Многие команды, помня уроки прошлого года, когда с трудом и только ранним утром удавалось выкраивать время для тренировок, постарались приехать задолго до официально объявленного дня прибытия 23 августа. Некоторые из них появились в Днестровске на две-три недели раньше. Однако предусмотрительность эта оказалась почти бесполезной — погода опять стояла далеко не благоприятная. В общем, поначалу все шло, как и в прошлом году; казалось, что и на этот раз полностью провести все гонки не удастся. А ведь по сравнению с тернопольским чемпионатом 1973 г, программа соревнований была значительно расширена — в общей сложности предстояло провести 50 заездов!
Изменения в составе команды касались «тяжелых» классов. Если раньше нужно было иметь два глиссера — R1 или R2 на выбор и R4, то теперь требовалось выставить глиссеры всех трех этих классов. В остальном команда не изменилась: по одному гонщику в классах скутеров ОВ и ОС с серийными форсированными подвесными моторами, в классах мотолодок SB и SC. В юношескую команду были включены три судна: скутер ОА, мотолодки SA и — впервые — SB.
Скутера «международного» класса с гоночными подвесными моторами — OJ, ОА, ОВ и ОС — в состав команды не входили, но, по Положению, и на них разыгрывались медали чемпионов СССР. При этом впервые в практике проведения всесоюзного чемпионата трассу для них разбили не с четырьмя, как обычно, а с двумя поворотными буями, т. е. условия гонок были максимально приближены к международным.
Спортсменам, выступающим на судах с подвесными моторами, предстояла борьба в серии гонок 3X5 миль, а на судах со стационарными двигателями (глиссерах) — в серии 3X10 миль. И в командный и в личный зачет шли результаты всех трех гонок серии, а такое условие требовало не только достижения больших скоростей, но и высокой надежности техники: малейшая неполадка — и «баранка» не только лично гонщику, но и всей команде.
В Днестровск приехали спортсмены 12 союзных республик, городов Москвы и Ленинграда; кроме того, выставили команду (хотя и неполную) и хозяева трассы. Всего к участию в гонках после осмотра техники было допущено 147 гонщиков и 190 судов.
По плану гонки предполагалось начать 24 августа, но в этот день волна и ветер не позволили открыть соревнования. На коротком вечернем заседании судейской коллегии было решено начать гонки на следующее утро и как можно раньше, — как правило, в утренние часы ветер дул послабее.
Информация об изображении
Чемпион в мотолодках SC в серии гонок А. Раудва (№73) и бронзовый призер А. Жиров (№50)
И вот раннее утро. В 6.55 взвивается первая предстартовая ракета. В 7.00 открывают программу скутера ОВ с серийными моторами. Два круга уверенно лидирует член команды РСФСР В. Плетнинцев, но когда до финиша остается меньше трети дистанции, двигатель его «Нептуна» замолкает — пробита прокладка головки цилиндров. Гонку выигрывает прошлогодний чемпион каунасец В. Матулевичус, на втором месте — его земляк и одноклубник Р. Мателионис. На финише второй гонки они поменялись местами: первым пришел Мателионис, вторым — Матулевичус. Становится ясно, что чемпион определится только по результатам третьей гонки серии. Ее, показав лучшее время дня (скорость 89,962 км/ч), выиграл В. Плетнинцев, однако в его активе всего лишь одна эта гонка, так что участвовать в «дележе» первых мест по сумме трех скоростей он не может. Чемпионом 1974 г. в классе ОВ становится Р. Мателионис, которому в решающем «поединке» снова удалось обойти соперника (и, кстати говоря, своего тренера).
Чемпион в мотолодках SC в серии гонок А. Раудва (№73) и бронзовый призер А. Жиров (№50)
Вот уже второй год не везет на чемпионатах мастеру международного класса Е. Радько: он смог закончить только один второй заезд, так как еще в первом из-за некачественной свечи «прихватило» поршень.
