Зачем моторке паруса — говорилось уже не раз. Очевидно, останавливаться на этом смысла нет. Расскажу об изготовленном мною парусном вооружении для «Прогресса», которое можно применить и на «Казанках», и на других лодках таких же размеров.
Вооружение весит всего 15 кг, легко и удобно укладывается вдоль бортов под сиденьями. Деревянная мачта собирается из двух частей и соединяется дюралевой муфтой с прорезью по ликпазу. Эта муфта постоянно закреплена на верхней части мачты, положение конца нижней части фиксируется сквозным болтом с гайкой-барашком.
Гик установлен миллиметров на 50 выше края ветрового стекла. Если на лодке стекла нет, гик должен быть расположен примерно на высоте плеч сидящего в лодке человека. Крепление к мачте должно позволять гику поворачиваться и в горизонтальной,и в вертикальной плоскостях. Оковки и муфта на мачте сделаны из 3-миллиметрового дюраля.
Степс можно сделать по эскизу, приведенному на в №20 сборника. Я сделал постоянный степс из дюралевой трубы диаметром 42 мм, закрепленной с помощью фланцев-накладок к палубе и настилу багажника. Труба опирается на деревянный башмак, точно подогнанный по днищу лодки.
Бортовые шверцы вырезаны из 3-миллиметрового дюраля, надеты стойками на концы шпилек в торцах поперечины и зафиксированы гайками-барашками. Поперечина своими концами ложится на продольные бортовые бруски, высота которых определяется погибью палубы. Эти бруски двумя болтами М6 постоянно прикреплены к планширю лодки. Места их установки намечаются так, чтобы поперечина располагалась над швом листов палубы перед ветровым стеклом. Для постановки болтов советую использовать отверстия из-под удаленных заклепок планширя. Под концы продольных брусков надо подложить прокладки из мягкой резины толщиной 3—4 мм. Отверстия под болты М6, соединяющие поперечину с продольными брусками, удобнее всего сверлить по месту.
Шпильки-оси, имеющие резьбу на обоих концах, ввинчиваются в поперечину на клее БФ-2. Можно, конечно, использовать и болты, сделав в поперечине соответствующие гнезда. По обеим сторонам от шпилек-осей установлены вертикальные упоры для шверцев.
Паруса я раскраивал и шил, руководствуясь статьями в выпусках №3 1964 г. и №25 1970 г. Латы выпилил из тонкого текстолита.
Фалы длиной по 8 м вырезал из пенькового троса окружностью 25 мм, шкоты по 4 м — из капронового конца. Штаг, по которому поднимается стаксель, сделан из 5-миллиметровой сталистой проволоки в эластичной изоляции, ванты — из 3-миллиметровой проволоки, обмотанной изоляционной лентой.
Управлять лодкой под парусом удобно с помощью съемного руля — дюралевой пластины, закрепляемой хомутиками к подводной части мотора.
Не забудьте сделать деревянную или текстолитовую пробку, которой закрывается отверстие в степсе, когда мачта снята!