Это были минуты, ради которых затрачены миллионы долларов, фунтов и франков, годы напряженных исследований, тысячи человеко-часов труда лучших конструкторов и опытнейших рабочих, месяцы тренировки экипажей, составленных из знаменитых яхтсменов. И только теперь, после серии из семи гонок этих двух яхт на треугольной дистанции близ Брентон-рифа (приемный маяк Нью-Йоркского порта), можно будет судить об окончательных результатах всех этих затрат — выяснится, какая из яхт лучше всех других, кому достанется старейший парусный приз мира — Кубок Америки.
123 года назад, в августе 1851 г., экипаж шхуны «Америка» выиграл в гонках у берегов «владычицы морей» Кубок 100 гиней, увез его в США и подарил Нью-Йоркскому яхт-клубу. Вскоре этот самый кубок, переименованный — в честь непобедимой шхуны — в Кубок Америки, был объявлен переходящим призом международных парусных соревнований. За сто лет, начиная с 1870 г., яхтсмены ряда стран сделали 21 попытку завоевать этот Кубок, но неизменно сильнейшей в поединке оказывалась американская яхта. Кубок так ни разу и не покидал зала трофеев Нью-Йоркского клуба1.
За последние 16 лет гонки на Кубок Америки проводились шесть раз, неизменно — на специально построенных яхтах класса R12. В 1970 г. Кубок «защищала» американская яхта «Интрепид» («Неустрашимый») конструкции фирмы «Спаркмен и Стефенс», а «претендентом» была австралийская «Гретель-II» (конструктор А. Пайн, шкипер Д. Харди), причем австралийские яхтсмены выиграли это право, победив в предварительных отборочных гонках французов, выставивших свой «двенадцатиметровик» — «Франс». Сразу после этой неудачи и австралийцы, и французы развернули подготовку к XXII гонкам, полные решимости в 1974 г. завоевать желанный приз. Для этого нужны были новые суперяхты того же класса, построенные с учетом последних достижений науки. Претендовать на Кубок, выставляя безнадежно устаревшие (всего за четыре года!) «Гретель-II» и «Франс», было бы бессмысленно — ведь американцы наверняка пойдут на любые расходы, чтобы к 1974 г. иметь новинку, способную защитить завоеванный сто лет назад приз...
Как и прежде, финансирование конструкторских разработок, постройки и подготовки яхт к гонкам осуществлялось за счет частных вкладов и взносов фирм, рассчитывающих на рекламу — ведь ход подготовки к XXII поединку широко освещался в печати, по радио и телевидению всех заинтересованных стран.
В Австралии дело возглавил 36-летний миллионер Алан Бонд, владелец одной из крупнейших в стране строительных корпораций. Несколько лет назад он увлекся парусным спортом и теперь был владельцем 18-метровой алюминиевой крейсерской яхты «Аполло-II», хорошо зарекомендовавшей себя в ряде международных соревнований. Проект нового двенадцатиметровика Бойд заказал молодому конструктору «Аполло» — Роберту Миллеру.
Любопытно, что Миллер не имеет специального образования и, как он утверждает, даже не знает, что такое метацентрическая высота. «Лучшее образование — ходить на яхтах, анализировать влияние характеристик и обводов на ходкость. Если компьютер показывает одно, а мой глаз видит другое, я больше верю глазу». — Таково кредо Миллера. Более чем 20-петний опыт яхтсмена и, несомненно, природный талант позволяют Миллеру создавать оригинальные и, по общему мнению, удачные проекты крейсерско-гоночных яхт.
В 1974 г. устроители гонок на Кубок Америки впервые разрешили применять для постройки корпусов алюминиевые сплавы — материал, дающий большие преимущества: конструкция получается легче деревянной примерно на 40%; за счет этой экономии можно увеличить вес фальшкиля и, следовательно, повысить остойчивость яхты, а это значит, что уменьшится крен и соответственно — сопротивление воды движению, повысится эффективность работы парусов, возрастет скорость. Поэтому Миллер (как, впрочем, и другие конструкторы новых двенадцатиметровиков) безоговорочно отдал предпочтение легкому металлу. Материал для австралийского двенадцатиметровика поставила фирма «Комалко», которая присоединилась к А. Бонду в качестве «спонсора».
