Основные данные катера "Забава-53"
Длина, м | 5.30 |
Ширина, м | 2.17 |
Вес корпуса, кг | около 400 |
Мощность ПМ, л.с. | 90-115 |
Скорость, км/ч | 65-70 |
Сухой вес, кг | 600 |
Водоизмещение, кг | 1100 |
Пассажировместимость, чел. | 5 |
Если учесть, что почти все наши современники — занятые люди, будь то автомобилисты или пешеходы и, как правило стремятся непременно отдыхать у воды и на воде, то, надо полагать, идеалом для многих будет быстроходный, мореходный и комфортабельный катер, перевозимый трейлером. А это и прогулки "с ветерком", и рыбалка, и акваланг, и водные лыжи. Это неизведанные морские и пресноводные просторы, необитаемые острова и недоступные берега...
Знаю по опыту, что одним из наиболее приятных и захватывающих периодов в жизни будет время, когда вы станете хозяином и капитаном корабля, построенного по выбранному вами проекту. Играя активную роль в процессе постройки, предвкушая новый стиль жизни, широкие перспективы отдыха с семьей, друзьями и партнерами по работе, вы будете получать ни с чем не сравнимое удовольствие. А построенный катер станет символом вашего благополучия, положения в обществе.
Мини-крейсер "Забава-53" — это нужный вам многоцелевой катер. Высокий борт и закрытая рубкой-убежищем носовая часть, обводы глубокое V с килеватостью днища -24°, высокая энерговооруженность — это факторы, определяющие скорость и мягкий, безударный ход на волнении.
Благодаря конвертации кокпита возможны три основных варианта использования мини-крейсера, построенного по приводимым чертежам.
А — В прогулочном варианте на борт можно принять пять человек. Катер очень удобен для буксировки лыжника (имеется пилон-тренога) и для "дайвинга" — подводного плавания. За транцем — платформа и трап по правому борту, незаменимые при купании и обслуживании аквалангистов и воднолыжника. По левому борту в кокпите, за креслом водителя, — бар.
В — Рыболовный вариант. Армия рыболовов-любителей оккупировала берега. Всем известно, что для настоящей рыбалки нужно оторваться от берега, а для этого необходима надежная лодка, еще лучше — всепогодный мореходный катер, чтобы иметь возможность и быстро добраться до самых "рыбных" мест, и вовремя уйти от внезапной непогоды. Для успешной рыбной ловли уже недостаточно иметь спиннинги и удочки. Совершенно необходима современная электроника: эхолот, рыболокатор, а также прибор, измеряющий процентное содержание в воде кислорода, водородный показатель, освещенность, температуру.
Для того чтобы было удобнее ловить рыбу, среднее кормовое кресло переносится в центр кокпита и устанавливается на вертикальную опору — регулируемый стандерс, который опускается, поднимается и поворачивается. Снимая это кресло, вы освобождаете место в корме для садка, в котором будет храниться свежая рыба. По левому борту за креслом водителя — бар.
С — Вариант дейкрейсера, дающий возможность посещать труднодоступные берега, где обилие грибов и ягод, безлюдье и тишина... Три человека будут чувствовать себя на катере достаточно комфортно, хотя при плаваниях сравнительно большой продолжительности, когда нужно размещаться на ночлег, приходится брать много поклажи, продуктов и топлива. С собой в поход можно взять палатку, чтобы провести ночь на берегу у костра.
На стоянке ночью или в плохую погоду можно быстро установить над кокпитом тент. На время отдыха по правому борту кресла раскладываются, трансформируясь в спальное место. Шток — стандерс — для рыболовного кресла используется для установки в кокпите обеденного стола. В вашем распоряжении мойка, бар, рундуки, газовая плита, садок для рыбы, два спальных места в закрытой носовой части. Под настилом — химический туалет.
Для хранения на берегу, спуска на воду и подъема, а также для транспортировки за автомобилем будет необходим трейлер. Рама, колеса, лебедка — все в его конструкции должно быть надежно и, естественно, соответствовать техническим требованиям ГИБДД к прицепам.
Постройка корпуса "Забавы-53" ведется с обшивкой из водостойкой авиационной фанеры (по ГОСТ 102-75). Сборка производится на эпоксидной смоле. Корпус снаружи оклеивается стеклотканью на полиэфирной смоле с введением пигмента в последний — наружный — слой.
Для изготовления шпангоутных рамок необходимо собрать из фанеры или толстого картона плазовый щит размером 3.5х2.3 м. Пользуясь плазовой таблицей ординат и спецификацией, на щите вычерчиваются шпангоуты. На каждую рамку необходимо вынести КЛ — контрольную горизонтальную линию и ДП; положение КЛ — 900 мм от основной плоскости. На каждой рамке на уровне КЛ прибивается шергень-планка.
Корпус собирается в положении вверх килем. Стапель представляет собой два бруса (по 5.5 м длиной), выставленных в горизонт на расстоянии по 700 мм от ДП; по ДП натягивается струна; на верхние рабочие грани брусьев выносится положение шпангоутов (шпация 500 мм).
Шпангоуты ставятся строго вертикально и раскрепляются.
Лист зашивки транца, изогнутый по радиусу 2050 мм (проекция план), устанавливается с учетом наклона.
После установки поперечного набора можно врезать рейки продольных связей и тщательно малковать все поверхности набора, на которые будет ложиться фанерная обшивка. Обшивать корпус нужно, начиная с днища. При зашивке бортов край фанерного листа надо выпускать ниже скулы для удобства формирования горизонтальной полки редана 3. Обшивка ставится на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями к продольному набору и шурупами к шпангоутам.
По плазовой таблице на обшивку выносится положение реданов 1 и 2. Пенопластовый заполнитель надо зачистить, а затем оклеить стеклотканью. Весь корпус также необходимо зачистить под оклейку стеклотканью.
Перевернув корпус, снимают временные шергень-планки и производят монтаж рецесса и продольных балок-стрингеров. Транец зашивается (на эпоксидке) изнутри рейками толщиной 10 мм, изогнутыми по обводу (R2050); набрав необходимую толщину (~70 мм), проклепываю весь слой гвоздями "взагиб". Вырез в транце и толщину подмоторной балки необходимо оформить точно по указаниям "Installation Specifications" фирмы-поставщика подвесного мотора. После монтажа продольных и поперечных связей, рецесса и переборок все угловые сопряжения с днищем оклеиваются "мокрым угольником". Вдоль днища (район шп. 1-5) и по днищу от балки до борта (район шп. 5-транец) необходимо выложить на клею пенопласт, обеспечивающий запас плавучести, и оклеить его сверху стеклотканью.
Чтобы сохранить дизайн проекта, нужно вычертить в натуральную величину очертания рубки и сделать развертки — раскройки лобовой и боковой стенок и стекол.
Под палубой, в районе болтов уток и релингов, надо поставить надежные подкрепления — фанерные накладки.