Водно-моторный спорт пользуется в Воронеже большой популярностью. Свидетельством этого служат и 4-е командное место, занятое воронежцами на финальных соревнованиях (правда, в неофициальном зачете, поскольку сборная города участвовала как устроитель встречи — вне конкурса), две серебряные медали, завоеванные членами этой команды. В Воронеже живет неоднократный чемпион и рекордсмен страны и мира мастер спорта международного класса В. Слинков. Здесь мощный морской клуб, много работают с молодежью. Так что отсутствия знатоков-болельщиков устроители не опасались. И действительно, в дни гонок на дамбе, вдоль которой была проложена гоночная трасса, и около лагеря спортсменов собиралось очень много зрителей.
Трасса хорошо просматривалась и с трех сторон была более или менее прикрыта от ветра, но имела существенный недостаток: слишком мала была длина одного круга, 5 миль пришлось проходить в четыре круга вместо трех, как к этому привыкли наши спортсмены.
Программа соревнований была обширна — предстояло провести около 50 заездов: ведь Финал Спартакиады являлся одновременно и XXII чемпионатом СССР и VIII юношеским первенством страны.
В спартакиадном зачете суммировались результаты команд юношей и взрослых.
Составы команд: юношей — две мотолодки (SA-250 и SB-350) и один скутер (ОА-250); взрослых — две мотолодки (SB-350 и SC-500), два скутера (ОВ-350 и ОС-500) с отечественными форсированными подвесными моторами и три глиссера (R1, R2 и R4). Скутера международных классов OJ, ОА, ОБ и ОС с гоночными моторами любого производства в состав команд не включались; выступавшие на них спортсмены участвовали только в личном чемпионате СССР.
Членам сборных команд, выступающим на мотолодках и скутерах, предстояло пройти серию гонок 3X5 миль и одну 10-мильную гонку (юношам только серию 2X5 миль); выступающим на глиссерах — серию 3X10 миль и одну 15-мильную гонку. При этом все гонки серии шли и в командный и в личный зачет, а 10- и 15-мильная — только в личный. Скутера с гоночными моторами должны были участвовать в серии 3X5 кругов на немерной трассе с двумя буями и в одной Ю-мильной гонке на обычной трассе с четырьмя буями. В заездах этих скутеров в серии гонок зачет велся по очковой системе — по двум лучшим гонкам.
Таковы были условия соревнований, в которых участвовали сборные команды 13 союзных республик, Москвы и Ленинграда. Мандатная комиссия допустила к гонкам 160 спортсменов на 216 судах (многие заявились для участия в нескольких классах). Среди участников было 15 мастеров спорта международного класса — спортсменов, установивших мировые рекорды или занявших призовые места на чемпионатах мира и Европы, — свидетельство качественного роста отечественного водно-моторного спорта.
Об итогах напряженной, проходившей с 1 по 4 августа борьбы читатель може, судить по приводимым техническим результатам. Прокомментируем эти цифры.
Сюрприз воронежского финала — новые имена
Встреча была очень насыщенной событиями — большими и малыми, но, по общему мнению, наиболее интересным и, сразу отметим, полным неожиданностей оказался ее второй день. Это был день гонок на судах самых массовых у нас классов — мотолодок и скутеров.
К заездам судов классов В и С зрители всегда проявляют особый интерес. Это понятно — ведь на них стоят всем хорошо знакомые серийные моторы! В классе мотолодок, как известно, форсировка мотора правилами запрещена. Мотор должен быть почти точно таким, каким его выпускает завод (допускается только усиление подвески, полировка подводной части, замена гребного винта и запальных свечей); другими словами, мотор практически не отличается от тех, которые устанавливаются на сотнях тысяч прогулочно-туристских лодок любителей! И эти любители оказываются зрителями, кровно заинтересованными в происходящем. Они не только присутствуют на захватывающем спортивном зрелище, но и наглядно видят, на что способен «их мотор» в умелых руках.
