В нашем клубе юных моряков "Бригантина" (г. Электросталь) мы начали строить лодки для обучения ребят гребле и плаваниям под парусом на небольших водоемах. Лодки строятся легкими, чтобы можно было их без особого труда переносить вдвоем. Остановились на таких размерах: длина — 3 м, ширина — 1 м, высота борта — 0.35 м, вес — не более 25 кг. В конструкции нет ничего особенного, если не считать того, что обшивка сделана из элвуда (это — смесь полипропилена с древесной мукой). По внешнему виду материал напоминает прессшпан толщиной 3 мм; его используют для внутренней отделки автомашин ("ВАЗ" и др.). Он хорош тем, что совершенно не боится воды, прочен, легок и корпус из него не требует обклейки стеклотканью.
Естественно, возник вопрос о выборе парусного вооружения лодок. Обычный вариант — высокая мачта плюс бермудский парус нас не устраивал, так как был сложным и тяжелым. Мы решили применить видоизмененное — упрощенное — латинское вооружение с разрезным гротом на двуногой мачте. Для простоты большую часть паруса назвали собственно гротом, а переднюю малую — стакселем. Передняя шкаторина грота обтягивается галсом в диаметральной плоскости, нижние шкаторины грота (длиной 2 м) и стакселя (1 м) — мягкие, свободные.
По расчетам, с таким вооружением лодка должна хорошо ходить от бейдевинда до бакштага. На курсе фордевинд эффективность грота будет низкой даже при постановке парусов "на бабочку". Но два курса бакштаг разными галсами вместо одного курса фордевинд на одной прямой будут намного выгоднее.
Вопрос о рифлении не рассматривали (по аналогии с "Оптимистом" и "Лучом"), при необходимости можно вооружать лодки одним стакселем. Для срочной уборки рангоута с парусами достаточно отдать галсовый конец штаг-пирса.
Теперь конкретно о парусном вооружении. Рангоут не имеет стоячего такелажа. В разобранном виде он состоит из пяти 2-метровых деревянных секций диаметром 40 мм. Две из них — двуногая мачта, третья — штаг-пирс, четвертая — опорный реек, пятая — верхний реек.
Жесткость рангоута в сборе обеспечивается болтовым соединением топов мачт, штаг-пирса и опорного рейка.
Верхняя шкаторина грота (2 м) и передняя шкаторина стакселя (2 м) крепятся к рангоуту "чулком". В переднюю шкаторину грота (1.9 м) для прочности от бензельного угла до галсового вплетен стальной тросик диаметром 2-3 мм (названия углов парусов соответствуют названию углов разрезного фока шлюпки "ЯЛ-6"). Площадь парусности — около 5 кв. метров.
Вместо шверта применен шверц, так как установка швертового колодца существенно утяжелила и усложнила бы конструкцию лодки. Шверц имеет размеры 1000x300 мм и вырезан из 10-мм фанеры. При лавировке шверц вывешивается с подветренного борта. Сечение шверца профилировано, как на "Кадете" или "Оптимисте".
В качестве руля можно использовать весло, предварительно установив на транце гнездо для уключины; в дальнейшем сделаем обычный подвесной руль.
Размеры указаны для нашей лодки. Для лодок большей длины высоту мачт, штаг-пирса и рейков нужно принимать равной 2/3 длины корпуса, а размеры шкаторин парусов берутся по этим размерам.
Парус и рангоут в разобранном виде в упаковке будет представлять собой 2-метровый цилиндр диаметром около 100 мм, удобный в хранении и перевозке. На наш взгляд, такой вариант намного проще в эксплуатации, чем подвесной парус, какое-то время выпускавшийся серийно.
Думаю, что наша идея портативного паруса заинтересует многих владельцев гребных лодок. Ведь новое — это хорошо забытое старое, а латинский парус служил человеку верой и правдой еще в XVII веке на многих морях. Было бы очень интересно, если бы кто-нибудь смог поделиться опытом использования такого вооружения.