Во Франции подготовку к битве за Кубок возглавил фабрикант шариковых ручек барон Марсель Бич — владелец «Франс» и «тренировочной лошадки» — купленного у американцев старого двенадцатиметровика «Констепейшн» (экипажи новых яхт обычно тренируются в паре с какой-либо старой яхтой того же класса, чтобы иметь возможность сравнивать ходовые качества и отрабатывать тактику). В 1971 г. Бич вступил в альянс с Паулем Эльвстремом, который давно мечтал пополнить свой набор титулов (11 раз он был чемпионом мира и 4 раза выигрывал олимпийские золотые медали) еще и званием победителя гонок на Кубок Америки. Прославленный датчанин должен был пойти рулевым на новом французском двенадцатиметровике; он же взялся сконструировать и сделать алюминиевую мачту, французское отделение его фирмы «Эльвстрем Войл» — пошить паруса. Проект яхты — также с алюминиевым корпусом — Бич заказал А. Моурику — конструктору «Франс».
Одновременно стало известно и о планах англичан. Постройку их претендента взялся финансировать Ливингстон — бывший скотовод из Австралии, ныне один из самых богатых жителей Лондона. Над проектом алюминиевой яхты «Каррева-VI» начал работу 23-летний Ян Хаулет. Он испытал в опытовом бассейне 12 моделей яхт и путем систематических исследований смог, как сообщалось в печати, получить обводы, значительно более эффективные, чем у эталона — модели «Гретель-II». На верфи «Кампер и Николсон» уже вырезали листы обшивки и гнули шпангоуты, готовясь к закладке нового судна, когда вдруг выяснилось, что Австралийский банк, в который были вложены капиталы Ливингстона, отказывается перевести нужную ему крупную сумму в Лондон, а организовать синдикат по постройке яхты из влиятельных и достаточно богатых английских яхтсменов никак не удается. Поскольку решение вопроса о финансировании затягивалось, верфь прекратила все работы по постройке «Карревы-VI»...
Зато в США организовали сразу три синдиката.
Члены Нью-йоркского яхт-клуба во главе со своим вице-президентом мультимиллионером Робертом Мак-Кулогом выложили более полутора миллионов долларов на постройку двенадцатиметровика «Корейджес» («Смелый»). Проект заказали знаменитому Опину Стефенсу, обладающему наибольшим опытом а проектировании яхт этого класса: четыре раза подряд построенные по его проектам двенадцатиметровики выигрывали Кубок Америки («Коламбия», «Констеллейшн» и дважды — в 1967 и 1970 гг. — «Интрепид»). Стефенс располагал не только результатами испытаний многочисленных моделей, но и исключительно ценными данными о поведении судов в натурных условиях. Работая над новым проектом, он продолжил планомерные исследования в бассейне, добиваясь (за счет перераспределения объемов в носу и корме) уменьшения волнообразования, а также стараясь получить при крене возможно более длинную ходовую ватерлинию. Очевидно, именно богатый опыт О. Стефенса позволил синдикату «Корейджеса» отказаться от приобретения тренировочной лошадки: доводка судна и тренировка экипажа осуществлялась с помощью электронно-вычислительной машины и целого комплекса приборов, установленных на борту яхты.
Поклонники Стефенса на западном побережье США, влюбленные в «Интрепид», организовали в Сиэтле синдикат, взявшийся за повторную модернизацию чудо-яхты. Деревянный корпус «Интрепид», построенный семь лет назад, уже был в значительной степени переделан Бриттоном Ченсом — известным американским конструктором — при подготовке к поединку 1970 г. На этот раз синдикат обратился к маститому автору первоначального проекта — Стефенсу с просьбой привести судно в соответствие с современным уровнем.