Погода не портится: по-прежнему тихо и ясно. Вступают в бой спортсмены на скутерах ОС. И снова до последнего круга третьего заезда определить вероятного победителя невозможно. Первую гонку выиграл спортсмен из Украины А. Головин, вторым был чемпион 1973 г. п. м. с. А. Шлапикас (Литва). Следующий заезд: впереди Н. Пывват (ЭССР), А. Шлапикас показывает только четвертый результат — идя вторым, он ошибочно повернул вместо буя № 1 на буй № 2 и слишком поздно исправил свою ошибку. И только в последнем заезде серии А. Шлапикас блеснул, подтвердив звание сильнейшего и в этом году: он финишировал, оторвавшись от соперников на 150—200 м и показав наивысшую скорость в классе — 94,666 км/ч (это на 3 км/ч выше лучшей скорости прошлого года).
Теперь начинаются соревнования на мотолодках. Вот уже два года на чемпионатах СССР непосредственно в заездах судов этих популярных у нас классов устанавливаются попутные рекорды — не только союзные, но и мировые. Поэтому-то к стартам мотолодок приковано общее внимание.
В гонках судов «младшего» класса SB-350 все особенно внимательно следят за лодкой под № 27. На ней выступает рекордсмен мира, двукратный чемпион страны минчанин Г. Черненко. Он, видимо, не стремится сразу показать свои возможности; в первом заезде приходит к финишу вторым, вплотную за своим постоянным соперником эстонцем Т. Хааге, Зато во втором, очень хорошо взяв старт, Г. Черненко лидирует от стартовых буев и до самого финиша. После подсчета скорости судьи объявляют, что ему удалось более чем на 1 км/ч перекрыть свой же рекорд мира на дистанции 5 миль, установленный в 1973 г.
Победив и в третьем заезде, Г, Черненко снова — уже третий год подряд — завоевал титул чемпиона СССР. В его поединок с Хааге вмешался было молодой ленинградец А. Беляевский, которому в последней гонке удалось обойти эстонского гонщика, но на распределении медалей это уже не отразилось: у Т. Хааге — серебро, у А. Беляевского бронза.
Пожалуй, с еще большим интересом ожидался старт судов SC-500 — самого «тяжелого» из культивируемых у нас классов мотолодок. И опять-таки по вполне понятной причине: в заезде участвуют рекордсмен мира тартусец А. Раудва (лодка под № 73). Сразу после первого круга он обходит украинского гонщика В. Кускова и великолепно финиширует со скоростью, превышающей мировой рекорд: 68,579 км/ч. И это уже в первом заезде! Вторым, несколько неожиданно для многих, завершил гонку мастер спорта международного класса А. Жиров (Латв, ССР), выступающий с мотором «Москва-30»! Что этот успех не случаен, показывают последующие гонки: в обоих А. Жиров пришел на финиш третьим, оба раза показывая скорость, превышающую официальный мировой рекорд прошлого года. То, что к «Москве-30» еще нужно «подобрать ключи», мы отмечали, говоря о VIII соревнованиях на приз сборника, где с таким же мотором выступал брат этого гонщика С. Жиров. (Кстати говоря, на чемпионате он гонялся в классе SC — снова с «Москвой-30» и занял 6-е место, но его результат был бы, пожалуй, выше, если бы он выступал не на серийной мотолодке традиционных обводов.)
Вторая и третья гонки кончились совершенно одинаково: первым финишный створ пересекала мотолодка с бортовым номером 73; за нею с разрывом 30—50 м приходила лодка B. Кускова, а еще через 30 м — лодка А. Жирова. Основная масса гонщиков отставала от лидеров на 100—150 м. Во втором заезде А. Рау два показал наилучшее время. Подсчет скорости — и объявляется, что миро-зой рекорд перекрыт без малого на 2 км ч!
Итак, в активе чемпионата уже два рекорда мира в обоих классах мотолодок.
Закончились заезды взрослых гонщиков на судах с серийными подвесными моторами. Надо отметить, что по сравнению с чемпионатом 1973 г. число сходов с дистанции из-за различных поломок и неисправностей двигателей или судов намного сократилось. На 15 заявленных гонщиков в классе SB за все три гонки только четыре схода, а в SC — всего один. И надо сказать, этому немало способствовала прекрасная, почти безветреная погода, так и простоявшая весь гоночный день. (В классах скутеров, где двигатели предельно форсированы, число сходов было на обычном уровне — примерно 50%.)
