Основные данные лодки после оборудования парусами
Длина наибольшая, м | 4,1 |
Длина габаритная (с бушпритом и рулем), м | 5,04 |
Длина по КВЛ (без руля), м | 3,7 |
Ширина наибольшая, м | 1,4 |
Высота борта на миделе, м | 0,57 |
Осадка корпусом/швертом, м | 0,25/0,78 |
Высота мачты от шпора, м | 4,1 |
Площадь парусности, м2 | 8,6 |
Я — владелец «Пеллы» первого выпуска, имеющей острые обводы корпуса и высокий надводный борт. Несмотря на валкость — чувствительность к кренящим нагрузкам в начальный период крена — лодка достаточно остойчива, чтобы нести небольшую парусность. Для повышения жесткости бортов фланец-планширь был усилен ясеневым брусом сечением 20X45 и длиной 2000 мм, прикрепленным на болтах. С той же целью были поставлены широкие (300 мм) средние банки, жестко связанные с корпусом лодки.
Все детали рангоута изготовлены из ели. Клееная мачта состоит из двух частей, соединяемых при помощи муфты из нержавеющей стали длиной 250 мм. Максимальный диаметр мачты — 55 мм, у топа — 35 мм. Мачта устанавливается в дубовый степс через пяртнерс и раскрепляется стальными вантами диаметром 4 мм с тросовыми талрепами. Штагом служит ликтрос передней шкаторины стакселя, который набивается стаксель-фалом. Съемный бушприт, на который ставится кливер, крепится к скобе на носовой банке и стальным ватер-штагом к форштевню. Кливер используется в основном при слабых (до 5 м/с) ветрах.
Паруса сшиты из синтетической ткани. Грот поднимается при помощи фала и ракс-бугеля, скользящего по мачте.
Швертовый колодец изготовлен из бакелизированной фанеры толщиной 7 мм и дубовых брусков, скрепленных эпоксидным клеем и латунными шурупами. К корпусу лодки основание колодца крепится при помощи эпоксидного клея с прокладками из стеклоткани и сквозных днищевых болтов диаметром 8 мм с полукруглой увеличенной головкой. Для увеличения жесткости колодец связан со средними банками дубовыми брусьями сечением 40Х40 мм.
Шверт из дюралюминиевого листа имеет ширину 320 мм при длине выдвижной части 525 мм. Ось — болт диаметром 10 мм — расположена в районе штатного киля, усиленного продольными вставками из бак-фанеры. В колодце встроены шкивы для штерта, при помощи которого шверт можно убрать в колодец. Опускается шверт под воздействием собственного веса.
Рулевое устройство смонтировано на струбцине подвесного мотора «Салют». Перо руля размером 600X300 мм вырезано из бакелизированной фанеры толщиной 10 мм.
Вес всего оборудования и оснастки не превышает 20 кг.
Лодка с описанным вооружением успешно эксплуатируется в течение трех сезонов в условиях Финского и Выборгского заливов при различных погодных условиях. Она проста в управлении, удобна и безопасна. При ветрах до 5 м/с, как правило, используется полное парусное вооружение, при ветрах 5—10 м/с — грот и стаксель. При более сильных ветрах площадь грота уменьшается за счет наматывания полотнища паруса на гик. В штормовом варианте вместо грота ставится стаксель, а вместо стакселя — кливер.
Лодка хорошо центруется и практически не требует постоянной работы рулем, удовлетворительно идет в лавировку с углом около 90 °, хорошо слушается руля и легко выполняет поворот оверштаг даже в слабый ветер. При совместном использовании парусов и подвесного мотора "Спутник" лодка идет в бейдевинд под углом 35—40" к ветру.
Максимальная скорость под парусами — 5,1 уз — была достигнута при ветре 10—12 м/с на курсах бакштаг-галфвинд с двумя пассажирами на борту и грузом около 150 кг.