Гонки на мотолодках представляют немалый интерес и для конструкторов: здесь имеет решающее значение даже не просто качество лодки, а оптимальность сочетания мотор — корпус — гребной винт. Добиться такого сочетания очень трудно, в поисках проходит не один гоночный сезон! Именно поэтому лидеры в классах мотолодок обычно держатся подолгу: два — три года подряд, а то и больше становятся чемпионами и призерами одни и те же спортсмены.
И в этот день поначалу казалось, что все будет, как и на предыдущем чемпионате — как обычно.
10.30 утра — первый старт. На мачте табличка «SB». Привычка видеть здесь лидерами двух мастеров спорта международного класса минчанина Г. Черненко и тартусца Т. Хааге уже настолько «укоренилась», что теперь все автоматически следят в основном за их лодками с номерами 27 и 71. Да и сами эти гонщики поглощены тем, что внимательно контролируют друг друга еще в предстартовой зоне. Оба берут старт точно «под ракету» и тут обнаруживается, что уже на старте в лидирующую группу «затесался» новичок — лодка № 15. Выясняется, что это молодой гонщик из команды РСФСР Юрий Иванов, Казалось, вот-вот все встанет на место: Черненко и Хааге, как всегда, оторвутся от всех и между ними развернется привычный поединок — борьба за титул чемпиона. Однако кончился первый круг, а №15 держался рядом с фаворитами; кончился второй круг — порядок не изменился, а на третьем круге Ю. Иванов обошел грозных соперников и великолепно финишировал первым.
Поначалу можно было подумать, что это задуманный асами тактический ход — прощупать возможных соперников! В следующей гонке — новый сюрприз. На этот раз где-то на середине дистанции ведущего гонку Г. Черненко опережает лодка № 50. Это опять-таки молодой спортсмен Николай Егоров из команды Латвии, в первом заезде как-то «незаметно» занявший 4-е место. Теперь он уверенно возглавляет лидирующую группу, оторвавшуюся метров на 300 от основной массы; затем, когда Черненко из-за неисправности двигателя сходит с трассы, его место занимает Ю. Иванов, финишный створ первыми пересекают два молодых гонщика.
В последней гонке серии победа новых претендентов на высший титул была воспринята уже как должное! По сумме скоростей Т. Хааге смог завоевать только бронзу: мотор на его лодке был не в порядке (при контрольной разборке обнаружилось, что один из золотников имел трещину, двигатель не отдавал полной мощности).
Итак, в классе SB новый чемпион и новый серебряный призер. Что-то теперь покажут заезды мотолодок старшего класса SC? Здесь безраздельным «хозяином дистанции» много лет является мастер международного класса А. Раудва. Правда, на «генеральной репетиции» в Херсоне, в гонках на Приз сборника он проиграл, но проиграл из-за неисправности двигателя! Удастся ли ему удержать привычное звание чемпиона?
Первый же заезд показал, что сюрпризы будут и здесь. Сразу после старта, уже у первого буя, оформилась головная группа с лодкой под номером 46 впереди. Это Андрей Жиров (Латвия). За ним по пятам следует его брат Сергей Жиров (Москва). Лишь четвертым идет А, Раудва и ничего не выходит из его попыток «восстановить порядок», а на третьем круге у него не выдерживает кронштейн подвески мотора и он вынужден сойти с трассы...
В последующих гонках серии новые лидеры доказали, что победа в первом заезде не была случайностью! Ведь экс-чемпион и не думал сдаваться без борьбы: оба заезда А. Раудва заканчивал третьим (но по сумме трех результатов занял только 11-е место!), лишь ненамного отставая от братьев Жировых. Тем убедительнее победа молодых, одержанная в напряженной спортивной схватке!
