Перспективы прошлого водно-моторного сезона были настолько мрачными, что, казалось, в конце года говорить будет не о чем. Европа задыхалась в тисках нефтяного кризиса. Тысячи больших катеров рисковали оказаться на приколе — простоять у берега всю навигацию; их владельцам порой не. хватало бензина, чтобы добраться до яхт-клуба. Катастрофически снизился спрос на мощные подвесные моторы, зато бойко пошла торговля парусными яхтами, возникло увлечение «Виндсерфингом». В спортивной прессе одно за другим появлялись сообщения о том, что отменяются запланированные на 1974 г. соревнования, в том числе и такие крупные, как, например, традиционные гонки катеров вокруг Британии, субсидируемые, кстати сказать, крупнейшим поставщиком топлива корпорацией «Бритиш Петролеум» (и газетой «Дейли Телеграф»), Журналисты немедленно подсчитали, что благодаря этому символическому жесту будет сэкономлено 120 т дефицитного горючего — капля, по сравнению с общим потреблением топлива в стране...
Зловещее крыло кризиса нависло и над избалованной мощностями и скоростями Америкой. Ассоциация водно-моторного спорта США (АРВА) также объявила о сокращении программы соревнований. В частности, об укорочении почти вдвое дистанции традиционной океанской гонки «Багама-500»: если цифра 500 раньше обозначала длину маршрута в морских милях, то теперь это километры. Американцы — практичный народ, умеют считать деньги. И неслучайно сейчас в «лодочных» журналах запестрели набранные крупными шрифтами заголовки вроде «Больше миль на галлон» или «8 способов сэкономить горючее», а компания «ОМС» бесплатно рассылает всем владельцам своих фирменных моторов «Эвинруд» и «Джонсон» объемистое руководство по экономии бензина...
Как бы то ни было, а международный водно-моторный сезон был открыт как всегда — в самом начале года, в южном полушарии, где в это время тепло. 19 января чемпион мира по океанским гонкам предыдущего 1973 г. 33-летний банкир из Милана Карло Бономи первым закончил 175-мильную гонку у берегов Аргентины — Сиркуито Мар-дель-Плата (первую из океанских гонок, по сумме результатов которых определяется чемпион мира) и получил первые девять зачетных очков.
Неделей позже его прославленная прошлогодними победами 11-метровая «Сигарет-36» с надписью «Драй Мартини» на бортах первой финишировала в следующей зачетной гонке — у хорошо известного всем яхтсменам и морякам мыса Пунта-дель-Эсте (уже в Уругвае). Перед стартом судейская коллегия сократила дистанцию этой гонки до 80 морских миль: в данном случае кризис был не при чем, виновата была погода — плотный туман чередовался со штормовыми ветрами. Однако чутье моряка и большой опыт навигации на предельных скоростях и тут выручают Бономи: он точно выходит прямо к финишу, не теряя, в отличие от соперников, время на определение места по береговым объектам.
Четко работали на его катере два только что установленных двигателя «Кикхейфер Аэромарин» (объем цилиндров 468 куб. дюймов — 7570 см3) с электронным впрыском топлива. Каждый из них на полных оборотах развивал мощность не менее 610 л. с., но из-за большой встречной волны дистанцию в 77,5 мили пришлось преодолевать 1 час 40 мин. Средняя скорость — всего 86 км/ч, т. е. много ниже показанных тем же «Драй Мартини» в предыдущих гонках.
Однако и этого хватает, чтобы стать победителем. Дело в том, что, как и в аргентинской гонке неделей раньше, кроме Бономи на старт выходили всего два спортсмена. Опять-таки сказался топливный кризис: ведь гонщики не только приобретают за свой счет горючее, но и сами оплачивают провоз техники к месту соревнований, а транспортные тарифы резко возросли! Оба соперника итальянца явно не претендовали на победу: один из них так и не добрался до финиша, а другой — бразилец Франц Валлас — финишировал через полтора часа после Бономи (показав скорость 46 км/ч).
Еще через неделю, 2 февраля, был дан старт третьей зачетной гонке мирового чемпионата — теперь в Бразилии, но к этому моменту Карло Бономи уже покинул Южную Америку со своими 18 очками. В списке участников соревнования достойных соперников он не нашел, а ему нужна была трудная победа над равными. Он не хотел давать недоброжелателям пищу для разговоров о том, что Бономи завоевал звание чемпиона, набирая «дешевые» очки в южноамериканской серии гонок, которые, по существу, даже нельзя отнести к квалификационным, — так мало число участников, так низки показанные скорости. (Видимо, не напрасно представители спортивной общественности ряда стран обратились в УИМ с предложением проводить гонки мирового чемпионата только при том непременном условии, что страна-организатор гарантирует участие не менее чем 10 судов, а «скоростной ценз» будет не ниже 40 узлов, т. е. 75 км/ч).
