За прыжки агитировать болельщиков не надо. Прыжки сами говорят за себя: это самый зрелищный вид воднолыжного спорта, это всегда переполненные «трибуны», когда на берегу яблоку негде упасть, всеобщее ожидание какого-то особенного, эффектного, рекордного прыжка. Однако на самом деле «смотреть прыжки» не так уж просто. Как я не раз имел случай убедиться, подавляющее большинство зрителей, кроме «упал — не упал», ничего не видит и за простейшими эмоциями не в состоянии оценить истинную суть соревнований.
А уж в разговорах болельщиков о технике чего только не услышишь! К примеру, один мой знакомый — в общем-то высокоэрудированный в вопросах спорта человек, отвечая на вопрос соседа, «куда убираются кили в лыжах, когда спортсмен заходит на трамплин?», начал «излагать» такое, что я был вынужден вмешаться. Оказывается, он даже не подозревал, что прыгать, скажем, на слаломных лыжах, нельзя, нужны особые — прыжковые лыжи и кили на них никуда не убираются. Пришлось попутно объяснить, что прыжковые лыжи — самые тяжелые из всех типов водных лыж (это вызвано необходимостью обеспечить высокую прочность, иначе они разлетятся при ударе о воду в момент приводнения). А когда вес пары лыж достигает 10—11 кг, управлять ими на высокой скорости становится совсем не просто...
Нередко приходится слышать и утверждения, что практически между трамплином зимним и воднолыжным никакой разницы нет. Многие даже негодуют — почему это с водного трамплина разрешают прыгать женщинам. Ну, во-первых, разница, конечно, есть — в скорости, в дальности и высоте полета, в условиях «приземления», а, во-вторых, когда прыгают женщины, высота трамплина обязательно уменьшается с 1,8 до 1,5 м, а максимально допустимая скорость катера-буксировщика ограничивается величиной 48 км/час вместо 57 км/час.
Однако не будем забегать вперед. Давайте представим, что мы с вами пришли на соревнования воднолыжников1. Опытный болельщик знает, что на прыжки надо приходить заранее, чтобы выбрать место поближе к трамплину и устроиться поудобнее, так как соревнования крупного масштаба продолжаются долго — несколько часов.
Информация об изображении
Схема дистанции для прыжков с трамплина и движение лыжника с заходом методом «двойного среза»
Пока что ничего интересного: лыжников не видно, на воде лениво покачиваются три пары буйков, ограничивающих путь катера-буксировщика, и сбоку — на створе средней пары — трамплин. Около трамплина стоит катер, с которого какие-то люди производят непонятные измерения. Это — обязательная процедура, предшествующая началу соревнований: судьи выполняют контрольный обмер трамплина, проверяют соответствие его размеров требованиям правил. Отметим, что очень важно обеспечить не только установленную правилами высоту от воды до верхнего края — среза «стола» трамплина, но и его стандартные наклон (отношение высоты к длине надводной части), ширину, а также и длину подводной части. Обратите внимание — с одной стороны (справа) у трамплина есть наклонный боковой щит: он нужен по соображениям безопасности — на случай, если лыжник налетит на трамплин сбоку.
Схема дистанции для прыжков с трамплина и движение лыжника с заходом методом «двойного среза»
Вот катер с судьями отошел, а над верхним срезом трамплина поднялось множество небольших фонтанчиков воды: заработала система «смазки» — настил смачивается для уменьшения трения лыж о его поверхность (правилами отнюдь не запрещено применение для этой цели различных специальных покрытий — пластиковых, например).
Зрители заволновались: от стартового плотика отошел катер со спортсменом на буксире. Уже видно, что на лыжнике спасательный жилет (таково обязательное требование правил), гидрокостюм и защитный шлем.
По традиции соревнования начинаются с женских прыжков; дело не только в обычной галантности мужчин: как правило, прыгающих с трамплина девушек бывает не так уж много, поэтому спортсменки гораздо быстрее «выясняют отношения», чем мужчины.
