходим и сплошной пайол, плотно подогнанный к бортам по всему периметру.
Бесспорно, «Прогресс-Р» — назовем так, условно, рыболовный вариант — будет легче, проще в постройке и дешевка других универсальных прогулочно-туристских модификаций «Прогресса». Благодаря меньшему весу несколько повысится скорость, уменьшится расход горючего на пройденный километр, а значит — потребитель получит заметный экономический выигрыш.
Заметим, что такую упрощенную модель, несомненно, будут приобретать и многие любители обычного туризма: ведь цена ее будет ниже, а необходимое дополнительное оборудование можно установить самостоятельно по своему вкусу!
Какой должна быть озерная мотолодка?
Итак, первые требования, которые, на наш взгляд, /ложно предъявить к озерной рыболовной лодке, — это высокая скорость, грузоподъемность из расчета три человека плюс запас горючего и рыболовное снаряжение, высокая статическая остойчивость, достаточная мореходность (под ней понимается возможность поддерживать высокую скорость хода при движении на волне, в непогоду).
В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют корпуса с тримаранными обводами. К тому же, тримаран обладает таким ценным для рыболова качеством, как малая осадка; при резких движениях лодка почти не образует волны; удобен невысокий прямой борт — такая лодка меньше парусит на ветру, при вываживании крупной рыбы ее можно подвести вплотную; не следует, наконец, забывать и о «просторности» тримаранного корпуса!
Сложные обводы корпуса нетрудно получить при формовании его из стеклопластика, а непотопляемость обеспечить заполнением междудонного пространства легким пенопластом.
Разумеется, возможны — это доказывает зарубежный опыт — и другие варианты, более простые с технологической точки зрения, дающие возможность использования более доступных материалов. Говоря о выборе обводов и размерений, не стоит забывать, что на сегодня мы можем рассчитывать только на применение легких сплавов: сделать лодку из стеклопластика легкой и недорогой пока не удается из-за высокой стоимости исходных материалов.
Помечтаем об оборудовании нашей будущей лодки.
Мощный подвесной мотор необходим только при переходе к месту ловли, потом он становится помехой. Оптимальный вариант — подвесной электромоторчик: он бесшумен, позволяет со скоростью 5—8 км/ч пробираться по мелководью, практически готов к работе в любое мгновение. Такой мотор можно установить и на носу: управляемость лодки при этом улучшается, он не будет мешать подвесному мотору ка корме. (Теоретически такой моторчик уже есть: это «Снеток», к освоению производства которого приступил Псковский электромашиностроительный завод. Посетители выставки «Инрыбпром-75» могли его видеть в советском павильоне).
Носовой палубы нет, и нос лодки полностью в распоряжении рыболова. Пост управления, если, конечно, не используется самый простой вариант с управлением за румпель мотора, оборудован в виде «консольного» пульта, расположенного в кормовой трети длины лодки у одного из бортов, так, чтобы обязательно оставался необходимый рыболовам свободный проход от кормы до носа.
Конечно, без сидений не обойтись, но к ним предъявляются теперь совсем иные требования, чем на туристской лодке. Мягкое удобное кресло с подлокотниками и держателем для удилища должно сделать менее утомительным многочасовое сидение с удочкой. Лучше иметь два таких кресла — в носу и в корме; тогда рыболовы не будут мешать друг другу. Сделав кресло вращающимся, можно с равным удобством «облавливать» все пространство вокруг лодки, а если его сделать и регулируемым по высоте, то можно будет увеличить дальность и точность забросов. При переходах кресла ставятся рядом; для уменьшения сопротивления на ходу спинки кресел несложно сделать складывающимися.
Дальность и точность заброса блесны всегда лучше у того рыболова, который может встать и находиться на некотором возвышении над водой. Для этой цели очень удобно сделать приподнятой носовую и (или) кормовую часть дна кокпита. Конечно, высота этой платформы выбирается с условием, чтобы не нарушалась остойчивость судка; здесь обязателен невысокий жесткий релинг — ограждение, предохраняющее от случайного падения за борт.
Думается, во всех случаях дно кокпита должно представлять собой сплошной горизонтальный настил. (Не случайно многие владельцы «Прогресса» уже воспользовались советом одного из читателей сборника — 1 уложили на дно пенопласт и закрыли его слоем стеклопластика). С одной стороны, легко поддерживать чистоту, с другой — не обо что споткнуться! Стоит подумать и о том, чтобы покрытие этого настила было «нескользящим»; чтобы шаги рыболова были неслышны (рыба не слышит человеческой речи, ко чутко реагирует на любые сотрясения воды). В идеале (из более или менее крупных лодках), попадающая в кокпит вода сразу же сливается через шпигаты — настил находится выше ватерлинии.