Так получилось, что после третьей гонки лидером розыгрыша чемпионата мира стал Валлас, приплюсовавший 9 очков за победу в ней к 12 за два вторых места в предыдущих гонках с участием Бономи. Хотя Валлас и считается сильнейшим гонщиком Бразилии в классе открытых морских катеров OPI, имя его среди призеров чемпионата мира до сих пор не встречалось.
В гонках южноамериканской серии должен был принять участие Боб Баченан-Мичелсон — надежда водномоторников Великобритании. Специально к началу сезона для него по проекту известного английского гонщика и конструктора Дона Шеда был построен новый катер — такой же, как и «Мисс Эмбасси» (см. №49 сборника), но несколько меньше и не с газовыми турбинами, а с двумя бензиновыми двигателями «Меркюри» номинальным объемом 454 куб. дюйма. (Собственно, от «Меркюри» осталось немного: цилиндры расточены до объема 468 дюймов, применена электронная система впрыска топлива, блок взят от восьмицилиндрового «Шевроле».) Новый катер вместе с двигателями обошелся Мичелсону в кругленькую сумму — 35000 фунтов стерлингов, однако знатоки подсчитали, что само участие в 17 зачетных океанских гонках мирового чемпионата (перевозка судна, горючее) обойдется вдвое дороже!
Мичелсон вовремя появился в Буэнос-Айресе вместе с тремя своими механиками (один из них — американец, шеф-механик фирмы «Меркюри») и принял старт в бразильской гонке, но его катер «Або» получил серьезное повреждение от удара о волну, и новый претендент вынужден был сойти с дистанции. (Кстати, название катера Мичелсона составлено из первых букв полного названия «Второй кровавый омлет»; оно дано гонщиком в память о предыдущем катере «Горячий омлет», принесшем ему славу лучшего спортсмена на трассах океанских гонок в британских водах.)
Следующее соревнование чемпионата — уже в северном полушарии оказалось еще менее представительным: на старт у острова Майорка, кроме Бономи, смог прибыть только один участник — еще один итальянец, который, как скромно сообщалось потом в газетах, «финишировал несколькими часами позже своего знаменитого соотечественника». Бономи даже не пришлось включать машины на полный газ: дистанцию он прошел со средней скоростью 100 км/ч, а это примерно 3/4 того, что развивает «Драй Мартини» в нормальных условиях.
«Чтобы в этом году стать чемпионом, нужно иметь время и деньги. Этого Достаточно, чтобы метаться по свету и собирать очки. А Карло Бономи имеет и то, и другое».— Таков был общий тон публикаций в спортивной прессе.
В начале июня «Драй Мартини» снова пересек Атлантический океан в трюме теплохода, чтобы стартовать в традиционных американских гонках «Багама-500», маршрут которых, как уже упоминалось, был в этом году несколько сокращен — до 309 миль. Соревнования в теплых тропических водах, омывающих живописные Багамские острова, всегда привлекали большое количество участников, особенно американцев. Достаточно напомнить, что в «лучшие годы» на старт «Багамы-500» выходило 60—70 катеров. Но топливный кризис коснулся и этого райского уголка планеты. В Форт-Лодердейл смогли прибыть только 20 участников, а стартовало и того меньше: восемь — в классе открытых гоночных катеров и восемь — в Так называемом классе «заводской продукции».
Что в данном случае имеется в виду под «заводской продукцией»? Хотя в океанских гонках обычно встречаются катера, построенные одними и теми же специализированными фирмами, а их оборудование комплектуется из серийных узлов и агрегатов, все же это — уникальные суда. Каждое из них строится по специальному заказу будущего владельца, который рассчитывает выиграть на нем какие-то определенные гонки; в двигателях применяются нестандартные детали. Как следствие, катера получаются чрезмерно дорогими, доступными только очень богатым людям (постройку «Сигареты» для Карло Бономи, например, субсидировала коньячная фирма «Мартини»; этим и объясняется «фирменное» название катера).
Багамская ассоциация водно-моторного спорта приняла решение выделить специальный класс дешевых серийных судов со следующими основными ограничениями: максимальный объем двигателей не более 800 куб. дюймов; верфь должна построить серию не менее 10 единиц этого типа; стоимость катера не должна превышать 25 тыс. долларов; двигатели должны быть стандартными.