На основе новых исследований Стефенс сумел изменить обводы подводкой части яхты без значительных переделок корпуса. На верфи сияли обшивку у киля и уменьшили здесь полноту обводов. Так как флоры все равно пришлось заменять, их сделали уже не из стали, а из алюминиевого сплава (как и рамные шпангоуты и кницы). Благодаря этому конструктор снизил вес корпуса примерно на 1,5 т. Кроме того, была удалена выпуклость обводов в кормовой части, отлит новый более короткий и тяжелый плавниковый киль, увеличена площадь руля. Комитет гонок разрешил оставить на «Интрепид» мачту и некоторое оборудование, в которых применен титан (правилами 1974 г. использовать редкие и дорогостоящие материалы типа титана, урана, углепластиков и т. п. запрещено). В итоге яхта стала несколько легче, короче по ватерлинии, с меньшей смоченной поверхностью и большей площадью парусов. Сравнительные испытания моделей показали, что «Корейджес» и «Интрепид» имеют примерно одинаковые ходовые качества. Хотя синдикат с Дальнего Запада лишь модернизировал старую яхту, а не строил новую, подготовка к соревнованиям обошлась в «кругленькую сумму» — 750000 долл.
Однако большинство американских яхтсменов считало фаворитом новый двенадцатиметровик Б. Ченса — «Маринер», спроектированный по заказу Морской академии торгового флота США. (В последние годы Ченс «вошел а моду» благодаря нескольким экстравагантным и очень удачным проектам.) Кроме алюминиевого «Маринера» синдикат академии готовил к гонкам и тренировочную лошадку — «Вэлиент» («Доблестный»); этот двенадцатиметровик был построен по проекту все того же Стефенса еще в 1970 г., а затем переделан Ченсом «по своему вкусу».
Итак, участники готовящейся игры были определены, парусный мир с интересом следил за разворачивающимися событиями.
С начала лета 1973 г. Эльвстрем в ожидании новой яхты Моурика начал усиленно тренироваться на переоборудованном им с помощью франков Бича «Констеллейшн». Как и на самых последних двенадцатиметровиках, Эльвстрем убрал с его палубы приводы шкотовых лебедок. Вместо ручных лебедок — «кофейных мельниц» сконструировал лебедки с педальным приводом, считая, что ногами человек развивает гораздо большую мощность. Рабочие места всех членов экипажа теперь располагались под палубой; выходить на бак нужно было только при уборке или постановке носовых парусов. Спинакеры ставились прямо из двух люков, расположенных впереди мачты. Но что больше всего поразило специалистов, так это двухметровый румпель, которым Эльвстрем заменил обычный на двенадцатиметровиках штурвал. Румпель был снабжен таким же рычагом, как и на швертботах. В журнале даже появились снимки, изображавшие знаменитого рулевого висящим на борту: он откренивал 30-тонный «Констеллейшн», подобно полюбившемуся ему «Солингу»...
Однако намеченная французами многообещающая программа потерпела крах. Уже то, что датчанин собирался быть шкипером, а состав экипажа французского претендента более чем на половину был сформирован из скандинавских спортсменов, вызвало недоумение устроителей соревнования. Противоречило Положению, оговаривающему, что яхта и все .ее оборудование должно быть сделано в стране, выставляющей претендента, и участие Эльвстрема в изготовлении рангоута, парусов, дельных вещей. Когда же стало известно, что модели будущей яхты намечено испытывать в гидродинамической лаборатории под Копенгагеном, американцы прокомментировали это так: «По-видимому, единственной французской вещью на борту французского двенадцатиметровика будет трехцветный флаг...»
Союз Бича с Эльвстремом был расторгнут, постройку новой яхты, остов которой уже стоял на стапеле, прекратили. (Беда следовала за бедой: при буксировке из Копенгагена а Гавр «Франс» залило через вырезы в палубе волной и она затонула на 18-метровой глубине, а на «Констеллейшн» налетевшим шквалом сломало испытываемую новую мачту Эльвстрема, за которую барон уже выложил 120000 долларов!)