Свой первый прыжок девушка выполнила как-то совсем не эффектно — зашла на трамплин по прямой и прыгнула недалеко. И этому есть логичное объяснение: спортсменка просто «открывает» трамплин, в соревнованиях она не участвует, прыжки в зачет не идут.
А вот второй прыжок она начинает совсем иначе. Будьте внимательны. Если вы не видели, как «по-настоящему» прыгают хорошие лыжники, и не знаете, что такое «заход с двойным срезом», поведение этой спортсменки может показаться странным. Действительно, на первый взгляд, что-то не то. Катер уже почти поравнялся с трамплином, а она, похоже, забыла, что ей надо прыгать, и «ушла» куда-то в противоположную сторону — далеко вправо. Впечатление, такое, что она собирается проехать мимо трамплина. Но что это — она резко выполняет левый вираж и, быстро набирая скорость, пересекает обе расходящиеся за транцем катера волны (почему срез и назван «двойным»), приближается к трамплину сбоку, проходит его по диагонали, эффектно выпрямляется («выталкивается») на его вершине и... летит гораздо дальше, чем при первом прыжке. Зрители дружно аплодируют, интересуются — сколько? сколько?
Итак, мы уже видели два способа захода на трамплин и убедились в преимуществах двойного среза — большая траектория разгона обеспечивает и большую скорость, а следовательно, прыжок длиннее.
Раньше при оценке прыжка судьи обращали внимание и на его стиль — прибавляли к длине прыжка какую-то условную величину, оценивающую его «красоту». Однако выяснилось, что все прыгают по-разному, и стремление прыгать «красиво» иногда мешало спортсмену прыгать далеко, показывая, на что он способен. По последним международным правилам имеет значение только длина прыжка.
С одной стороны, очень удобно: можно сравнивать не абстрактные очки и баллы, а прямо метры (футы и т. п.) — все четко и наглядно, сопоставляются длины прыжков. С другой стороны, особенно когда, силы участников примерно равны, болельщик просто не в состоянии сам оценивать их результаты. «Беда» в том, что измерение длины прыжка — дело довольно тонкое и сложное. Ведь на воде, в отличие от песка или снега, следов не остается, а «на глазок» и метры не уловишь, не то что сантиметры!
Давайте протиснемся ближе к воде. Здесь мы видим три странных сооружения на треногах. Нечто вроде теодолитов. Это визиры, над каждым из которых колдует двое судей.
Следя через окуляр за полетом лыжника, судья останавливает поворот визира в тот момент, когда лыжник приводнился. Этот угол поворота визира представляет собой как бы «азимут» (пеленг) точки приводнения — точки касания воды лыжей или телом спортсмена. Но таких визиров три, они разнесены по берегу вдоль линии полета лыжника, нулевая линия отсчета углов у них одинакова: другими словами, мы получаем не один, а сразу три угла (три пеленга), показывающих направление на одну и ту же точку.
При подготовке визиров судьи заранее подготавливают и планшет — план участка в определенном масштабе, на котором обозначено точное положение и трамплина на воде и трех визиров на берегу. Сразу после приводнения лыжника судьи на визирах сообщают замеренные ими углы, а судья на планшете путем простейших геометрических построений по этим углам устанавливает положение точки приводнения и замеряет расстояние от нее до среза трамплина. Остается умножить это расстояние на масштаб!
Все это нужно выполнить и точно и быстро, так как при проходе лыжника на следующий заезд (каждый участник делает по три прыжка) судьи должны сообщить участнику предварительный результат. Это обычно делают, показывая цифру с помощью демонстрационных таблиц. Вот одновременно появляется цифра и разносится голос судьи-информатора: 25 метров!
Пожалуй, уместно напомнить, что еще два года назад такой результат был бы новым рекордом страны! Но сейчас наши девушки прыгают уже на 29 м (сыграло важную роль и то, что в 1973 г. скорость движения катера при заходе лыжниц увеличили на 3 км/час — привели в соответствие с международными правилами!). А на последнем первенстве мира лучший женский прыжок был равен 35,15 м (мужской — 50,85). Как бы то ни было, опытные болельщики обрадовались: если уж «открывающая», которая не участвует в соревнованиях, показывает такой результат, значит, состав участниц очень сильный, предстоит интересная борьба.
