Основные данные
Длина наибольшая, м | 4.20 |
Ширина наибольшая, м | 1.60 |
Высота борта, м: | |
нос | 0.90 |
мидель | 0.52 |
корма | 0.66 |
Вес корпуса, кг | 60 |
Пассажировместимость, чел. | 4 |
Подвесной мотор, л.с. | 2-8 |
Весла, пар | 2 |
То же плоское и относительно узкое днище с подъемом в носу и в корме, та же скула, та же большая седловатость линии борта. Высота борта в носу — 900 мм от основной — больше, чем у многих моторных лодок. Чтобы высокий нос не мешал обзору рулевого, на длине 0,5 м он срезан по горизонтали; для удобства посадки сделана носовая палуба, а носовая банка служит ступенькой. Под носовой и кормовой банками — багажные отсеки с доступом через овальные вырезы в вертикальных стенках на шп. 2 и шп. 7. Естественно, можно сделать здесь и рундуки, а вдоль бортов выше двух средних банок закрепить герметичные емкости, в которые укладываются мягкие вещи.
"Бриз-42" рассчитана на четверых. Средства передвижения — две пары весел и подвесной мотор мощностью до 8 л.с. (т.е. "Ветерок"). Более мощный мотор не нужен: лодка приобретет значительный ходовой дифферент, а существенного выигрыша в скорости не получится. Лодку удобно использовать не только для прогулок, но и для рыбной ловли или охоты, а также для хозяйственных целей. В плохую погоду и при устройстве ночлега можно установить в подуключины алюминиевые опорные рамки и натянуть тент. Практически на ходу довольно часто растягивается только носовая его часть, защищающая пассажира.
Строится лодка из самого доступного материала — дерева и фанеры. Конструкция ее и технологична, и позволяет построить корпус длиной 4,2 м не тяжелее 60 кг. Замечу, что большинство плавающих по Ладоге лодок — излишне тяжелые, хотя и не обеспечивают особой надежности. Вытащить такую лодку на берег да и транспортировать к дому нелегко, нужна большая команда. В то же время современные материалы: водостойкая фанера, эпоксидная смола, стеклоткань — позволяют сделать лодку и прочной, и легкой. Увеличивать размеры сечений, указанные на чертежах, не стоит (это будет необходимо только при сомнительном качестве материала).
Первым строителем и капитаном лодки "Бриз-42" стал Евгений Крашенников — известный водномоторник, чемпион страны, заслуженный тренер, имеющий богатый опыт судостроителя-любителя. Он, можно сказать, избороздил весь северо-запад России на "Радугах", построенных своими руками. С гордостью могу сослаться на его отзыв — он "Бризом-42" доволен.
Теперь несколько кратких пояснений.
Корпус изготавливается из водостойкой фанеры (по ГОСТ 102—75) толщиной 6-10 мм для днища и 4 мм — для бортов. Разбивка плаза на полную длину корпуса не нужна, так как на чертежах приведены все необходимые размеры для контуровки деталей обшивки в чистый размер. Можно ограничиться разбивкой простейшего плаза (по проекции "корпус") для сборки шпангоутов; угол между днищем и топтимберсами — всюду одинаков (45°).
Заготовки деталей днища, скул, бортов и планширя собираются до нужной длины из листов и обрезков фанеры со стыковкой "на ус". Затем производится разметка контура. По струне (нитке, шнуру) пробивается контрольная линия (на чертежах — КЛ), по заданным размерам практической шпации к КЛ восстанавливаются перпендикуляры и по ним откладываются поперечные размеры. По полученным точкам контура огибают гибкую рейку и по ней очерчивают плавную линию для обрезки в чистый размер. Советую сразу же поставить на клей и приклепать на днище — дет. 45, а на планширь — дет. 46.
Заранее собираются и контуруются все шпангоуты и остальные узлы и детали корпуса; ставятся ребра жесткости, стойки и рейки обвязки по периметру.