То, что новые чемпионы на мотолодках действительно сильнейшие, они доказали и в 10-мильной гонке, сделав золотой дубль. Правда, в классе SC чемпион и серебряный привез поменялись местами — на этот раз на верхнюю ступеньку пьедестала почета поднялся С. Жиров.
Новые чемпионы не только победили в гонках: по сообщению судейской коллегии, в обоих классах мотолодок победителями были показаны скорости, превышающие официальные рекорды мира. (Надо, правда, отметить, что на предыдущем чемпионате скорости на этой же Дистанции и в SB и в SC были еще на 3—4 км/ч больше, но по каким-то причинам заявка в UIM на регистрацию рекордов так и не была послана).
Впервые «Москва-30»!
Примечательно и другое. До сих пор на всех чемпионатах страны в классе SC чемпионские звания завоевывались только на 25-сильных моторах «Вихрь-М». К «Москве-30» спортсмены относились — и до сих пор относятся — с недоверием, хотя рабочий объем ее больше, чем у «Вихря-М», и уже в силу этого двигатель должен быть мощнее. Видимо сказывается то, что «Вихрь» появился много раньше и хорошо освоен гонщиками.
Единственными спортсменами, нарушившими традицию и выступавшими на чемпионате страны на «Москве-30», были А. и С. Жировы. «Подбирать ключи» к этому мотору они начали еще в прошлом году, в репортаже из Днестровска — с чемпионата 1974 г. — отмечалось, что А. Жирову, выступавшему с «Москвой-30», удалось занять 3-е место в серии. И вот теперь спортсмены доказали, что «Москва-30» — вполне «спортивный» мотор, что при тщательной его отладке и правильном подборе гребного винта на нем можно завоевать чемпионские титулы! Думается, что после их победы монополия «Вихря» в этом классе закончится.
Новинки в классах скутеров
Гонки национальных классов скутеров ОВ и ОС проводятся у нас недавно — ка прошлой V Спартакиаде народов СССР в Краснодаре их еще не было! Но вот прошло три-четыре года и сейчас интерес к этим классам, их массовость уже, пожалуй, не меньше, чем в классах мотолодок. Ведь и здесь используются те же потребительские моторы, но только форсированные самими гонщиками. А каких результатов можно добиться форсировкой, какую мощность можно «выжать» из того же «Нептуна-23» или «Вихря-М», красноречиво говорят скорости, показанные в Воронеже.
Например, чемпион СССР 1975 г. в классе ОВ И. Богданов третью гонку серии прошел со скоростью 91,670 км/ч, которая лишь немногим меньше, чем показывали на той же трассе скутера ОВ со специальными гоночными моторами несоизмеримо большей мощности. (Это даже на 2 км/ч выше, чем у занявшего в 10-мильной гонке 5-е место Е. Радько, выступавшего с гоночным «Кенигом», мощность которого оценивается минимум в 65 л. с.!)
Кстати говоря, на скутере чемпиона установлен «Нептун-23», форсированный как раз по типу упомянутого гоночного «Кенига»: применен поперечный вращающийся стальной золотник с приводом зубчатой ременной передачей. Попытки применить такой золотник на «Нептуне» делались спортсменами и раньше, но положительных результатов не давали — моторы работали неустойчиво; во всяком случае на чемпионатах на них выступать не рисковали.
В этом же классе можно было увидеть и другую новинку — форсированный «Привет-22», с которым выступал к. м. с. В. Захаров (РСФСР). Несмотря на то, что потребительский 350-кубовый «Привет-22» выпускается уже два года, на гонках — и на мотолодках и на скутерах — применяют его еще очень редко. Выступление В. Захарова было не очень удачным (только в одной из гонок серии он занял 3-е место), однако обнадеживает то, что по словам спортсмена, удалось снять с мотора на стенде мощность около 50 л. с.
Видимо скоро (когда — это вопрос времени) на наших соревнованиях в классе ОВ будут соперничать моторы двух марок — «Нептун-23» и «Привет-22».