И эти ожидания, похоже, оправдываются. Уже первая участница, как объявляет информатор, «заказывает предельную скорость и второй коридор».
Суть дела тут такова: неизменны только стандартная длина фала и размеры трамплина, а скорость и расстояние, на котором пройдет катер мимо трамплина, спортсмен волен выбирать по вкусу. Мы уже упоминали, что ограничен только верхний предел скорости. В принципе, чем выше скорость катера, тем длиннее — лучше может быть прыжок, но тем сложнее прыгать!
Теперь о коридорах. Если катер проходит точно по оси между буями, это и есть второй коридор; первый — это путь вдоль тех же буев, но слева от ворот. Расстояние от оси второго коридора до оси трамплина 16,5 м, а длина фала 23 м, так что «дотянуться» до трамплина довольно сложно. Сделать это, идя по первому коридору, конечно, легче, но разгон будет меньше.
На большой скорости спортсменка зашла на трамплин и, совершив полет, удачно приводнилась. Удачно — значит без падения. Важно, приводнившись, на лыжах пройти створ выходных ворот (за ними можно и упасть!), только при этом условии прыжок будет засчитан, судьи обязаны его оценить. Смелость участницы, великолепно сделавшей «срез», вознаграждена: ее результат 26,3 м. Однако по лицу спортсменки, по знаку, который она подала своему тренеру, видно, что такой прыжок ее не совсем устраивает.
Второй заход. Спортсменка еще дальше пропустила катер в средние ворота, еще позже начала срез и по очень высокому водяному шлейфу от лыж было видно, что набрала исключительно большую скорость. Но в решающее мгновенье что-то произошло,— видимо, она не справилась со скоростью, не успела правильно и резко выпрямиться на трамплине, покинула его боком, так что лыжи вылетели вперед и в разные стороны. Да, о благополучном приводнении не может быть и речи — падение! Но вот из воды показывается голова спортсменки, она поднимает руку: значит, все в порядке, она хочет продолжать соревнования. В запасе у нее только одна — последняя, третья попытка.
Болельщики взволнованы, тренер чем-то недоволен — дает указания подопечной, а она плавает, собирает лыжи. Катер уже подошел к ней, и мы видим, как судья в катере, держа наготове фал, посматривает на секундомер. Спортсменам дается не более 3 минут на то, чтобы надеть лыжи и вновь принять старт. Если не справился, лишаешься права на дальнейшие прыжки!
Спортсменка, за которую мы переживаем, успела встать на лыжи и уже снова пересекает створ входных ворот, судя по смелости захода — с самыми серьезными намерениями. Однако начало среза было, пожалуй, слишком поздним, создается впечатление, будто она идет на боковой щит трамплина. Да, момент начала захода был выбран неточно: почувствовав, что она опоздала на какую-то долю секунды и ей уже не удастся попасть на трамплин, участница отбросила рукоятку фала, проехала мимо трамплина и благополучно «затонула». Вот она, не торопясь, подплывает к берегу, а в это самое время судьи объявляют ее окончательный результат — 26,3 м (т. е. результат ее первой и единственной успешной попытки). Да, этот случай наглядно показывает, насколько важны для прыгуна глазомер и чувство скорости — нужно начать срез не раньше и не позже, а точно в заранее намеченной точке, ничем на акватории не обозначенной...
В дальнейшем оказалось, что несколько выступающих после первой участницы спортсменок так и не смогли приблизиться к ее результату. Все они заказывали первый коридор, прыжки при этом были не дальше 20 м.
Теперь мы уже убедились, что чем дальше «выбран» коридор, чем резче выполняются срез и толчок, тем больше набранная скорость и длиннее прыжок. И пора, пожалуй, добавить — тем большая требуется смелость. Ведь на скорости, доходящей до 80 км/час (намного превосходящей скорость катера!) трамплин становится грозным препятствием, чуть ли не любая ошибка может быть роковой. Недаром для многих лыжников и особенно лыжниц трамплин представляет своего рода психологический барьер: спортсмен вынужден специализироваться в других видах воднолыжного спорта только потому, что не может до конца преодолеть страх перед трамплином...