Так получилось, что к весне 1974 г. французы остались с поднятой со дна «старушкой» «Франс» в качестве претендента на Кубок и ее тренировочной лошадкой «Констеллейшн». Разумеется, был сформирован новый полностью французский экипаж с рулевым Жаном Мари де Джулло — чемпионом мира а классе R5,5. Андре Моурик услел лишь немного откорректировать обводы своей старой яхты: шпангоуты у киля в носовой части сделал более острыми, чтобы улучшить ходовые качества на короткой волне. Яхту оснастили новым рангоутом, лебедками и парусами.
Информация об изображении
Знаменитый конструктор двенадцатиметровиков Олин Стефенс на борту «Корейджеса»
Постройке новых двенадцатиметровиков в Австралии и США была «засекречена». Первые фотоснимки австралийского претендента, появившиеся в конце 1973 г., изображали момент, когда корпус яхты, наглухо закрытый чехлом, вывозят из цеха верфи «Халворсен, Морсон и Хоуланд» в Сиднее. Вскоре «Соутерн Кросс» («Южный Крест») перевезли в Перт, вооружили, и его экипаж начал совместные тренировки с «Гретель-II». Первые же прикидки показали, что новая яхта быстроходнее старой на всех курсах, что, впрочем, лишь подтверждало результаты модельных испытаний. (Миллер, несмотря на свое недоверие к науке, все же провел исследования сопротивления пяти моделей в бассейне университета а Сиднее, причем эталонами для сравнения служили «Интрепид» и «Гретель-II».)
Знаменитый конструктор двенадцатиметровиков Олин Стефенс на борту «Корейджеса»
В дальнейшем стало известно, что у «Соутерн Кросс» длинный и узкий корпус с большими свесами: при полной длине 20,5 м длина по КВЛ — 14,25м, максимальная ширина — 3,75 м, осадка — 2,9 м. Позднее выяснилось, что а этих более или менее типичных для двенадцатиметровиков размерениях Миллер сделал корпус, значительно отличающийся от всех ранее построенных яхт этого класса. Один из конструкторов так сформулировал свое впечатление: выше ватерлинии — привычный чистый гонщик-двенадцатиметровик, а ниже — корпус океанской крейсерско-гоночной яхты. В носу в пределах носового обмера цепного охвата шпангоуты сделаны U-образными. По мысли конструктора ложкообразный свес будет уменьшать амплитуду килевой качки, снижающей скорость. В корму за обмерным сечением корпусу придана заметная выпуклость — водоизмещение концентрируется в средней части корпуса. Кроме явного улучшения обмерных данных такой перегиб килевой линии в носу преследует еще и другую цель: при крене ватерлиния удлиняется, соответственно снижается сопротивление воды. А при плавании полными курсами (в прямом положении) яхта становится «короче», уменьшается смоченная поверхность. Водоизмещение 28,2 т — среднее для двенадцатиметровика, но совсем необычно то, что на долю свинцового фальшкиля приходится 25 т, т. е. 88%! Свинцовый балласт даже не поместился в объеме узкого и тонкого, напоминающего акулий плавник, киля: верхняя часть балласта разместилась в трюме, занимая по длине 7,5 м и по ширине 1,4 м. Руль навешен на удлиненный плавник, образованный плавным переходом корпуса. Во время доводки яхты конструктор испытал на ней рули пяти различных типов; наиболее эффективным оказался шарнирный руль, состоящий из средней «неподвижной» части и расположенных в нос и корму от нее поворотных профилей (подробное описание такого руля было приведено в №25 сборника).
Парусное вооружение «Соутерн Кросс» спроектировал Д. Бертранд — опытный яхтсмен, инженер-аэродинамик по специальности. Оригинальна конструкция мачты, составленной из трех алюминиевых экструзионных («выдавленных») профилей; в сечении мачта высотой 27 м представляет собой треугольник с вершиной, обращенной вперед. Она раскреплена вантами из прутков легированной стали, имеющих чечевицеобразное сечение 3X19 мм. Обмерная площадь парусности 168 м2. Как и на других двенадцатиметровиках, гик расположен очень низко над палубой, чтобы снизить потери на перетекание воздушного потока при лавировке, — палуба служит своеобразной аэродинамической шайбой. Гик снабжен оттяжкой, нижний блок которой скользит по радиусному погону на палубе.