Чем еще были примечательны гонки первого дня? Ну хотя бы тем, что, в отличие от тернопольского чемпионата, в числе судов-участников мотолодки с трехточечными обводами стали составлять большинство: теперь уже проще было сосчитать «традиционные» лодки (в SB всего одна и в SC четыре). И почти все «трехточки» — результат поисков самих гонщиков. (И опытом их стоит воспользоваться профессиональным конструкторам Ленинградского опытно-экспериментального завода ДОСААФ.)
Заезды «тяжелых» судов открывает класс R1. Острейшая борьба за «золото» идет между тремя спортсменами: это — Г. Лашко (Латв. ССР), C. Манукян (Арм. ССР) и Н. Василенко (УССР). Прошлогодний чемпион А. Кузнецов (РСФСР), который возглавил первую гонку, оторвавшись от ближайших соперников на целый круг, неожиданно «выбыл из игры»: на пятом круге его глиссер остановился. Причина пустяковая — засорился жиклер, но обнаружили это уже после окончания серии гонок, так как сначала искали неисправность не там, проверяя зажигание и топливную систему. Забегая вперед, скажем, что и в личной 15-мильной гонке А. Кузнецову не повезло: отвалился в спешке ненадежно закрепленный провод в системе зажигания...
Впервые чемпионом страны стал спортсмен из Армении С. Манукян. В первой же гонке 10-мильной серии он показал очень высокий результат — 95,101 км/ч. По предварительным данным это выше официального мирового рекорда на дистанции 10 миль. Хорошее начало заездов глиссеров!
На старте R2. Имеются все основания ожидать зрелищно интересную, представительную гонку: благодаря тому, что этот класс наконец-то занял полноправное место в составе команд, заявлено 14 судов. Причем, если в других классах на всех глиссерах применяется один и тот же двигатель («Вартбург» в R1 или «Волга» в R4), то здесь спортсмены наряду с двигателем от «Москвича-412» применили и «ВАЗ-2103» от «Жигулей» (на четырех судах).
Всеобщий интерес вызывает светло-желтый глиссер, привезенный ленинградцем В. Исаковым. Спортивная судьба этого одаренного спортсмена до последнего времени была связана с катерами S2 (Е-02): в этом классе он был многократным чемпионом и рекордсменом страны, рекордсменом мира. Но катера S2 с этого года у нас не культивируются, Исакову приходится строить глиссер, То, что новый корпус выполнен «по-исаковски», видно сразу — все продумано до мелочей, Но что покажет вода? И в новом классе Исаков верен себе; уверенный старт, стремительный отрыв от соперников. Мастерство гонщика и преимущества его глиссера наглядно показал первый же заезд: за 6 кругов В. Исаков оторвался от остальных спортсменов на целый круг. Но (увы, приходится писать это «но»!) по инструкции главного судьи после финиша гонщик должен вновь обойти всю трассу, т. е, 1, 2, 3, и 4-й буи, и лишь после этого подходить к берегу, а ленинградец обошел только 1-й и 2-й буи, а затем «чужой» — красный буй двухповоротный трассы скутеров. Решение судей — дисквалификация на первую гонку. И хотя вторую и третью гонки В. Исаков с таким же неоспоримым преимуществом выиграл, суммы его двух великолепных скоростей, по сравнению с суммами трех скоростей у всех остальных участников, хватило только на 6-е место.
Скорость, показанная им во второй гонке, почти на 10 км/ч, а в третьей (104,388 км/ч) — более чем на 15 км/ч выше официального мирового рекорда на 10-мильной дистанции. Это уже четвертый мировой рекорд за день.
Чемпионом СССР 1974 г. в классе R2 становится перворазрядник из команды Эстонской ССР М. Розенгхал. Кстати говоря, на его глиссере установлен двигатель «ВАЗ». Из восьми спортсменов, получивших хотя бы один зачет, трое выступали на таких моторах. Все это говорит о перспективности применения нового двигателя, наряду с «МЗМА», в классе R2.