Внешне катер «заводской продукции» мало отличается от катера «открытого класса». В VIII гонках «Багама-500» участвовало несколько таких серийных катеров типа «Малтиз Магнум» длиной 27 и 28 футов. Корпуса, отформованные из стеклопластика, имеют обводы глубокое V с двумя продольными реданами. По желанию заказчика на них установлены один или два стандартных двигателя мощностью от 235 до 350 л. с. Двигатели расположены у самого транца и работают чаще всего на поворотно-откидные колонки, хотя есть и установки с угловыми ре-версредукторами.
Кокпит — небольшой по длине, но широкий, оборудуется высокими вращающимися креслами для водителя и одного пассажира (механика). Под мягким кормовым диваном вместительный рундук, под пайолом — топливная цистерна емкостью 380 л; при желании иметь дополнительный запас горючего вторая цистерна ставится в форпике.
Хотя на каждом катере имеются два спальных места (под носовой палубой), это — далеко не «дейкруй-зеры», а гоночные суда, на которых конструкторы отказались даже от небольшой рубки. Высота в «каюте» не превышает 1,1 м, тогда как минимумом для туристского катера таких размерений считается 1,4—1,6 м. Тем не менее, при необходимости в лодке можно и переночевать; здесь оборудованы два бортовых шкафчика для одежды и портативный туалет, в форпике может быть размещено необходимое снаряжение для похода.
Остается добавить, что для подобных серийных судов дистанция гонки «5агама-500» была сокращена еще больше — до 185 миль, но финиш предусматривался общий в столице Багамских островов Нассау.
Фаворитом гонок считался Дуг Силвера — победитель «Багамы» 1970 и 1971 гг., но он не успел отладить на своем катере двигатели и не смог выйти на старт, который был дан рано утром 7 июня. Не повезло и двум другим сильнейшим гонщикам американского континента: Сэнди Сатулло — победитель «Багамы-72», вынужден был вскоре же после выхода в море вернуться с неработающим рулевым приводом, а Билл Мартин едва дотянул до Бимини на одном двигателе. Уже в 12 милях от старта не выдержал ударов о волны старый корпус «Стрикера», на который его владелец только что установил новейший 500-сильный «Мер-круйзер» (экипаж был подобран проходящим мимо танкером). На 20-й миле вспыхнул «Челленджер»... В общем успешно закончило гонку только девять судов.
Американцу Барри Кординглею на самом большом среди участвующих 12-метровом катере «Гара» (два двигателя по 600 л.с.) удалось и на океанской волне поддерживать очень высокую скорость; он опередил «Драй Мартини», но в азарте гонки неправильно проложил курс и проскочил мимо промежуточного пункта заправки горючим, «забыв» о тем, что каждый час его мощные двигатели съедают до 300 л горючего и ему не хватит бензина на остающийся путь...
Опытный Бономи ведет свою «Сигарету» уверенно — в качестве штурмана с ним идет Гарольд Смит из Майами, хорошо знающий эти места. Заправка занимает у них всего 6 минут (еще 4 минуты катер стоит, пока ремонтируется отказавший топливный насос). И вот, форсируя работу двигателя, Карло Бономи развивает среднюю скорость 125 км/ч и приходит в Нассау первым. Через 28 минут финиширует Р. Ховард на «Магнум-27» — первом из «заводских» катеров, а потом появляется и раздосадованный Кординглей. Третьим в «открытом» классе оказался Хуан Фернандез на 30-футовом «Магнуме» с четырьмя подвесными моторами «Меркюри» (финишировать пришлось под тремя — на одном моторе сломался гребной вал); этому гонщику был вручен специальный приз «За выдающиеся ходовые качества».
В классе «заводских» катеров все три призовых места завоевали двухвальные катера «Магнум» с серийными «350-кубовыми» (6000 см3) двигателями суммарной мощностью по 660—740 л. с. Любопытно, что три катера из этого класса повторили ошибку Кординглея и потеряли ориентировку — они были обнаружены с самолета на мелководье, далеко в стороне от генерального курса гонки и от пункта заправки.
Итак, Карло Бономи стал первым европейским гонщиком, выигравшим главный приз «Багамы-500», и, естественно, приплюсовал себе очередные 9 очков.
Но отвлечемся на время от перипетий борьбы за титул чемпиона мира по океанским гонкам, чтобы рассказать о новом достижении в гонках на большие дистанции. Речь идет о судьбе одного из наиболее высоко ценимых в американском водно-моторном спорте призов — приза Чапмана, который присуждается за «самое короткое время перехода из Майами до Нью-Йорка». (Длина маршрута, проходящего вдоль атлантического побережья США, 1257 морских миль.) С 1964 г. призом бессменно владел Чарльз Джонсон.