«Соутерн Кросс» снаряжали ведущие парусные мастерские Австралии. Отделение фирмы «Худ» пошило грот из ткани на основе волокна «Кевлар» (вес 193 г/м2), грот из дакрона (250 г/м2) и четыре генуэзских стакселя (самый легкий — из ткани весом 80 г/м2); «Норт Австралия» — двухслойный грот (из ткани весом 177 г/м2) и три стакселя (99 и 198 г/м2); «Миллер и Уитворт» — два спинакера, геную и грот из ткани «Вектис».
Экипажу «Соутерн Кросс» пришлось тренироваться при сильных ветрах, господствующих в начале года у западного побережья Австралии. За полтора месяца яхта ни разу не выходила в море при ветре слабее 5 баллов; в феврале во время одного из таких выходов не выдержали 19-миппиметровые болты талрепов топ-вант, и мачта сломалась на высоте 9 м от палубы... Тренировки в австралийских водах завершились пятью гонками «Соутерн Кросс» с «Гретель-II». Экипаж нового двенадцатиметровика выиграл их с минимальным преимуществом; счет поединка был 3:2. Зато наивысшую оценку заслужил рулевой «Гретель» Джим Харди, который и был затем избран в качестве шкипера австралийского претендента.
В апреле «Соутерн Кросс», ее тренировочную лошадку «Гретель-II» и их тендер — специальный катер, в функции которого входят буксировка яхт на дистанцию, транспортировка парусов и запасных частей — были погружены на теплоход и отправлены в США. (Бонд погрузил на то же судно и контейнер с 20000 банок австралийского пива в специальной упаковке, посвященной гонкам на Кубок Америки.)
В стране кенгуру уже вовсю шли тренировки, а на верфи «Миннефорд» близ Нью-Йорка еще только заложили киль нового детища Олина Стефенса — «Корейджеса». Было это в середине февраля, а 4 мая уже состоялась торжественная церемония спуска яхты на воду в присутствии многочисленных представителей прессы. Поскольку яхты-претенденты уже были на воде, секреты конструктора можно было открыть.
Обводы «Корейджеса», как и ожидалось, явились развитием прежних двенадцатиметровиков Стефенса. Новая яхта имела более тонкий плавниковый киль. Легко можно было заметить две выделяющиеся выпуклости на корпусе — своеобразные були: в районе входа форштевня в воду и сразу за окончанием кипя в корме. Форма и расположение этих булей были выбраны с таким расчетом, чтобы они гасили возникающие на ходу носовую и кормовую системы поперечных и расходящихся волн и тем снижали сопротивление воды движению. Обмерная ватерлиния была сравнительно невелика, но на крене благодаря тем же выпуклостям борта смоченная длина существенно увеличивалась, что, как уже отмечалось, важно для снижения сопротивления воды. Руль, установленный на скеге, может работать в паре с триммером на кипе, что обеспечивает крутую тактическую циркуляцию лодки. Хорошо видимая на снимках складка — морщинка на кормовом подзоре сделана для улучшения обмерных характеристик корпуса.
Конструктор старался создать возможно более легкую яхту. Это чувствуется и по прямой, без обычной седловатости, пинии палубы и по минимальной высоте надводного борта; в палубе много вырезов значительной площади — это одновременно облегчает работу экипажа под палубой и улучшает вентиляцию.
Водоизмещение «Корейджеса» — 26,3 т, но называлась и другая цифра — 25,5 т (т. е. вся яхта весит столько же, сколько один фальшкиль «Соутерн Кросс»). Длина яхты по палубе — 20,1 м, по КВЛ — 13,9 м; ширина — 3,66 м; осадка — 2,69 м; площадь парусов — 164 м2.