На чем выступать юношам?
Гонки юношеских классов проводятся у нас давно: юношеское первенство в Воронеже было уже восьмым по счету. Юноши — это наше будущее, завтрашняя смена ветеранам. Но посмотрите, на чем они выступают? На какой технике готовится новое поколение?
Классы ОА и SA, в которых гоняются наши самые молодые спортсмены, совершенно не обеспечены серийными, рассчитанным специально на 10—12-сильный мотор судами. Фактически сейчас вообще трудно разобрать, какие суда на трассе — скутера или мотолодки! Скорости почти одинаковы, и те и другие могут быть построены по трехточечной схеме, изменения в моторе не допускаются в обоих классах. Вот и гоняются кто на чем попало.
В Воронеже большинство юношей в ОА выступало на скутерах «Пфениг», рассчитанных на значительно более высокие скорости и давным-давно отслуживших свой век; можно было видеть и три-четыре старые мотолодки SA.
В самом классе SA та же картина: на трассе старые мотолодки, на которых в свое время (опять-таки давно!) выступали взрослые с более мощными — форсированными моторами.
В огромном долгу перед будущим нашего водно-моторного спорта Ленинградский завод спортивного судостроения ДОСААФ! Да и тренеры ряда команд, видимо, мало внимания уделяют юношам: ведь их вклад в общекомандный зачет, учитывая не очень-то высокие скорости, невелик. Один заезд глиссера, например (а их три!) приносит больше, чем юноша за две гонки. Чтобы увеличить заинтересованность тренеров, стоит, может быть, ввести на всесоюзных соревнованиях какой-то коэффициент к скоростям юношей (например, равный 2) при командном зачете? Такие предложения высказывались и на прошлых чемпионатах; пришла, по-моему, пора принять их для проверки на практике.
И еще по тому же поводу об отношении тренеров к юношам. Первую гонку в классе ОА выиграл очень хорошо взявший старт и лидировавший все четыре круга ленинградец А. Данилов, буквально следом за ним финишировал Т. Геворкян (Арм. ССР). Во втором заезде впереди оказался Т. Геворкян, четвертым пришел А. Данилов. Суммарные скорости их были практически одинаковыми. Однако ленинградец не поднялся ни на верхнюю, ни на вторую ступень пьедестала почета. При осмотре техники возможных призеров в его моторе обнаружились недозволенные изменения — алюминиевая выхлопная перегородка имела значительно больший изгиб, чем это может быть при нормальной эксплуатации: Данилова дисквалифицировали.
Это тем более непростительно для тренеров Ленинграда, что и в прошлом году их юноша, выступавший в том же классе, был дисквалифицирован (правда, за значительно большие отклонения его мотора от серийности). Ни тренерский совет федерации города, ни тренер сборной не сделали из этого выводов.
Так команда Ленинграда уже в первом юношеском классе скутеров понесла ощутимую потерю — получила две «баранки». И неудивительно ее 12-место в командном зачете юношеского первенства (во многом осложнившее путь наверх в общем зачете Спартакиады).
Заслуженную победу одержали юноши РСФСР: в их активе две серебряные медали и 5-е место в SA, Плотность результатов оказалась необычайно высокой: разница (по шести заездам!) в какие-то 2—3 километра отбрасывала команду с 1-го на 3-е место...
Кстати, то, что гонки юношей были проведены именно в первый день соревнований — решение очень удачное: теперь, освободившись от «бремени предстоящих гонок», молодые спортсмены могли спокойно смотреть заезды взрослых, а это прекрасная школа! Хотя юношам и не повезло с погодой — вдоль трассы дул порывистый и сильный ветер, они продемонстрировали довольно высокое мастерство и завидную стабильность: нм одного фальстарта, буквально единицы сходов с дистанции.