Корпус собирается в положении килем вниз. Стапелем служит прочно закрепленная на козлах (или стойках 43) мощная доска (дет. 40) — продольное лекало, задающее подъем линии киля, на которое поставлены три строго горизонтальные поперечины (дет. 42) и стойка (дет. 44), задающая наклон транца.
Уложив на стапель днище (дет. 1), его крепят гвоздями, устанавливают транец и шпангоуты. Сборку обшивки начинают с пояса "скула": начиная от миделя, "наводят" паз по днищу и приклепывают гвоздями на смоле к дет. 45 и шпангоутам. Закончив с поясом "скула", приступают к монтажу пояса "борт". По краю соединяемых деталей сверлят отверстия по диаметру связок из медной проволоки (2-2.5 мм). Отверстия сверлятся попарно, начиная от миделя в обе стороны. Расстояния между отверстиями 50-80 мм, отстояние от кромки детали — 5 мм. Плоскогубцами концы связок скручивают, затем расплющивают, утопив в фанеру, и откусывают все лишнее.
Секцию палубы устанавливают на борта и транец, совмещая линии шпангоутов; гвоздями на клею прибивают к палубе и транцу. Перед установкой палубы нужно прибить шергень-планки по шпангоутам 4 и 6 (по размерам "полуширота" на чертеже).
Корпус изнутри надо зачистить, все пазы и стыки проклеить "мокрым угольником" (полоса стеклоткани шириной 30-50 мм, пропитанная эпоксидной смолой). Все шпангоуты и банки также приформовываются к обшивке "мокрым угольником".
Остается снять корпус с лекала, перевернуть, зачистить и полностью оклеить слоем стеклоткани снаружи. По днищу надо установить три накладки-фальшкиля, которые будут защищать обшивку от повреждений при подходе к берегу и помогут сохранять прямолинейное движение при ходе на веслах.
Под планширем по периметру лодки советую установить кранец, изготовленный в виде свертка ("трубы") из легкого эластичного материала (например, пеноплен) диаметром 50-100 мм. С интервалом 150-200 мм по кромке планширя надо будет просверлить по два отверстия и через них капроновым шнуром "пришить" кранец к борту. Такой кранец не только надежно защищает борт, но и повышает безопасность эксплуатации: при крене кранец входит в воду и эффективно препятствует опрокидыванию лодки.
Уключины и весла можно купить в магазине или изготовить по любому понравившемуся образцу (см., например, книгу Д. Курбатова "15 проектов судов для любительской постройки").
Спецификация элементов к чертежам
- 1 — днище, фанера 6-10;
- 2 — скуловой пояс, фанера 4;
- 3 — борт, фанера 4;
- 4 — транец, фанера 4; гнуть по дет. 10;
- 5 — планширь, фанера 6-10;
- 6 — носовая палуба, фанера 6-10;
- 7 — банка носовая, фанера 6;
- 8, 9 — банка, фанера 6;
- 10 — банка кормовая, фанера 6;
- 11 — зашивка, фанера 4; 1 шп.;
- 12 — зашивка, фанера 4; 2 шп.;
- 13 — зашивка, фанера 4; 7 шп.;
- 14 — стойка, 15х30;
- 15-20 — флортимберс, 20х50;
- 21 — флортимберс, S=20;
- 22-27 — топтимберс, 15х30;
- 28-32 — бимс, 15х30;
- 33-37 — ребро жесткости, 15х30;
- 38, 39 — стойка, 15х30;
- 40 — лекало, 100х300;
- 41 — брус, 30х100х1000;
- 42 — брус, 30х60х800;
- 43 — брус, 30х100;
- 44 — брус, 40х60х900;
- 45 — скуловой стрингер, 15х30;
- 46 — привальный брус, 15х30;
- 47-48 — фальшкиль, 20х30;
- 49, 50 — релинги (нос и корма), труба 015-20; нерж. сталь; гнуть;
- 51 — подмоторная накладка, фанера; пакет 30 мм (10х30, 3 шт.).