На «Корейджес» установили малогабаритную счетную машину «Сидней Грейбокс», изготовленную на базе стандартных элементов компьютеров «Кеньон Инструмент». Датчики автоматически подают на компьютер 8 входящих величин (угол вымпельного ветра относительно ДП яхты и его скорость, скорость яхты, угол крена, курс по компасу, углы отклонения триммера и руля, отсчет времени); штурман вводит дополнительную информацию, учитывающую, например, течение. На основе этих данных «Серый ящик» выдает штурману ответы на 32 различных вопроса, включая направление и скорость истинного ветра, его курсовой угол, истинный курс, скорость продвижения яхты в направлении против ветра при лавировке, скорость яхты и ее оптимальное значение для данного курса (рассчитанное по полярам, полученным в бассейне), направление на следующий поворотный знак и т. п. Больше того, машина ведет магнитную запись всех входящих и выходящих величин, что позволяет делать затем детальный разбор тактических ошибок или анализировать влияние настройки яхты на скорость. Компьютер стоил более 23000 долларов, но позволил обойтись без тренировочной лошадки, которая стоила бы около полумиллиона!
Неделей позже на воде оказался и «Маринер». Постройка этого судна была окружена тайной, вплоть до того, что на спуск не пригласили официальных лиц штата, а «крещение» яхты, вопреки всем традициям, провели, когда «Маринер» уже был на плаву и нельзя было рассмотреть его обводы. Ченс постарался оправдать репутацию конструктора экстремальных яхт, но, как оказалось впоследствии, чувство меры на этот раз ему изменило. Необычно выглядела корма: подводная часть корпуса оканчивалась широким погруженным а воду транцем, второй уступ меньшей высоты располагался у самой ватерлинии. Таким путем Ченс уменьшил обмерную длину, рассчитывая компенсировать ухудшение обтекаемости корпуса увеличенной площадью парусов. (Кстати сказать, испытания 2,4-метровой модели «Маринера» показали, что его сопротивление все равно меньше, чем корпуса с традиционными обводами). У яхты Ченса оказались очень короткий и тонкий киль, полная подводная часть в корме, короткий носовой свес — почти как на швертботах. В надводной части сделана острая скупа, о назначении которой остается лишь гадать: то пи она обеспечивает выгодный обмер, то пи нужна для каких-то других цепей. Длинный и тонкий руль навешен под корпусом на рудерпосте.
«Маринер» короче других яхт: его полная длина всего 19,2 м, по КВЛ —13,7 м; ширина — 3,66 м; осадка — 2,74 м; водоизмещение — 28,2 т при весе фальшкиля — 25,4 т; площадь парусности — 167 м2.
Яхту спустили на воду 11 мая, а 20-го «Корейджес» и «Маринер» уже встретились в море. «Корейджес» легко ушел от яхты Ченса, которой управлял один из сильнейших гонщиков США Тед Тонер. По сильным завихрениям потока за кормой «Маринера» стало ясно, что большей скорости яхта и не разовьет. Может быть, именно после этой первой встречи Тонар сказал Ченсу: «Ты знаешь, Бритти, бог спроектировал первую рыбу около трех миллионов лет назад, но с тех пор никто еще не видел рыб с обрезанными хвостами. Если такие рыбы и были, то те, у которых хвост нормальный, давно их сожрали благодаря большей скорости». Несколько дней члены синдиката спорили, стоит пи переделывать корму «Маринера», но в конце концов на предварительные отборочные гонки защитников Кубка яхта так и пошла в том виде, в каком покинула стапель.
Эти гонки в конце июня явились испытанием новых яхт и первой проверкой подбора экипажей, настраивались оснастка и паруса. Четыре американские яхты по очереди гонялись попарно одна с другой на дистанциях 10,5 и 22 мили. Лучшие результаты показали «Корейджес» (рулевой Р. Бавир, управлявший «Кокстеллейшн» в 1964 г.) и «Интрепид» (Г. Дрискол, чемпион мира в «Звездном» классе). «Корейджес» выиграл 4 гонки из 6, проиграв буквально по минуте на финише обеих 22-мильных гонок «Интрепиду». «Интрепид» победил в 5 гонках из 7, дважды уступив первенство лишь «Корейджесу». Для синдиката Академии морского торгового флота результаты серии были удручающими: «Вэлиент» проиграл все гонки, а «Маринер» лишь дважды обошел «Вэлиент»; яхты Стефенса оказались для них недосягаемыми. Поэтому оба судна моряков были отправлены на верфь для срочной переделки кормовых обводов. У «Маринера» срезали всю подводную часть корпуса в корму от миделя, затем смонтировали новую корму с обводами, близкими к обводам «Интрепида»; однако ко второму раунду отбора, так называемым «обсервационным» гонкам в июле, яхты подготовить не успели.