В самом «тяжелом» классе глиссеров R4 основными претендентами на высокий титул были два постоянных соперника — ульяновец К. Мартищенко (РСФСР) и ленинградец Г. Грушевский. Их борьба всегда интересна еще и тем, что к повышению мощности двигателя они подходят по-разному: ленинградец применяет последние достижения автомобильной техники — электронный впрыск, а К. Мартищенко, работающий на Ульяновском моторном заводе, использует имеющуюся возможность тщательно отладить двигатель на стенде (внешне его «ГАЗ-21» с головкой от «ГАЗ-24» мало чем отличается от двигателей других участников, имеет штатные карбюраторы, но мощность доведена до 125—130 л. с.). Если в прошлом году ульяновец стал чемпионом в основном благодаря тому, что его соперника подвела случайность, то сейчас он чисто выигрывает все три гонки. И вновь радостная весть облетает спортивный лагерь: во всех трех гонках скорость К. Мартищенко выше официально зарегистрированной в качестве мирового рекорда. Наивысшая скорость (в последнем заезде 107,687 км час) будет заявлена в UIM для утверждения в качестве нового рекорда мира в классе R4 на дистанции 10 миль. Итак, счет рекордам доходит до пяти!
Г. Грушевский дважды пришел вторым, а во второй гонке — только шестым: соскочила оболочка троса управления газом, глиссер резко сбавил ход и обогнул буй № 2 правым бортом, так что спортсмену пришлось вновь обходить его, пропустив вперед соперников...
На старт выходят юношеские команды. Им предстоит пройти серию гонок 2X5 миль.
Оба заезда на скутерах ОА выиграл перворазрядник из Эстонии В. Лехтмаа. На второе место претендовал ленинградец С. Арбузов, но после контрольной разборки мотора техническая комиссия его дисквалифицировала, обнаружив следы доработки двигателя (отполированы поршни и перепускные каналы, сняты фаски на кольцах.) Беспрецедентный факт. И тем более странно, что это случилось в команде Ленинграда, всегда отличавшейся педантичным выполнением всех правил соревнований.
В гонках мотолодок SA жестокая борьба шла между перворазрядником Т. Метсом из Таллина и прошлогодним победителем в этом классе ленинградцем В. Смирновым — и тот и другой первенствовали в одной из гонок. По сумме скоростей вперед выходит таллинец, выступающий на трехточечном (единственном в этом заезде) корпусе.
Если в классах А, юношеские гонки в которых проводятся уже не первый год, фавориты были известны и можно было заранее более или менее уверенно называть имена возможных призеров, то перед последующими заездами мотолодок SB предсказывать победу никто не брался — ведь они выходили на старт впервые! Единственное, что можно было предположить, так это то, что основная борьба развернется между эстонскими, белорусскими и ленинградскими гонщиками, — в этих командах мотолодки наиболее сильны. Реальные шансы стать победителем имел У. Туй (ЭССР): одну гонку он выиграл, но во второй, стремясь сразу же вырваться вперед, пересек линию старта раньше времени. Первым чемпионом СССР среди юношей в классе SB стал белорусский кандидат в мастера спорта В. Астапенко.
Стоит отметить, что скорости, показанные юношами в этом классе (а моторы их отличались от «взрослых» только фирменной — неполированной подводной частью), были достаточно высокими, на уровне 8—9-го мест у взрослых.
Хорошая погода способствовала бесперебойной работе техники: в гонках SA не было ни одного схода с дистанции, в ОА сошло двое и в SB трое.
На этом закончилась командная борьба. Команда Ленинграда даже со своими тремя «баранками» из-за дисквалификации гонщиков вновь заняла первое место. Больше всего чемпионов страны — четверо — оказалось в команде Эстонской ССР, но она смогла выйти только на 6-е место: эстонцы не выставили глиссер R4, да и R1 принес им два нулевых результата.