Дельные вещи — те же рым-утки — имеют такую форму и расположены так, чтобы за них ничего не цеплялось. (Кстати говоря, иногда рыболовы-любители даже вокруг подвесного мотора делают трубчатые «обводы», чтобы уменьшить опасность зацепа лесой.) Все выступы, все кромки скруглены.
Быстро закрепиться на месте, встав на якоря, можно при помощи ручных лебедок, установленных на корме и носу лодки. Трос намотан на барабан-вьюшку; лебедкой выбирать якорь намного легче (и безопаснее), чем руками с носовой палубы!
Все под рукой, ничто не мешает — это идеал, к которому надо стремиться, еще только начиная разрабатывать чертежи будущей лодки. Шкафчики вдоль бортов, откидной столик с бортиком-ограждением, рундуки-багажники,— обо всем этом нужно думать заранее. Снасти и подсачек, весла, отпорный крюк можно разместить вдоль одного из бортов, в специальных скобах-держателях.
В центре лодки целесообразно оборудовать живорыбный садок (качка ощущается здесь меньше, а это способствует сохранению пойманной рыбы). Был бы полезен и холодильник, точнее — термоящик, наполненный льдом: в жаркую погоду уснувшая рыба быстро портится. В такой холодильник можно было бы положить и скоропортящиеся продукты.
Бензобак и инструмент желательно разместить в отдельном закрывающемся отсеке — в лодке не будет пахнуть бензином; отсек этот, естественно, должен быть где-то рядом с подвесным мотором.
Суммируем теперь главные требования, которым должна удовлетворять рыболовная лодка:
- непотопляемость, высокая статическая остойчивость, достаточные мореходность и скорость;
- просторный коклит со сплошным дном (пайолом);
- наличие оборудования, позволяющего ловить рыбу, не уставая, в течение нескольких часов;
- наличие якорного устройства, штатных мест для хранения рыболовных принадлежностей и пойманной рыбы.
Этим требованиям, как можно судить по изложенному выше, удовлетворяют два «базовых» типа лодок.
Один — это дешевая, технологичная лодка типа американского «джонбота», поставляемая в торговую сеть с минимумом оборудования. Нелишне будет заметить, что, как показывает зарубежный опыт, подобные лодки крайне неприхотливы: так, их можно не только перевозить, но и хранить зимой, вставляя одну в другую; практически нет каких-либо узлов и деталей, которые можно было бы потерять, трудно что-либо поломать или испортить. Такие лодки не нуждаются в благоустроенных стоянках и помещениях для зимнего хранения, очень удобны для любителей, проживающих в сельской местности (безусловно, их будет удобнее использовать в хозяйственных целях, чем те же «Прогрессы»). Все сказанное относится, подчеркнем, к простейшей лодке, не рассчитанной на дальние переходы, эксплуатируемой на небольших озерах и речках.
Яругой тип подки — более мореходная и быстроходная озерная моторка, оборудованная на уровне современных достижений рыболовной техники.
Между этими «полюсами» возможно любое число промежуточных вариантов, но каждому из них, по нашему мнению, должны быть присущи — в той или иной мере — сформулированные выше основные черты рыболовной лодки. И конечно, желательно, чтобы конструкторы, разрабатывая новую модель прогулочной мотолодки, предусматривали и ее специальный рыболовный вариант. Подобный опыт, например, уже имеется на Волгоградском судостроительном заводе, где выполнена проектная проработка рыболовной модификации 4,6-метровой сварной мотолодки из легкого сппава «Сарепта».
По замыслу ее конструктора В. М. Исахарова, это будет открытая — без сдвижной рубки, имеющейся на основной модели, мотолодка с теми же тримаранными обводами, оборудованная вращающимся креслом, держателями удилищ. От падения за борт предохраняет релинг по периметру лодки. Судя по всему, можно будет ловить рыбу, стоя на носовой палубе (но для этого необходимо отказаться от установленного здесь лобового стекла). Управление лодкой перенесено в нос (хотя вряд ли это будет удобно).
Яумаю, что читателям сборника было бы интересно услышать мнение конструкторов-судостроителей. Ведь проблема специализированной рыболовной моторки, разговор о которой только начат, затрагивает интересы многих тысяч любителей отдыха на воде, в том числе и потенциальных покупателей лодки, в обозначении которой появилась бы буква «Р».