Снова основная борьба развернулась между «Корейджесом» и «Интрепидом», и закончилась она победой «Интрепида» со счетом 4:2. При этом старая яхта Стефенса снова оказалась лучшей в обеих гонках на полной 22-мильной дистанции; она лучше лавировала, особенно в свежий ветер, но «Корейджес» неизменно «съедал» это преимущество благодаря хорошему ходу под спинакером, так что в итоге отставал от победителя не больше чем на 1—1,5 минуты. «Вэлиент» с новыми обводами пошел гораздо лучше и даже выиграл одну гонку у «Интрепида», финишировав на 28 сек. раньше.
Финальные отборочные гонки защитников Кубка состоялись в середине августа. Снова собрались все четыре кандидата: «Маринер» вернулся в строй с новой кормой. За руль «Корейджеса» встал более опытный гонщик Теодор Худ (владелец известной парусной фирмы); огорченный первыми неудачами. Тонер перешел на «Вэлиент», а «Маринера» повел в гонки Д. Коннер.
Однако после первых же гонок обе яхты морской академии были сняты с соревнований, так как явно уступали яхтам Стефенса. «Интрепид» и «Корейджес» продолжали дуэль, ведя счет секундам. Окончательно решила спор последняя гонка: вскоре после старта на «Интрепиде» оборвался бакштаг и яхта стала проигрывать в скорости из-за провисания штага и ухудшившейся работы стакселя.'Выиграв серию со счетом 5:4, «Корейджес» завоевал право защищать Кубок Америки.
В конце августа на дистанцию розыгрыша Кубка вышли и два претендента. «Соутерн Кросс» показала неоспоримое преимущество перед «Франс»: австралийцы финишировали первыми во всех четырех гонках с отрывом в 4—7 мин.
И вот события подошли к своей кульминационной точке: финальным гонкам на Кубок Америки, встрече защитника Кубка «Корейджеса» и претендента — австралийской яхты «Соутерн Кросс».
10 сентября с утра море было покрыто туманом, флаги безжизненно висели. К полудню туман рассеялся, потянул легкий зюйд-вест (около 3 м/сек). «Корейджес» вышел на гонки со своим главным оружием — парусами, пошитыми Худом, и с самим Худом на руле. Тактическую борьбу на дистанции должен был осуществлять опытный гонщик Деннис Коннер, он же собирался вставать за руль во время старта. Между прочим, накануне гонок Алан Бонд заявил, что австралийская команда протестует против участия Коннера: он имеет репутацию излишне агрессивного рулевого, всегда ведущего очень острую борьбу. Даже на отборочных гонках защитников Кубка на Коннера, управлявшего «Маринером», было подано три протеста. По мнению австралийцев, тактическая борьба противоречит самому духу соревнований на Кубок Америки, в которых важнейшую роль должны играть ходовые качества яхты и искусство экипажей в управлении парусами. Однако Гоночный комитет счел заявление Бонда не обоснованным правилами гонок.
Худшие опасения Бонда оправдались: Коннер, перебравшийся в рулевой кокпит за 7 минут до старта, за это время дважды заставил австралийскую яхту приводиться, а в итоге ей пришлось взять невыгодный старт левым галсом. После лавировки к первому поворотному знаку «Соутери Кросс» подошел на 34 сек. позже «Корейджеса»; еще несколько драгоценных секунд австралийцы потеряли, медленнее американцев приводя спинакер в рабочее состояние. После двух бакштагов (2-е и 3-е колена дистанции) «Корейджес» шел с отрывом около полутора минут, а к финишу гонки, когда ветер заметно ослаб, этот разрыв увеличился уже до 4 мин. 54 сек. (на всю гонку яхты затратили 4 часа 12 мин.).