Весь следующий гоночный день 26 августа был отведен заездам личного первенства. В серии гонок 3X5 миль на трассе с двумя поворотными буями (5 кругов в гонке) состязались спортсмены, выступающие на скутерах с гоночными моторами. Однако, на наш взгляд, те надежды, которые возлагали устроители, организуя гонки на новой для нас трассе, чтобы приучить спортсменов к жесткой борьбе в условиях, максимально приближенных к зарубежным, не оправдались. Дело в том, что редко в каком из заездов (во всех четырех классах) гонку кончало более трех спортсменов; гонщики растягивались по трассе и повороты у буя проходили «по старинке» — с большим радиусом, как и на хорошо знакомой трассе с четырьмя буями.
О гонке скутеров OJ, где было заявлено всего четыре спортсмена — двое на стареньких «Дельфинах» и двое на «Ветерках-34», вообще говорить нечего: в трех заездах зафиксирован один-единственный результат (у Р. Мателиониса), гоночная трасса пустовала почти все время. Примерно так же выглядели и соревнования в классе ОА: три гонки пройти не удалось никому, но поскольку дважды первым на финише был С. Жиров, он и стал чемпионом.
Еще более просто определились чемпионы в остальных классах. В ОВ единственным спортсменом, прошедшим (с не очень высокой скоростью: два вторых и третье места) все три гонки, был В. Борисов (РСФСР), выступавший на ульяновском моторе «ГЛМ-3». На скутерах ОС Э. Голубицкий (УССР) неизменно финишировал вторым, но зато финишировал все три раза!
В завершение программы были проведены еще и так называемые личные гонки — 10-мильная для судов с подвесными моторами и 15-мильная — со стационарными двигателями. До первенства 1969 г. и в этих личных гонках также разыгрывались титулы чемпионов СССР.
Участие в них было особенно почетно, так как допускались только спортсмены, наиболее успешно прошедшие серию гонок. Теперь же чемпионы определяются только в серии гонок, а за победу в личных гонках присваивается лишь звание победителя. Интерес гонщиков к ним упал: многие, хотя и были заявлены, решили поберечь гоночную технику и не вышли на трассу (это относится в первую очередь к спортсменам, выступающим на скутерах с предельно форсированными гоночными моторами). В OJ один-единственный вышедший на гонку спортсмен сошел с трассы. В ОА был зафиксирован только один результат — четверо сошло, один дисквалифицирован за навал на буй.
Сенсационным мог оказаться заезд класса ОВ. Стартовали четыре гонщика, в том числе В. Матулевичус. После старта он пять кругов гонки прошел, минуя стартовую зону, — так ему казалось удобным и это не противоречило правилам,но на шестом, последнем круге надо было пройти входные и выходные ворота этой зоны, а он «по инерции» и шестой круг прошел мимо ворот. Линия финиша фактически была пересечена, судьи засекли время. И это время оказалось рекордным: скорость 97,535 км/ч! Это означало, что впервые советскому спортсмену удалось превысить рекорд мира на 10 миль в классе ОВ, причем превысить существенно — более чем на 2 км/ч. Однако утвержден официально этот рекорд не будет и только потому, что гонщик финишировал не по правилам.
При подходе к берегу спортсмену жестами показали, что он вновь должен пройти круг — время еще есть и он может успеть закончить гонку, завоевать хотя бы первенство. И. В. Матулевичус вновь финишировал мимо створа. Трудно объяснить такую ошибку столь опытного спортсмена.
Очень досадно: ведь это был бы уже шестой на чемпионате рекорд мира. И будет уместно снова, как и в отчете о прошлом первенстве, подчеркнуть, что введение специальных заездов на побитие рекордов в программу чемпионатов СССР Скак это делалось раньше) — соревнований, к которым особенно тщательно готовятся все сильнейшие гонщики страны, было бы полезным нашему водно-моторному спорту. На днестровском чемпионате мы лишились, как минимум, двух мировых рекордов только из-за отсутствия таких заездов. Во-первых, В. Матулевичус мог бы в них повторить рекорд на 10 миль. Во-вторых, в классе SB в гонке на 5 миль Г. Черненко показал скорость 69,802 км/ч; если учесть, что потери скорости на поворотах у буев, на неточное взятие старта обычно в заездах мотолодок составляют 5—6 км/ч, вполне реально было бы ожидать побития километрового рекорда, который сейчас равен 74,01 км/ч.