Информатор объявляет, что следующая лыжница, последняя в списке участниц сегодняшних состязаний, заказывает «третий коридор», — самый сложный, но зато и многообещающий вариант; это сразу показывает, что она уверена в своих силах и явно рассчитывает вырвать победу. При подходе к трамплину катер прошел справа от буев дистанции, а движение лыжницы перед трамплином напоминало ход маятника. Предельная собранность, мощный толчок — все это было только прелюдией настоящего полета: спортсменка как будто зависла в воздухе, но эта неподвижность была обманчивым впечатлением: резкий хлопок лыжами о воду и каскады брызг свидетельствовали об очень большой скорости. Награда за мужество — прекрасный результат: 28,4 м!
Соревнования женщин на сегодня закончены. Во время непродолжительного перерыва мы вновь наблюдаем хлопоты у трамплина. На этот раз здесь не только судьи, но и рабочие, которые поднимают трамплин, устанавливая его на «мужскую» высоту 1,8 м. Как мы уже знаем, максимальная скорость у мужчин тоже больше (57 км/час), так что и результаты, естественно, должны быть выше. И вот уже первый лыжник парит в воздухе: 34 м! Аплодисменты. Однако это даже ниже норматива мастера спорта, который равняется сейчас 36 м...
Да, трудно не согласиться с утверждением знатоков, что прыжки с трамплина — спорт мужественных и сильных духом. Это хладнокровный расчет, мгновенная реакция, полное владение своим телом и лыжами как при заходе, так и в полете, который продолжается 1,5—2,5 секунды на 3—4-метровой высоте, так и при приводнении. Второстепенных фаз здесь нет! Все важны, все выполняются на высокой скорости, с которой необходимо быть «на ты».
Вернемся, однако, к перипетиям спортивной борьбы. В лидирующей группе результаты участников оказываются очень плотными. Участников много, и программа-минимум каждого — попасть в заветную восьмерку лучших: только восемь спортсменов попадут в финал и завтра продолжат борьбу за призы соревнований. Страсти накаляются, у всех велико желание победить! А тут еще помехи на дистанции — вот водитель катера почему-то был вынужден сбавить скорость, и судья в катере сразу же поднял флаг: это сигнал спортсмену, что он имеет право повторить попытку. Попытка у этого участника последняя, а предыдущие результаты не позволяют ему надеяться на выход в финал. Итак, для него это решающий заход! Все выполнено четко, хороший толчок — полет, но вот в воздухе провис буксирный фал и, чтобы натянуть его и сохранить равновесие, спортсмен непроизвольно подтянул фал свободной рукой. Это — нарушение правил!
Были и другие ошибки.
Однако были случаи мужественной борьбы до конца в, казалось бы, безнадежном положении. Один из будущих финалистов, вылетев с трамплина спиной вниз, не бросил рукоятку фала, а использовал его натяжение и в последнюю долю секунды успел встать на ноги: попытка засчитана. Другой финалист, прыгал в третий раз, неудачно приводнился на бок, на одну лыжу, и при этом потерял другую, но сумел сохранить равновесие и дотянул до створа выходных ворот трассы, — попытка ему также была засчитана.
Победители всегда определяются по сумме двух результатов: предварительного (лучший прыжок первого дня) и финального (лучший прыжок второго дня, когда соревнуются только финалисты). Что будет, если у двух участников окажется одинаковая сумма? По правилам побеждает тот, кто имел лучший результат в финале.
Мне кажется, если вы хотя бы один раз просмотрите всю программу состязаний до конца и при этом будете не просто смотреть эффектное зрелище, но и обращать внимание на особенности индивидуального стиля участников, записывать и сравнивать их результаты, следя за ходом спортивной борьбы, вы наверняка станете настоящим болельщиком. В вашей жизни появится еще один праздник и следующие соревнования летающих лыжников вы постараетесь не пропустить.
А, может быть, и сами встанете на лыжи?
Примечания
1. Для конкретности будем разбирать перипетии борьбы, происходившей на одном из соревнований прошлого года.