Валентин Исаков спасает команду
После двух дней гонок на первое командное место вышла очень хорошо подготовленная команда РСФСР: победу юношей закрепили взрослые спортсмены на мотолодках (сумма их скоростей — наивысшая), неплохо выступили и скутера (сумма скоростей третья).
А вот победители предыдущей V Спартакиады народов — ленинградцы только на 5-м месте. Второй день соревнований лишь немного улучшил их положение: совсем «не ленинградским» было выступление гонщика на мотолодке SB, который хотя и прошел все гонки, но еле-еле укладывался в контрольное время. Очень странно! Ведь в Ленинграде и в этом классе немало гонщиков, которые могли бы поспорить за призовые места на Спартакиаде, защитить честь города.
В заездах скутеров ОС положение команды несколько исправил старейший ленинградский гонщик м. с. Олег Гаврилов. Он дал молодежи великолепный урок, проявив волю к победе и умение сражаться до конца. В третьем заезде ему пришлось сойти с дистанции и возвратиться к берегу для замены свечей. Без посторонней помощи — новые свечи ему бросили в лодку — он заменил их и вновь ушел на трассу, хотя головная группа спортсменов уже прошла целый круг. Как бы то ни было, ленинградец сумел уложиться в контрольное время: красная ракета взвилась буквально через какую-то долю секунды после его финиша. И в результате — бронзовая медаль чемпионата, очень важные для команды очки.
И все же Ленинград уже, бесспорно, не мог стать чемпионом Спартакиады: в тяжелых классах — глиссерах — команды РСФСР и Ленинграда имеют практически равные шансы на успех! Вряд ли удастся перекрыть ту фору, которую имеют спортсмены РСФСР, ведь в глиссерах за них выступают рекордсмен мира в R1 А. Кузнецов, рекордсмен мира и чемпион 1974 г. в R4 К. Мартищенко, упоминавшийся уже воронежец В. Слинков. Конечно, в распределении личных мест могут быть неожиданности, но насколько сможет подняться Ленинград в командном зачете — это вопрос.
В классах R1 ленинградцы ничего не смогли противопоставить сильнейшему натиску спортсменов Российской федерации. Если на прошлом чемпионате из-за досадной неисправности в системе зажигания А. Кузнецова постигла неудача, то теперь он взял реванш, не оставив соперникам никаких надежд на золото: отрываясь от них сразу после старта, он уверенно лидировал и в двух заездах финишировал первым. Правда, во второй гонке его буквально на корпус удалось обойти В. Слинкову, но так как воронежец имел в своем «активе» сход с дистанции, то претендентом на титул чемпиона он все равно уже не был. Итак, чемпионом страны стал А. Кузнецов, а команда РСФСР получила три весомых результата.
В следующем классе R2 ленинградцы твердо рассчитывали на победу Валентина Исакова. И он оправдал надежды земляков: его светло-желтый глиссер, о котором рассказывалось в предыдущем репортаже (см. №52), во всех трех гонках пересекал финишный створ первым, более чем на круг опережая основную массу гонщиков. Это было, пожалуй, самое красивое и уверенное выступление в большой программе финала Спартакиады!
Тренер ленинградцев Е. Крашенников вздохнул с облегчением: команда спасена и даже имеет шансы на одно из призовых мест.
Остается решающее состязание в самом тяжелом из культивируемых у нас классе R4. На чемпионатах последних лет личное первенство здесь неизменно оспаривали ульяновец К. Мартищенко и ленинградец Г. Грушевский. И вот снова они встречаются в гонке, от результата их встречи зависит положение команд.
Первый старт. Ленинградец на довольно неудобной для глиссеров воронежской трассе — слишком коротки прямые участки — показывает хорошую скорость, вырывается вперед и заканчивает гонку первым, хотя и не намного, но опередив Мартищенко.