А на специальном дне рекордов, который будет проведен месяцем позже в Новомосковске, и погода может подвести, и техника может работать не так, как хотелось бы...
Однако мы несколько отвлеклись. Главное, это то, что и второй «личный» день соревнований все-таки был ознаменован новыми рекордами мира. Их принесли старты 15-мильной личной гонки на глиссерах. В R1 победителем и рекордсменом мира стал серебряный призер серии Н. Василенко. В R2 вновь блеснул В. Исаков: его скорость 97,338 км/ч также будет заявлена как новый рекорд.
Таким замечательным финалом и была завершена программа XXI чемпионата СССР. В целом он прошел очень организованно и строго по плану, чему способствовали хорошая погода, стоявшая оба гоночных дня, и четкая работа всей судейской коллегии под руководством главного судьи соревнований В. Д. Лукина.
Единственное, что хотелось бы пожелать на дальнейшее, так это улучшения оснащенности технической комиссии. Как известно, после гонок необходимы осмотр и разборка двигателей призеров, дающие возможность убедиться, что моторы не подвергались какой-либо доработке (в тех классах, где это запрещено правилами) и не отличаются от серийных моделей. Снижение требовательности в этом пункте, обеспечивающем равные возможности всем участникам гонки, недопустимо. А в руках осматривающих членов комиссии нет ни чертежей, ни схем или шаблонов для обмера. Как они устанавливают серийность, трудно даже понять. Назрела настоятельная необходимость подготовить небольшое пособие с необходимыми для судей данными всех отечественных моторов; их у нас не так уж много и заводы, выпускающие моторы, вряд ли откажутся помочь Федерации в создании такого пособия.
И последнее. То, что удалось завершить всю программу соревнований в Днестровске, — чистая случайность: буквально назавтра по гоночной трассе снова гуляли крутые, с барашками, волны, дул крепкий ветер. И поэтому нельзя снимать с повестки дня вопрос о подыскании для проведения чемпионатов и других крупных соревнований постоянной акватории, не зависящей от капризов погоды.
Командные результаты
Юноши: Латв. ССР (313,996); 2 — УССР (303, 376); 3 — Арм, ССР (285,312); 4 — Мол д. ССР (279, 591); 5 — Груз. ССР (276,427); 6 — Эст. ССР (275,667); 7 — Узб. ССР (249,645); 8 — Лит. ССР (244,087); 9 — РСФСР (243,290); 10 — Ленинград (220,813); 11 — Москва (201,287); 12 — Аэ. ССР (173,218); 13 — Бел. ССР (157,222); 14 — Туркм. ССР (13,952);
Взрослые и юноши: 1 — Ленинград (1975,358); 2 — Лит. ССР (1761,825); 3 — УССР (1760,615); 4 — Латв. ССР (1726,257); 5 — РСФСР (1680,264); 6 — Эст. ССР (1552,312); 7 — Груз. ССР (1341,762); В — Арм. ССР (1334,643); 9 — Москва (1325,842); 10 — Узб. ССР (1178, 803); 11 — Бел. ССР (1140,375); 12 — Молд. ССР (1056, 321); 13 — Аз. ССР (1025,684); 4 — Туркм. ССР (826, 329).
Результаты победителей чемпионата
Юноши. Серия 2x5 миль
Скутера ОА-250: 1 — В. Лехтмаа (ЭССР) 111,031 (55,686); 2 — Р. Каваляускас (Лит. ССР) 103,687 (52,938); 3 — А. Рубенис (Латв. ССР) 102,781 (51,728).
Мотолодки SA-250: 1 — Т. Мете (ЭССР) 105,783 (53,644); 2 — В. Смирнов (Л-д) 104,090 (52,288); 3 — В. Салатенко (УССР) 98,650 (49,602); SB-350: 1 — В. Астапенко (БССР) 117,842 (59,604); 2 — С. Петров (Л-д) 117,723 (58,949); 3 — М. Михайлов (Узб. ССР) 113,882 (58,285).
