П. А. Середенко в прошлом черноморский рыбак, а теперь судостроитель, к тому времени имел уже большой практический опыт в постройке яхт. При его участии в Херсоне были построены крейсерские яхты «Днепр», «Украина» и «Одиссей».
Энтузиазмом и увлеченностью парусным спортом П. А. Середенко «заразил» Н. Н, Задорожного, В. Н. Бровко, П. Т. Марковского, П. В. Смаля и других яхтсменов Херсонского судостроительного завода на нелегкий труд создания «Борисфена».
Яхта строилась три года. Корпусом для нее послужил вышедший из строя и списанный пластмассовый беспалубный мотобот типа «дори».
После неоднократных обсуждении яхтсмены приняли решение создать яхту с парусным вооружением типа бермудского кеча.
Основные данные
Длина наибольшая, м | 8,50 |
Ширина наибольшая, м | 2,80 |
Высота надводного борта, м | 1,10 |
Водоизмещение, т | 5,98 |
Осадка, м | 1,2 |
При переделке мотобота в яхту увеличили высоту борта в средней части до двух метров, установили палубу, рубку. Новые конструкции изготовили из коррознонно стойкого алюминиево-магниевого сплава марки АМг5. Этот же сплав был применен и для рангоута — мачт, гиков, бушприта. Все конструкции и рангоут выполнены электросварными.
Металлические конструкции соединены с пластмассовым корпусом при помощи болтов. В корпусе были оборудованы следующие помещения: форпик; носовой кубрик (длина 2,25 м); машинное отделение (1,5 м); по бортам машинного отделения камбуз и кладовая (1,86 м); кают-компания (2,65 м); ахтерпик (0,75 м).
Палуба и рубка в кубрике и кают-компании были обклеены плиточным теплоизоляционным материалом ФС-72 и зашиты декоративным слоистым пластиком.
Яхта одновременно способна нести пять парусов: кливер, стаксель, грот, апсель и бизань. Общая площадь парусов в этом случае составляет 48 м2. Паруса пошиты из лавсана.
Для обеспечения остойчивости в трюме яхты уложен балласт массой 500 кг. Управление яхтой осуществляется из самоотливного кокпита, расположенного над машинным отделением.
При повороте диаметр циркуляции составляет 3-4 длины корпуса яхты. При силе ветра 4-5 баллов «Борис-фен» развивает скорость около 6 узлов. Для увеличения скорости на курсах фордевинд и бакштаг на грот-мачте можно ставить два прямых паруса.
На «Борисфене» установлен шлюпочный дизель «4ЧСП8,5/11—3» мощностью 23 л. с. с реверс-редуктором РРП-20-2. Ходовые и стояночный огни работают от аккумуляторных батарей напряжением 12 В. От этих же батарей питаются светильники в помещениях яхты. Яхта оснащена навигационными приборами, необходимыми для морских переходов — двумя магнитными компасами, секстаном, звездным глобусом, барометром и анемометром.
В поход одновременно может ходить 8 человек. Все члены экипажа имеют спальные места в кубрике и кают-компании. В прохладную погоду кают-компания отапливается четырьмя грелками, которые работают на горячей воде от системы охлаждения двигателя (когда работает двигатель) или от котелка емкостью 3 литра, устанавливаемого на камбузной газовой плите.
При задраенных люках вентиляция кают-компании осуществляется через бизань-мачту.
Запас пресной воды хранится в двух цистернах емкостью 70 л, из нержавеющей стали. Подача воды на камбуз осуществляется с помощью сжатого воздуха, подаваемого в цистерны из баллона.
В 1975 г. яхта «Борисфен» под командованием П. А. Середенко совершила свой первый спортивный поход по маршруту Херсон — Запорожье — Херсон. Яхтсмены остались довольны своей яхтой.
В июле 1976 г., после некоторых усовершенствований в парусном вооружении и внутреннем оборудовании, предполагается выйти в морской поход по маршруту Херсон — Скадовск — Черноморское — Севастополь — Херсон.
Счастливого плавания тебе, «Борисфен»!