Проблема, затронутая в статье «Картоп — мечта автомобилиста», далеко не так проста, как может показаться.
С 1971 г. нашим Ново-Краматорским машиностроительным заводом выпускается полиэтиленовая лодочка «Дельфин», которая, как показывает опыт, вполне подходит для использования в качестве «картоп»-лодки. Вес лодки около 20 кг, так что забросить ее на верхний багажник нетрудно. Оказавшись, например, рядом с заманчивым лесным озером, автомобилист за считанные минуты может сбросить «Дельфин» на воду (ведь он всегда готов к плаванию!) и испробовать свое «рыбацкое счастье».
«Дельфин» — не туристское судно, а пляжно-прогулочная лодка, рассчитанная на кратковременные плавания без багажа. (Очевидно, такой вариант и будет типичным для универсальных «картоп»-лодок, описываемых в статье в № 55!) Это дает основания считать, что грузоподъемности 150 кг вполне хватит на двоих: поэтому мы и рекламируем «Дельфин» как двухместный. Важное достоинство лодки — полная непотопляемость; она прочна, устойчива, надежна, не требует ремонтов. «Дельфин» неплохо идет на веслах, может быть оборудован парусом или подвесным мотором мощностью до 3 л. с. Габариты его 2,12X1,12 м.
Принимаясь за освоение «Дельфина», мы были уверены, что он заинтересует любителей отдыха на воде, в том числе и автомобилистов. Тем более, что цена его вполне приемлема — 110 рублей.
В подготовку производства (приобретение специального оборудования, создание специализированных участков, изготовление сложных штампов и приспособлений) завод вложил немало средств, а результат получился довольно «грустный». За четыре года изготовлено всего-навсего 1475 лодок, поскольку даже это количество реализовать удалось с трудом. Участвуя в работе республиканской и всесоюзной оптово-промышленных ярмарок, наши представители получили на текущий год заказ только на 210 штук!
Причина низкого спроса на «Дельфин» кроется, на наш взгляд, не в качествах самой лодки, а в том, что ни возможные покупатели — посетители спортивных магазинов, ни сами работники этих магазинов о существовании его просто не знают. Реклама недостаточна. В характеристики «Дельфина» как такового торгующие организации не вникают и реальных возможностей его сбыта не знают. На предложения заказать заводу изготовление партии «Дельфинов» работники торговли отвечают, что у них и так «много разных лодок». Другими словами, понять, что лодка лодке рознь и заниматься реализацией новой, малознакомой продукции торговля не хочет.
Выяснилось и еще одно обстоятельство. Оказывается некоторые автомобилисты предпочитают покупать надувные либо складные лодки только потому, что их можно перевозить спрятанными в багажнике. Это обстоятельство они объясняют не только заботой о сохранности лодки, но и якобы имеющими место ограничениями по использованию лодок на многих водоемах: с лодкой, транспортируемой на крыше автомобиля, не всегда удается проехать к берегу. Вряд ли это серьезный довод!
Заводом «Дельфин» выпускается в весельном варианте и кронштейном под мотор не комплектуется. Если бы причиной ограниченного спроса являлось только отсутствие кронштейна, мы, конечно, смогли бы дополнить комплектацию лодки.