Серия 3x5 миль
Скутера с серийными моторами ОВ-350: 1 — Р. Мателионис (Лит. ССР) 254,574 (87,358); 2 — В. Матулевичус (Лит. ССР) 253,208 (86,678); 3 — Т. Аванесов (Узб. ССР) 245,081 (83,145); ОС-500: 1 — А. Шлапикас (Лит. ССР) 273,205 (94,666); 2 — Н. Пывват (ЭССР) 266,129 (94,542); 3 — Е. Степанов (РСФСР) 265,533 (91,786).
Скутера с гоночными моторами ОА-250: 1 — С. Жиров (М-ва) 172,994 (86,523); 2 — В. Чермашенцев (РСФСР) 165,289 (83,965); 3 — Г. Лубяницкий (УССР) 164,840 (83,241); ОВ-350: 1 — В. Борисов (РСФСР) — 233,447 (79 889); 2 — В. Матулевичус (Лит. ССР) 167,484 (86,523); 3 — А. Кипин (Л-д) 152,228 (76,634); ОС-500: 1 — Э. Голубицкий (УССР) 263,143 (88, 913); 2 — Е. Ковалев (УССР) 180,290 (91,323); 3 — Г. Спивак (РСФСР) 173,746 (37,941).
Мотолодки SВ-350: 1 — Г. Черненко (БССР) 207,522 (69,802); 2 — Т. Хааге (ЭССР) 204,997 (68,742); 3 — А. Беляевский (Л-д) 203,003 (68,578); SG-550: 1 — А. Раудва (ЭССР) 208,392 (70,413); 2 — В. Кусков (УССР) 207,151 (70,106); 3 — А. Жиров (Латв. ССР) 204,456 (68,644).
Серия 3x10 миль
Глиссеры R1: 1 — С. Манукян (Арм. ССР) 283,022 (95,101); 2 — Н. Василенко (УССР) 274,766 (94,542); 3 — Г. Лашко (Латв. ССР) 262,302 (89,022); R2: 1 — М. Розентхал (ЭССР) 270,925 (91,439); 2 — Г. Гаврилов (РСФСР); 261,719 (87,888); 3 — Е. Янкаускас (Лит. ССР) 242,329 (83,324); R4: 1 — К. Мартищенко (РСФСР) 320,455 (107,687); 2 — Г. Грушевский (Л-д) 293,978 (102,942); 3 — В. Цыбульник (УССР) 287,878 (97,997.)
10-мильная личная гонка
Скутера с серийными моторами ОВ-350: 1 — Э. Якубович (УССР) 79,713; 2 — В. Марченко (УССР) 79,320; 3 — В. Коньшин (М-ва) 76,960; ОС-500: 1 — Е. Степанов (РСФСР) 95,983; 2 — Н. Пывват (ЭССР) 94,481; 3 — А. Головин (УССР) 93,324.
Скутера с гоночными моторами ОА-250: 1—В. Чермашенцов (РСФСР) 93,024; ОВ-350: 1 — А. Кипин (Л-д) 91,381; 2 — В, Букшин (Л-д) 83,050.
Мотолодки SB-350: 1 — Г. Черненко (БССР) 69,367; 2 — А. Беляевский (Л-д) 68,031; 3 — Т. Хааге (ЭССР) 67,273; SC-500: 1 — А. Раудва (3CCF) 67,840; 2 — В. Кусков (УССР) 66,962; 3 — Ю. Лилл (ЭССР) 64,145.
15-мильная личная гонка
Глиссеры R1: 1 — Н. Василенко (УССР) 91,845; 2 — С. Манукян (Арм. ССР) 88,424; 3 — А. Сарафян (Аз. ССР) 80,511; R2: 1 — В. Исаков (Л-д) 97,338; 2 — Н. Авсеев (Латв. ССР) 78,834; R4: 1 — В. Цыбульник (УССР) 91,728; 2 — В. Галакродниекс (Латв. ССР) 90,865.