Одержимость идеей и, вероятно, развитые авантюристические наклонности при ограниченных финансовых возможностях заставили меня — руководителя детского технического кружка, и группу энтузиастов-учащихся заняться постройкой микрояхты недопустимо малых размерений и повышенной мореходности.
С октября 1998 по август 2000 года мы были заняты этим делом: разработали проект и, не без помощи администрации, выделившей средства для покупки электродрели, моторчика "Салют", бензина и фотообеспечения, построили моторно-парусный килевой бот, При наибольшей длине корпуса 1.6 м его ширина 1.3 м.
Особенность проекта в том, что корпус сделан как бы двухэтажным. Киль сделан не плоским, а объемным и полым, открытым сверху. Это — плоскодонная лодка с острыми носом и кормой при ширине на миделе около 0.8 м. Она и служит кокпитом; изнутри на плоское дно уложен балласт, а на него — реечный пайол. В корме снаружи на киле сделан плавничок.
А на этот "нижний этаж" поставлен остроскулый поплавок с вырезом (в плане) по форме кокпита, имеющий транцевый нос и транцевую корму с кронштейном под "Салют".
Прошедшим летом мы начали испытания бота у нас — в дельте Волги — и с каждым выходом на воду открываем все новые и новые возможности.
Главные его строители — ученики сейчас уже пятых-восьмых классов школ нашего города Нариманов. Это Вереникин Сергей, Кардашин Илья, Писклов Станислав и Шалдаев Роман. Это они 26 мая 1999 года нарекли кораблик именем "Вилли I". Им хорошо помогали Александр Сорокин и Иван Турусов — учащиеся ПТУ-32, а также наши авиамоделисты во главе с их руководителем Петром Гребенщиковым.
Движение на веслах на нашем боте подходит для тех, кто не очень спешит. При большой нагрузке скороходом его не назовешь, а вот при уменьшении нагрузки верхний "надводный" корпус выходит из воды, действующая ватерлиния сужается и грести значительно легче. Соответственно и скорость получается больше.
Максимальная пассажировместимость бота — пять человек: трое взрослых сидят на банках и двое детей — на бортах; нормальная — два-три человека.
Ходить с полным экипажем под мотором пока не пробовали, а двое-трое взрослых под "Салютом 2Э" совершали прогулки выходного дня и чувствовали себя вполне комфортабельно при скорости движения, составляющей примерно 7-8 км/ч.
С мотором "Ветерок 8Э" скорость вдвое больше, но на полном газу появляется одно неблагоприятное обстоятельство: дифферент на корму превышает 20°.
Пока мы не можем утверждать, что мощность ПМ более 3.5 л.с. для нашей лодки вполне безопасна.
На низ килевой секции мы берем от 70 до 140 кг балласта; в принципе, вместо него для преодоления сильного течения можно было бы и установить малогабаритный стационарный двигатель мощностью около 6 л.с. Но это уже дело будущего.
Лодка легко дифферентуется размещением небольших грузов в оконечностях; это улучшает условия гребли и заглубление мотора.
Проектом предусмотрено парусное вооружение типа гафельный шлюп с площадью парусности 4.6 м2. Мачта ставится в самом носу и раскреплена вантами; вперед выстрелен довольно внушительный бушприт. Пока у нас готов только грот площадью 3.3 м2. С одним гротом — без стакселя — бот управляется плохо, но способен развивать скорость почти такую же, что и с подвесным мотором "Салют".
Обшивка подводной части ("киля") — двухслойная диагональная из реек лиственницы толщиной 7-10 мм; надводный борт — фанера толщиной 3 мм и один слой стеклоткани. Такая прочная обшивка дает возможность плавания при волне на мелководье. Добавлю, что почти все пространство надводного корпуса-поплавка занято блоками плавучести.
Пока нам сравнивать свой бот не с чем, тем более, что испытания не закончены. Аналогов наш проект не имеет, хотя в "КиЯ" были упоминания о микротрансатлантике с миделем похожего типа.
В. Задков, руководитель отдела НИОКР Центра технического творчества учащихся Наримановского р-на Астраханской области.