Основные данные яхты
Длина наибольшая, м | 7,70 |
Длина по ватерлинии, м | 5,30 |
Ширина наибольшая, м | 2,80 |
Ширина по ватерлинии, м | 1,80 |
Осадка, м | 1,50 |
Надводный борт на миделе, м | 0,90 |
Надводный борт в корме, м | 0,80 |
Водоизмещение, кг | 1000 |
Вес фальшкиля, кг | 400 |
Площадь парусности, м2 | 27 |
После постройки яхты мы несколько раз участвовали в соревнованиях, чтобы сравнить ее ходовые качества с другими яхтами близких размерений. Сразу оговоримся, что хотя внешний вид «Чемпиона» стилизован под гоночное судно, яхта строилась в первую очередь для крейсерских плаваний, туризма и отдыха. Обводы корпуса не благоприятны для обмера по правилам IOR (главным образом потому, что обмерная ширина составляет всего 2,25 м при максимальной ширине 2,80 м). Гоночный балл яхты (около 5,50 м) слишком высок по сравнению с ее реальными гоночными качествами. Тем не менее, результатами соревнований мы были вполне удовлетворены. Лавировку мы обычно проходили в первой половине флота из 30 яхт, состоящего из таллинских четвертьтонников, «Нефритов», «Круйзеров» и крейсеров, перестроенных из «Драконов». На полных курсах при ветре в 5 баллов яхта выходила на режим серфинга. Мы убедились, что несмотря на необычные обводы, яхта способна конкурировать в соревнованиях со своими «классическими» соперницами близких размерений.
Оборудование яхты рассчитано на крейсерские плавания экипажа из 4 человек.
В носовой части корпуса расположена двуспальная койка размером 1,20X2,00 м, по бортам которой находятся два просторных рундука для постельных принадлежностей и одежды. Пространство под койкой используется для хранения парусов, канатов и т. п. Две мощные переборки, которые воспринимают основные нагрузки от мачты, вант и балластного киля, выделяют отсек для камбуза и гальюна.
В центральной каюте, где высота до подволока равна 1,40 м, имеются два дивана, под которыми устроены рундуки для хранения мелких вещей и инструмента, и небольшой столик с откидной крышкой. Под кокпитом расположен шкаф для верхней одежды. В просторном ахтер-пике хранятся подвесной мотор, канистры с бензином, якоря, палатки, надувная лодка и другие крупногабаритные вещи.
Яхта построена гладкопалубной с повышенным надводным бортом. Отсутствие рубки значительно упростило конструкцию, а в солнечную погоду большая просторная палуба является великолепным солярием. Самоотливной кокпит открыт с кормы и занимает почти всю ширину яхты. Это позволяет экипажу эффективно откренивать судно, сидя на наветренном борту. Рулевому обеспечивается хороший обзор по курсу. В кокпите, не мешая друг другу, могут находиться четыре-пять человек.
На палубе установлены две шкотовые лебедки, рельсовые погоны для блоков стаксель- и гика-шкотов, стопора для фалов и оттяжек. Большинство стопоров сгруппировано на крышке капа. На ходу под парусами ходовые концы снастей могут убираться внутрь яхты, чтобы не загромождать палубу.
На яхте предусмотрено парусное вооружение с топовым стакселем. Паруса сшиты из лавсана на Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения.
Для того чтобы ускорить и упростить процесс постройки, был применен оригинальный метод сборки корпуса без стапеля. Корпус собирался из нескольких фанерных листов обшивки и палубы, заранее вырезанных по контуру в чистый размер. При соединении листов по скуле и установке двух-трех переборок корпус получил заданные чертежами обводы. Подобный метод сборки дает существенную экономию времени. У нас сборка корпуса заняла меньше четырех месяцев. Работали один-два человека по субботам и воскресеньям. Затраты труда составили около 500 чел-ч; из них примерно 300 чел-ч ушло на сборку шпангоутных рамок и переборок и только 200 чел-ч заняла непосредственно сборка корпуса. Вряд ли можно построить яхту таких размерений традиционным способом за столь короткое время.
Последовательность работ при постройке корпуса была следующая:
- 1. На плазе собирались шпангоутные рамки и поперечные переборки. На них устанавливались бруски для крепления коек, зашивки полок и шкафов, прорезались пазы для киля, мидельвейса, привальных брусьев и скуловых стрингеров.
- 2. На листы фанеры, состыкованные до необходимых размеров, переносились с теоретического чертежа развертки бортов и днища. На вырезанных заготовках бортов отмечались точные места установки шпангоутов.
- 3. Обе заготовки обшивки бортов были установлены на ровную площадку и соединены между собой на форштевне и обвязке транца. Затем на свое место была поставлена рамка среднего шпангоута. Корпус уже приобрел свои очертания.
- 4. По нанесенной на борта разметке устанавливались остальные шпангоуты, начиная от миделя к оконечностям. В заранее прорезанные пазы укладывались привальные брусья, мидельвейс и палубные стрингера. Корпус приобрел необходимую жесткость. После проверки правильности обводов монтировалось внутреннее оборудование, койки, шкафы, полки и т. д.
- 5. Устанавливались и крепились к набору листы палубы, днища кокпита и транец.
- 6. Затем корпус перевернули и в заранее прорезанные пазы установили киль и скуловые стрингера. Последним был поставлен на место и закреплен лист днищевой обшивки.
Впоследствии, используя аналогичный метод, нами была построена яхта минитонного класса с двухскуловыми обводами.
Фальшкиль был изготовлен в виде полой коробки из стеклопластика. В ее нижнюю часть заложили 150 кг свинца, остальную часть заполнили различным металлоломом и залили цементом. Общий вес фальшкиля получился равным 400 кг. Его крепление к корпусу осуществлялось при помощи шести болтов М20, расположенных в два ряда. В теле фальшкиля перед заливкой цементом к болтам были приварень коротыши из арматурной стали.
Перо руля обтекаемого профиля склеили из сосновых реек. После обработки его оклеили двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем. Стальной баллер диаметром 30 мм соединен с пером руля при помощи четырех шпилек М8, на которые надевались рейки с заранее просверленными отверстиями.