Хочу поделиться опытом постройки легкой моторной лодки, на мой взгляд, довольно удачной.
С детства увлекаюсь рыбалкой, приобщил к ней приятелей. Практически все выходные, свободные от неотложных дел, стараемся проводить на природе. Водоемов в окрестностях нашей Тюмени много, но любимое место находится далековато. Добирались до него обычно сначала на машине, а потом, оставив ее в деревне у знакомых, плыли 10-15 км по реке на байдарке.
Идея самому построить моторную лодку пришла мне 8 голову в прошлом году, после тяжелой двухчасовой борьбы со встречным ветром и течением. В принципе, лодку можно было купить в магазине, но платить 15-20 тысяч рублей за имевшиеся там корытообразные изделия не было никакого желания. В голове вырисовывалась трехместная 3.3-метровая лодка весом не более 60 кг, чтобы перевозить на багажнике "Нивы", под предполагаемый мотор "Ветерок-12". Переворошив кучу литературы, решил взять за основу лодку, описанную в статье "Наша автомобильная моторка" ("КиЯ", №159), и слегка изменить обводы. В отличие от описанной там лодки из фанеры, мне показалось много проще изготовить ее из алюминиевых листов, к тому же достать их не составило большого труда. На днище пошли листы дюралюминия толщиной 1.7 мм, на борта — листы сплава АМг-5 толщиной 1.5 мм, на набор - алюминиевый уголок 25x25x2 мм. Опыта строительства лодок не было никакого.
Работа началась с покупки широкой сосновой доски толщиной 50 мм. Разметив на ней профиль, на деревообрабатывающем станочке за один вечер выстругал киль будущей лодки и положил его на ровный пол, придавив грузом, чтобы не повело при сушке. Затем, начертив очертания шпангоутов на бумаге в натуральную величину, приступил к их изготовлению. Гибка уголков оказалась практически невозможной (алюминий трескался), поэтому шпангоуты пришлось изготовить из прямых отрезков уголка с косынками на заклепках. Шпангоуты прикрепил шурупами к килю, затем приклепал к ним стрингера. Перевернул получившийся каркас вверх дном и положил сверху дюралевый лист продольной половины днища. Закрепил его к набору на плоском участке (от кормы) винтами М4 с гайками, и подтягивая его постепенно от миделя к носу получил плавные обводы. 06-чертил контур. Сняв затем лист, обрезал шлифмашинкой ("болгаркой") кромки и получил точную выкройку половинки днища, по которой сделал и вторую его часть.
Приклепывал днище к каркасу дюралевыми заклепками 4x8 с шагом 35 мм через прокладку из трех слоев липкой ленты ПВХ 0.3x20 мм. Проблема возникла при обжатии листа в носовой части — лист изгибался волнами. Вышел из положения тем, что положил под шпангоуты криволинейные деревянные подкладки. В итоге форма днища получилась даже лучше. С бортовыми листами в этом плане было проще.
Поскольку клепать обычными заклепками борта одному было неудобно, пришлось купить заклепочник-клещи и комбинированные импортные заклепки 4x10 мм. После клепки прогерметизировал швы обшивки шпаклевкой из эпоксидного клея и алюминиевой пудры. Расчетный вес "Синильги" без банок и настила составлял около 57 кг. Изготовленные в спешке банки и пайол дали 15-18 кг лишних (к следующему году планирую их заменить на более легкие из фанеры).
При нагрузке один рулевой плюс 15 кг груза максимальная скорость составила 38 км/ч. При нагрузке два человека лодка выходила на глиссирование с трудом, однако скорость упала не намного — до 34 км/ч. При нагрузке рулевой плюс два пассажира скорость упала в два с лишним раза и составляла 15 км/ч.
Приятно удивили прекрасная маневренность и в то же время устойчивость на курсе: можно было на полминуты бросать румпель и лодка шла при этом, не меняя курса; разворот на полном ходу удается совершать почти на месте.
Несколько разочаровал мотор "Ветерок-12" — прожорливостью и затрудненным запуском. Да и недостаточна для нашей "Синильги" его мощность: в самый раз был бы, пожалуй, осваиваемый уже столько времени "Ветерок-20", но где он?
Сейчас, после сезона эксплуатации, я бы уменьшил высоту борта на 40 мм, а ширину лодки — на 100 мм, деревянный кильсон заменил бы на гнутый из алюминиевого тавра. Толщину обшивки также можно снизить до 1.5 мм на днище и 1.2 мм на бортах. Напрашивается и небольшое уменьшение ширины от миделя к корме. Вес лодки составил бы при этом 40-45 кг.
Думаю, что желающие сделать подобную лодку найдутся. Помимо такого преимущества, как малый вес (втроем мы без проблем переносили "Синильгу" на руках на 50-100 м), привлекают и небольшие затраты на материалы и инструмент (около 2.5 тыс. рублей).
Хотелось бы почаще читать на страницах журнала об опыте постройки и эксплуатации судов энтузиастами.