В 7.30 утра 6 июня от причала в Майами отшвартовалась 40-футовая «Сигарета» (с двумя «Меркруйзерами» объемом по 482 куб. дюйма) под управлением известного американского гонщика доктора Р. Магуна. Он специально вышел пораньше, чтобы назавтра прийти в Нью-Йорк в самый разгар празднования Дня независимости. В пути он сделал всего лишь одну остановку (для заправки заранее подготовленным горючим) и поддерживал столь высокую скорость, что перекрыл рекорд Джонсона на целых 8 час. 51 мин. На переход Магун затратил 22 часа 41 мин и финишировал гораздо раньше, чем ожидалось, средняя скорость оказалась равной 91 км/ч.
Попутно еще об одном рекорде. Новозеландец Майк Демпстер во что бы то ни стало хотел стать первым на своем острове, превысившим рубеж скорости 100 миль/ч (мили статутные) на лодке с подвесным мотором. После долгих попыток это ему удалось. На мерной миле в заливе Том Бэй его 5,7-метровый катамаран с мотором «Эвинруд Супер-Стренглер» дважды развил скорость в 102,8 мили/ч (165,4 км/ч). Однако Майку показалось этого мало, и он тут же решил побить свой новый рекорд: на скорости 105 миль/ч его катамаран внезапно взмыл в воздух... К счастью, Демпстер отделался легкими ушибами и простудой — он страшно замерз в довольно холодной воде.
После очередной зачетной гонки в Мельбурне главным претендентом на чемпионский титул после Бономи стал Франц Валлас (в Австралии он занял третье место и имел теперь 25 очков). Но в это время в борьбу включился и американец Сэм Джеймс, выигравший Мемориал Сэма Гриффитса — 150-мильную гонку в Форт-Лодердейле (Бономи и Валлас в этом состязании не участвовали).
Интересно, что Джеймс выступал на катере «Виттекер Моппи» длиной 11,6 м постройки Бертрама (с двумя «Меркруйзерами») и одержал убедительную победу над «Сигаретами» конструкции Дона Аронау (с двигателями «Аэромарин»), до того безраздельно господствовавшими на трассах океанских гонок. На побережье Атлантики в день мемориала опустился плотный туман, сильно затруднивший навигацию. Джеймс, например, «дал крюка» не менее 20 миль и даже прошел мимо финишного створа, но, сориентировавшись, успел вернуться и финишировал с отрывом в 14 минут от первой из «Сигарет». Среди 11 катеров «открытого класса» только один Фернандез шел на «Магнуме-30» с неизменными четырьмя «Меркюри»; он закончил гонку четвертым.
Прошло буквально несколько дней, и появился еще один претендент. Победный дубль строителя из Рима Джулио Анжелиса был настоящей сенсацией прошлого сезона. 7 июля на катере «Ераф» («Сигарет-36» с двумя «Меркруйзерами») он финишировал первым в восьмой зачетной гонке в Неаполе, а еще через две недели обошел сразу обоих знаменитых соотечественников чемпионов мира Винченцо Балестриери и Карло Бономи в девятой — 202-мильной гонке Виареджо — Бастиа — Виареджо. И здесь «Меркруйзеры» оказались на высоте — на катере Анжелиса они работали четко, с полной отдачей мощности. У четырехкратного же чемпиона этой средиземноморской гонки Балестриери один из «Аэромаринов» начал «барахлить», развивая 3300 об/мин вместо 5500. Один двигатель отказал и у Бономи — почти перед самым финишем; в результате он пришел последним (всего в гонке участвовало 5 катеров класса OPI), показав далеко не чемпионскую скорость 68,4 км/ч. Результат Анжелиса — 102 км/ч, Балестриери — 91,1 км/ч. Таким образом, со своими 18 очками за две победы в итальянской серии Анжелис стал третьим в зачете на звание чемпиона мира. У него же больше всего шансов стать чемпионом Европы: на целых 500 очков он опережает ближайшего конкурента — Балестриери.
Такая сложная для Бономи обстановка и обнаружившиеся неполадки в уже изношенной за полгода силовой установке заставили состоятельного банкира пойти на замену двигателей: на старт следующих европейских соревнований — 150-мильной гонки Нидлесс его «Драй Мартини» вышел с новыми «Аэромаринами». Возможно благодаря этому он и смог оторваться на 11 минут от следовавших за ним по пятам «Ерафа» Анжелиса и «Або» Баченана-Мичелсона, наконец-то получившего возможность вступить в спортивную схватку с Бономи. Некоторое время вторым шел Тим Пауэл на «Уно Эм-басси», но удар колонки о какой-то плавающий предмет вывел ее из строя. Четвертым к финишу пришел экспериментальный газотурбинный катер «Мисс Эмбасси» Томми Сопвича — сильная волна на дистанции не позволила ему развить полную скорость.
