Прежде всего обращают на себя внимание парусно-моторная крейсерская яхта «Конрад-54» и несколько уступающая ей по размерам яхта «Конрад-45». Набор этих яхт выполнен из дуба, сосны и красного дерева; обшивка —из досок красного дерева. Палубу покрывает водостойкая фанера; та же фанера в сочетании с красным деревом использована для внутренней отделки помещений. Все деревянные конструкции покрыты полиуретановыми лаками. Соединения выполнены на медных гвоздях, латунных и бронзовых шурупах, стальных оцинкованных болтах и клее «АГ». Такелаж — из нержавеющих стальных и синтетических тросов.
На выставке «Навимора» можно было не только ознакомиться с образцами яхт, но и опробовать их на воде. В испытательном рейсе на «Конраде-45» приняли участие одесситы А. Смелянская и А. Панна, поляки В. Скоринкевич и Т. Левандевский, свердловчанин Ю. Романов, саратовцы И. Белов и В. Соловьев. Руководил этой командой известный в Польше яхтенный капитан Здислав Пенькава. Новая яхта польских судостроителей продемонстрировала многочисленным посетителям выставки свои отличные мореходные качества.
При постройке яхт польские судостроители широко используют возможности международной кооперации. Формы для изготовления пластмассовых корпусов яхт типа «Картер-30», создаваемых по лицензии известной американской фермы «Картер Оффшор», а также швертботов класса «420» и «470» закуплены во Франции.
На выставке было представлено много различных судов с корпусами, отформованными из пластических масс. Например, яхта «Конрад-24», парусно-моторная яхта «Коркоран», парусная шлюпка «Оструда», рассчитанная на четырех человек, парусная лодка «Орион» — на пять человек. Интерес у посетителей вызвали также моторная лодка «С-495» (длина — 4,7 м, ширина — 1,8 м, вес — 310 кг), рассчитанная под мотор мощностью до 60 л. с., и миниатюрная моторка «Бася» (длина 2,6 м, ширина 1,8 м, вес 50 кг) под моторчик в 4 л. с. Внимание поклонников высоких скоростей привлекла глиссирующая мотолодка «Гиль» (длина 3,3 м, ширина 1,4 м, вес 105 кг), которая под мотором мощностью 35 л. с. с 4-мя пассажирами на борту способна развить скорость 55 км/ч.
В книге отзывов тесно от добрых слов в адрес польских судостроителей и организаторов выставки.
«Поражает разнообразие представленных яхт и лодок. Главная заслуга выставки заключается в популяризации парусного спорта, воспитывающего трудолюбие и мужество — качества, так необходимые молодежи. Председатель федерации парусного спорта Харьковской области яхтенный капитан Н. Проценко». «С каждым годом польская судостроительная промышленность увеличивает производство и улучшает качество спортивных судов. Это возможно только в тесном содружестве строителя и яхтсмена. Только человек, способный провести яхту сквозь штормы и ураганы, может с должной ответственностью оценить произведение судостроителя. Успешные плавания польских яхт вокруг света лучше всего говорят об их качествах. Олимпийский чемпион Т. Пинегнн».
Международная выставка — это не только показ лучших образцов, но и взаимовыгодные сделки торговых партнеров. Этой практической стороной дела занимались с советской стороны представители Торгово-промышленной палаты СССР н всесоюзного объединения «Судоимпорт». В своем заявлении для печати начальник отдела яхт «Навимора» Е. Рудзинскип, в частности, отметил:
— Это наша четвертая выставка в СССР. Она более представительна, чем предыдущие. На ней, кроме всего прочего, впервые представлена вся необходимая для парусных судов оснастка польского производства. Эта новая для нас продукция имеет немаловажное значение, так как раньше и Польша и Советский Союз закупали ее в основном в капиталистических странах. Выставка прошла на хорошем организационном уровне и принесла желаемые результаты. Здесь имеются в виду не только взаимовыгодные условия для поставки всех типов демонстрировавшихся на выставке судов, но и широкие возможности по-настоящему узнать своих торговых партнеров.
А это короткие интервью с представителями организаций, имевших самые тесные деловые контакты с сотрудниками выставки и фирмы «Навимор».
— «Спорткомитет Грузии приобрел «Конрад-54», — рассказал яхтенный капитан, мастер спорта СССР Т. Зоидзе, возглавляющий экипаж, которому передана эта яхта. — Отныне портом ее приписки станет Поти. Мы уже придумали имя для нашей красавицы — «Колхида». И по ходовым качествам (мы не раз выходили в море), и по оформлению произведение польских мастеров заслуживает самых лестных слов. Для всех 10 членов команды созданы максимальные удобства, имеется новейшее навигационное оборудование. На такой яхте можно совершать длительные морские переходы, участвовать в соревнованиях международного класса. Нам, членам сборной команды профсоюзов СССР, доверено отличное судно, и мы постараемся оправдать это доверие».
— «Все, что демонстрировалось на выставке в Сухуми, за исключением трех судов экспериментальной постройки, осталось в нашей стране, — рассказал уполномоченный Торгово-промышленной палаты СССР И. Кардашиди, — только различные организации Грузинской ССР закупили 47 судов; остальные отправятся в Москву, Ленинград, Таллин, Одессу, Куйбышев, Тольятти, Таганрог и другие города. Но мы приобрели не только первоклассные спортивные суда. В лице специалистов «Навимора» мы нашли добрых друзей, с которыми надеемся и впредь поддерживать тесные деловые отношения».
Примечания
1. 1-я выставка «Навимора» состоялась в 1973 г. в г. Одессе (см. сборник №42), у-я — з г. Таллине в 1974 г. (см. сборник №48), третья, посвященная тридцатилетию Народной Польши, проводилась в Москве.