Второй старт. Вначале — два круга — гонка идет как явное повторение предыдущей, но вот скорость Грушевского почему-то резко падает. Он дотягивает до конца дистанции, но, увы, уже после красной ракеты, так что гонку ему не засчитывают, в копилку команды он ничего «не привез»! На берегу единодушно решили, а за этими заездами следили с огромным интересом, что «вновь подвела электроника»: у всех был свеж в памяти случай, когда Грушевский упустил титул чемпиона страны из-за пустяковой неисправности в очень тонкой системе электронного впрыска. Однако причина оказалась иной. Глиссер задел водозаборником неожиданно вынырнувшую перед самым носом корягу. Удар был настолько силен, что кусок дерева проскочил в шланги. На перегревающемся, «кипящем» моторе ленинградец все-таки шел до конца, надеясь уложиться в контрольное время и не подвести команду.
Финальную гонку Грушевский выиграл, показав лучшую скорость в классе — 98,799 км/ч, но по сумме скоростей не смог претендовать даже на бронзу. В личной 15-мильной гонке он был полон решимости взять реванш, однако это не удалось: перегретый двигатель «не докручивал» почти 1000 об/мин. А вот Мартищенко сделал золотой дубль — стал чемпионом СССР 1975 г. и на этой дистанции! И не только чемпионом, но и рекордсменом мира: после подсчета скоростей было объявлено, что он превысил официальный мировой рекорд.
После заездов R4 судейская коллегия начала подводить итоги командной борьбы. Впрочем, еще до объявления результатов присутствующие уже начали поздравлять спортсменов РСФСР. Заслуженная, чистая победа!
Только на 3-е место удалось подняться ленинградской команде. Это призовое место, но надо, думается, говорить о поражении.
Почему скорости были низкими?
Из-за погоды, а она спортсменов не баловала, судейской коллегией было принято решение увеличить контрольное время, поднять его с уровня кандидата в мастера спорта до соответствующего нормативу I разряда. И все же зачастую скорости участников оказывались еще ниже. Такого еще на чемпионатах не бывало!
Если поднять протоколы предыдущего чемпионата в Днестровске (см. №52) и сравнить результаты победителей обоих лет, то бросается в глаза, что на воронежском финале почти во всех классах скорости были ниже (показательно, что не установлено, например, ни одного рекорда в «командных» гонках!).
Виною тому не понижение класса спортсменов и не только погода. Думаю, что во многом виновата непривычная трасса: число кругов увеличилось, соответственно поворотов стало больше! Прямые участки между 2-м и 3-м, 4-м и 1-м буями оказались слишком короткими — не хватало места для разгона, что особенно заметно сказалось на результатах тяжелых классов.
Рекорд мира на старом «Дельфине»
То, что в личных гонках вновь разыгрывались медали чемпионов СССР, а не только звания победителей, как в прошлом году, сразу сказалось на массовости стартов в этих заездах. Вышли почти все, кто участвовал в серии гонок. Даже больше того: были заявлены спортсмены, которые по каким-либо причинам не входили в основной состав команд, а приехали как запасные.
Так уж вышло, что спортсменам, выступающим на скутерах международного класса с гоночными моторами, пришлось пройти и серию 3X5 кругов и 10-мильную гонку в один день, т. е. практически получилась серия из четырех гонок, выдержать которую было нелегко и людям и технике. В отличие От командных гонок, заезды 3X5 кругов проводились на немерной трассе с двумя поворотными буями, поэтому очки присуждались по порядку прихода на финиш (система UIM для личного первенства).
Заезды начались рано утром. В 9.00 на трассе уже ревели скутера OJ-175. Этот класс явно доживает последние дни. Ведь моторы «Дельфин» давно не выпускаются, а имеющиеся в наших клубах выработали свой моторесурс по нескольку раз! Чтобы разыгрывать звание чемпиона страны, по положению надо иметь на старте не менее четырех участников. Первоначально заявились как раз четверо. Чтобы подстраховать себя (старый «Дельфин» — мотор капризный!), эти четыре спортсмена собрали из привезенных запчастей, а привезли каждый все что мог, еще один мотор — специально для пятого участника. Все пять вышли в предстартовую зону и, на удивление всем, очень стабильно прошли все три гонки!
