Нас давно привлекала идея изготовления парусов из нетканых материалов. Поиски подходящей пленки, наконец, увенчались успехом. В 1974 г. был изготовлен первый парус — спинакер площадью 30 м2. Материалом для него послужила лавсановая электроизоляционная пленка толщиной 20 мк, весом 28—30 г/м2 и шириной 600 мм. Полотнища склеивались с помощью полиэтиленовой ленты (с липким слоем), которая накладывалась на шов с двух сторон. Лентой же усиливались углы паруса.
Парус получился легким, удерживал форму на самом слабом ветре и был прозрачным. Когда мы делали парус, то говорили себе, что нести его будем при ветре 1—2 балла, на деле же он выдерживал свыше 4 баллов. Выявились и его слабые места: полиэтиленовая лента «плывет» на швах при длительной нагрузке, имеет большую толщину и при укладке паруса в мешок коробится, отклеивается на сгибах. Слабым местом оказались и боуты.
В прошлом году мы изготовили и испытали на катамаране «Капитан Уиллис» стаксель площадью 55 м2. Для склейки применялась лавсановая лента с липким слоем типа ПТ-19 (ширина ленты 19 мм). О хороших механических свойствах шва можно судить по такому опыту: два человека не могли разорвать полоску из лавсановой пленки шириной 200 мм, имеющую поперечный шов, склеенный этой лентой.
Вес стакселя вместе с ликтросом и парусным мешком составил около 3 кг. Стаксель применялся при ветре свыше 3 баллов и показал себя очень хорошо. Стоимость исходных материалов — около 40 руб.
Для желающих сделать парус из пленки можно дать несколько советов. Клеить нужно на гладком столе (лучше с пластиковым покрытием). Края стола не должны иметь острых зазубрин, выступающих шляпок гвоздей и т. п. Разметку полотнищ удобно делать шариковой ручкой. При склейке обе полосы укладываются на столе и приглаживаются рукой, при этом за счет статического электрического заряда пленка хорошо приклеивается к поверхности стола. На краях в районе шва полотнища закрепляются к столу с помощью любых зажимов так, чтобы получился перекрой в 2—4 мм. Не нужно разматывать ленту сразу на всю ширину стола, а только на 300—400 мм, чтобы можно было постоянно контролировать правильность наложения. После прохождения шва его необходимо обработать тальком, чтобы избежать в будущем нежелательных склеек. Усиление углов производится лентой, которая накладывается веером. При этом куски ленты длиной в 200 мм выпускаются за пределы паруса. Эти куски сплетают и закладывают так, чтобы они образовали кольцо (замена кренгельса), после чего кольцо дополнительно обматывается лентой. Для усиления внутрь можно заложить коуш подходящего размера.
Парус получается очень прочным, свободно укладывается в мешок обычных размеров, не боится гниения. Единственный недостаток — приходится постоянно следить, чтобы он не попадал на острые и колющие предметы. Нои в случае повреждения ремонтировать его очень легко — все той же лентой.