Через неделю — 25 августа — новый старт. Начинается центральное событие сезона, наиболее интересная и представительная из европейских океанских гонок — 225-мильная гонка Каус — Торки — Каус. Море сравнительно спокойно, ветер не превышает 3 баллов. Со старта вперед уходит «Або» Мичелсона, демонстрируя великолепную скорость — выше 130 км/ч, но — на одном из двигателей не выдерживает коленчатый вал, лидер вынужден сойти с дистанции. Теперь впереди Анжелис, постепенно разрыв между «Ерафом» и «Драй Мартини» увеличивается. Все, казалось бы, идет к тому, что на этот раз Бономи придется довольствоваться вторым местом. Но вот берег справа потерялся в дымке — катера вышли в залив Лайм Бэй. Бономи очень точно подправил курс своего катера (на его борту снова местный штурман — англичанин Пэйк), и только благодаря этому к повороту у Торки расстояние между «итальянцами» заметно сократилось. Трудно сказать, как закончился бы этот поединок, если бы не случайная поломка-, на одном из двигателей «Ерафа» лопнул приводной ремень помпы в системе охлаждения. Все же остальные опасные соперники Бономи остались за кормой еще раньше. Безнадежно отстал «Уно Эмбасси» — второй, после «Або», фаворит англичан (новый катер, построенный по проекту Дона Шеда и ведомый опытнейшим гонщиком Тимом Пауэлом): лопнул шатун. С поврежденным двигателем давно вернулся в Каус «Блитц»...
Карло Бономи недосягаем, но скорости не сбавляет: он должен поставить новый рекорд гонки, перекрыв достижение знаменитого Дона Аронау (в течение четырех лет это не удавалось никому!). И вот — новый рекорд К-Т-К (66,9 миль/ч), хотя эта скорость Бономи оказывается выше скорости Аронау всего на 0,3 км/ч.
Вторым пересек финиш (через 40 минут) «Мисс Эмбасси», управляемый Томом Сопвичем — троекратным победителем Каусских гонок. Напомним, что на этом катере длиной 12,7 м установлены вертолетная газовая турбина «Гном» мощностью 1000 л.с., громоздкий редуктор и две поворотно-откидные колонки «Меркруйзер». Примечательно, что эта силовая установка — одна из первых газотурбинных установок, примененных на катерах для океанских гонок, продемонстрировала высокую надежность, пройдя без единой поломки две довольно тяжелые дистанции. Правда, экипаж «Мисс Эмбасси», выступавшего как экспериментальное судно, не мог претендовать на призовое место: поэтому официально второе место (общее второе и первое в классе ОРИ) занял катамаран «Виггинс Тип», управляемый Далласом и оснащенный четырьмя подвесными моторами «Меркюри». Этот катер построен английской фирмой «Коугар», специализирующейся на выпуске гоночных двухкорпусных судов. Даллас пришел к финишу на 9 минут позже «Мисс Эмбасси», немало удивив знатоков, не привыкших к таким результатам катамаранов на океанских дистанциях.
Следующим на финише был «Ай Лайк Ит» (с двумя дизелями «Форд Сабр»), в спортивном мире хорошо известный под старым названием «ХТС»: этот катер несколько лет назад выиграл марафон Лондон — Монте-Карло. И, наконец, только пятым финишировал Анжелис. Всего же из 31 взявшего старт катера смогли финишировать лишь 18: слишком малое число для сравнительно спокойной погоды. Основные причины схода с дистанции — ненадежность работы двигателей, поломки в передачах.
Итак, во второй раз Карло Бономи стал чемпионом (и впервые — рекордсменом) К-Т-К, к великому огорчению английских болельщиков. Одновременно итальянец практически обеспечил себе звание чемпиона мира по океанским гонкам на 1974 год. Зачет ведется по семи лучшим результатам в любых из 17 зачетных гонок мирового чемпионата, а семь лучших результатов Карло Бономи — это (после того, как он в условиях 6-балльного ветра обошел всех соперников, включая Дона Шеда и Анжелиса, и выиграл «французскую» гонку в Дювило) 60 очков из 63 возможных. В оставшихся соревнованиях уже никто не, смог догнать ни Бономи, ни Анжелиса, имеющего 36 очков.
Так триумфом итальянцев в розыгрыше самого высокого спортивного титула закончился интересный — несмотря на энергетический кризис — сезон океанских водно-моторных гонок.