Чемпионом страны стал мастер спорта О. Кутепов (Латв. ССР), набравший 800 очков за победы в двух гонках. Но настоящим сюрпризом оказалось его выступление в 10-мильной гонке: в ней Кутепов, вновь оказавшийся победителем, показал, на что еще способны старые «Дельфины», превысив официальный мировой рекорд на этой дистанции!
Технические результаты финала VI спартакиады народов СССР, XXII чемпионата СССР и VIII первенства юношеских команд 1975 г. по водно-моторному спорту.
Командные результаты
Юноши: 1 — РСФСР |313,812); 2 — Лит. ССР (311,128); 3 — Бел. ССР (319,800); 4 — Арм. ССР (299,349); 5 — УССР (275,993); 6 — Эст. ССР (263,158); 7 — Молд. ССР (252,974); 8 — Каз. ССР (250,669); 9 — Москва (239,620); 10 — Турк. ССР (179,919); 11 — Узб. ССР (175,683); 12 — Ленинград (162,357); 13 — Латв. ССР (158,691); 14 — Груз. ССР (144,031); 15 — Аз. ССР (54,739).
Взрослые и юноши: 1 — РСФСР (1800,787); 2 — УССР (1529,601); 3 — Ленинград (1340,580); 4 — Лит. ССР (1184,159); 5 — Узб. ССР (1176,717); 6 — Эст. ССР (1103,504); 7 — Молд. ССР (1081,683); 8 — Латв. ССР (1028,612); 9 — Груз. ССР (1023,320); 10 — Бел. ССР (1010,903); 11 — Москва (1005,663); 12 — Арм. ССР (900,467); 13 — Турк. ССР (858,737); 14 — Каз. ССР (569,889); 15 — Аз. ССР (458,986).
Результаты победителей чемпионата
Юноши. Серия 2X5 миль
Скутера: ОА-250: 1 — м. с. Т. Геворкян (Арм. ССР) 102,217 (52,100); 2 — к. м. с. А. Артемов (РСФСР) 101,523 (51,562); 3 — к. м. с. И. Купайтис (Лит. ССР) 101,337 (51,820).
Мотолодки: SA-250: 1 — к. м. с. Т. Мете (ЭССР) 101,413 (52,232); 2 — 1 р. А. Ардонс (Латв. ССР) 101,215 (50,749); 3 — к. м. с. Д. Яблонские (Лит. ССР) 100,258 (50,554).
SB-350: 1 — к. м. с. Р. Полоневич (БССР) 122,062 (62,162); 2 — 1 р. С. Синицын (РСФСР) 115,503 (58,925); 3 — к. м. с. С. Костылев (Ленинград) 115,332 (58,997).
Взрослые. Серия 3X5 миль
Скутера с серийными моторами: ОВ-350: 1 — м. с. м. к. И. Богданов (Москва] 251,613 (91,670); 2 — м. с. Р. Мателионие (Лит. ССР) 237,538 (84,602); 3 — м. с. Г. Аванесов (Узб. ССР) 226,122 (78,717). ОС-500: 1 — м. с. А. Шлапикас (Лит. ССР) 244,455 (87,781); 2 — м. с. Л. Беляков (Воронеж) 231,127 (82,295); 3 — м. с. О. Гаврилов (Ленинград) 227,391 (83,481);
Мотолодки SB-350: 1 — м. с. Ю. Иванов (РСФСР) 194,249 (66,136); 2 — м. с. Н. Егоров (Лат. ССР) 191,694 (66,288); 3 — м. с. Т. Хааге (ЭССР) 189,813 (63,806). SC-500: м. с. м. к. А. Жиров (Лат. ССР) 196,987 (67,524); 2 — м. с. м. к. С. Жиров (Москва) 194,134 (65,806); 3 — м. с. Н. Новиков (РСФСР) 191,700 (65,155).
Серия ЗХ10 миль
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР) 256,415 (86,009); 2 — м. с. Г. Лашко (Лат. ССР) 245,057 (85,199); 3 — м. с. К. Сергеев (Груз. ССР) 231,682 (77,531). R2: 1 — з. м. с. В. Исаков (Ленинград) 262,878 (88,102); 2 — м. с. Г. Гаврилов (РСФСР) 249,028 (83,916); 3 — м. с. И. Пайс (УССР) 241,762 (80,961). R4: 1 — м. с. м. к. К. Мартищенко (РСФСР) 284,507 (97,798); 2 — к. м. с. В. Каширин (Воронеж) 245,260 (83,965); 3 — к. м. с. А. Алисиенок (БССР) 244,595 (82,155).
Серия 3X5 кругов.
Скутера с гоночными моторами OJ-175: 1 — м. с. О. Кутепов (Лат. ССР) 800; 2 — м. с. А. Лицис (Лат. ССР) 700; 3 — к. м. с. С. Борткевичус (Лит. ССР) 525. ОА-250: 1 — м. с. м. к. Н. Пывват (ЭССР) 800; 2 — м. с. А. Чермашенцев (РСФСР) 700; 3 — м. с. м. к. С. Жиров (Москва) 600. ОВ-350: 1 — м. с. м. к. И. Богданов (Москва) 800; 2 — м. с. В. Матулявичус (Лит. ССР] 600; 3 — м. с. С. Шахов (РСФСР) 400. ОС-500: 1 — з. м. с. В. Исаков (Ленинград) 800; 2 — м. с. Спивак (РСФСР) 700; 3 — м. с. Э. Голубицкий (УССР) 600.
10 миль
Скутера с гоночными моторами: OJ-175: 1 — м. с. О. Кутепов (Лат. ССР) 76,311; 2 — м. с., А. Щербинин (Ленинград) 65,096. ОА-250: 1 — м. с. А. Чермашенцев (РСФСР) 94,174; 2 — м. с. м. к. С. Жиров (Москва) 93,144; 3 — к. м. с. Е. Бочкарь (Москва) 91,670. ОВ-350: 1 — м. с. м. к. И. Богданов (Москва) 103,456; 2 — м. с. С. Шахов (РСФСР) 97,997; 3 — м. с. В. Матулявичус (Лит. ССР) 96,688. ОС-500: 1 — м. с. Я. Руштанс (Лат. ССР) 105,876; 2 — з. м. с. В. Исаков (Ленинград) 99,683; 3 — м. с. Е. Ковалев (УССР) 99,409.
Мотолодки: SB-350: 1 — м. с. Ю. Иванов (РСФСР) 66,440; 2 — м. с. Т. Хааге (ЭССР) 65,390; 3 — м. с. В. Ве-рижников (БССР) 65,096. SC-500: 1 — м. с. м. к. С. Жиров (Москва) 63,665; 2 — м. с. м. к. А. Жиров (Лат. ССР) 63,637; 3 — м. с. м. к. А. Раудва (ЭССР) 62,248.
15 миль
Глиссеры: R1: 1 — м. с. м. к. А. Кузнецов (РСФСР) 82,623; 2 — м. с. В. Андреев (УССР) 82,062; 3 — м. с. X. Суси (ЭССР) 78,165. R2: 1 — з. м. с. В. Исаков (Ленинград) 85,265; 2 — к. м. с. М. Розентхал (ЭССР) 84,209; 3 — м. с. Г. Гаврилов (РСФСР) 83,916. R4: 1 — м. с. м. к. К. Мартищенко (РСФСР) 97,930; 2 — м. с. м. к. Г. Грушевский (Ленинград) 93,747; 3 — м. с. В. Николаев (РСФСР) 86,626.