На пресс-конференции, которая состоялась вечером, Бонд снова призвал общественность остановить Коннера с его предстартовыми «штучками», угрожая в противном случае подать официальный протест. Тед Худ на это спокойно ответил, что австралийцы тоже имеют полное право лювинговать и применять другие разрешенные правилами тактические приемы.
На следующий день гонку пришлось отменить, так как хотя и дул легкий бриз, туман в море сгустился до такой степени, что ни одно судно не могло выйти из гавани.
В четверг 12 сентября свежий зюйд-вест разогнал туман с дистанции и обе яхты с обычной свитой направились в море. Алан Бонд, захваченный азартом борьбы, перешел с сопровождающего катера на яхту — заменил самого молодого члена команды «Кросса» и стал у шкотовой лебедки.
Теперь уже соперники обмениваются «любезностями» перед стартом и оба подают протесты (судейская коллегия в составе признанных авторитетов парусного мира итальянца Беппе Кроче, канадца Л. Шервуда и англичанина А. Бэррона разбирала их в течение трех часов и отклонила оба). «Корейджес» все-таки опередил на старте австралийскую яхту (на 25 сек.), оба рулевых взяли его правым галсом.
После нескольких галсов ветер начинает стихать. На «Корейджесе» заменяют генуэзский стаксель более легким. Делается это в течение считанных секунд: шкаторина генуи втягивается во второй ликпаз пластикового обтекателя штага. На австралийской яхте такого обтекателя нет, они поневоле затрачивают больше времени, цепляя карабины за штаг. И все же «Соутерн Кросс» удается опередить американца, проходя на контргалсах перед своим противником. Но ликование австралийских болельщиков было преждевременно — к поворотному знаку американцы снова пришли первыми, выиграв 34 секунды.
Ветер несколько усилился (до 5 м/сек). На «Кроссе» поставили свой самый большой спинакер (около 280 м2) и отыграли на бакштаге 6 секунд, но на двух последующих лавировках разрыв увеличился почти до минуты, а на финише американцы оказались уже на 71 сек. раньше. Наблюдатели отметили, что австралийская яхта сделала гораздо больше галсов, чем американцы: видимо, «Серый ящик» на борту «Корейджеса» делал свое дело!
Третья гонка должна была состояться в нелюбимый всеми моряками день — пятницу, да еще 13 числа! Тем не менее с утра погода благоприятствовала соревнованиям: была хорошая видимость, свежий ветер (8 м/сек) и метровая волна на дистанции обещали интересную борьбу. Вереница судов со зрителями потянулась в море, тендеры потащили обе яхты к старту, но к полудню полоса очень плотного тумана опустилась на дистанцию и окутала суда. Старт сначала отложили на час, а в 14.00 судейская коллегия с облегчением отменила гонку.
14 сентября. Свежий норд-вест принес осеннюю прохладу и мелкий противный дождь, но когда взошло солнце, стал понемногу стихать. Яхты взяли старт, вышли на дистанцию, провели там все 5,5 часов контрольного времени и, несмотря на сокращение дистанции, объявленное в ходе гонки, так и не добрались до финиша. Обозреватели отметили, что американцы, очевидно, благодаря лучшему знанию местного ветрового режима, несколько опережали «Кросс» и в этой несостоявшейся гонке.
Третья гонка неудачно началась и на следующий день: обе яхты взяли фальстарт и были отозваны назад. Рулевой «Корейджеса» сориентировался быстрее и на четверть минуты опередил «Соутерн Кросс» уже при повторном старте. Ветер дул несильный (4 м/сек). Сделав 12 галсов, «Соутерн Кросс» повернул вокруг наветренной марки, отставая от американцев на 45 сек. Было отмечено, что «Кросс» огибает знаки по плавной дуге, затрачивая на поворот, особенно при переходе с полного курса на лавировку, больше времени, чем «Корейджес». Перед третьей гонкой по настоянию Харди «хитрый» шарнирный руль заменили обычным почти плоским пером, но, видимо, и это не помогло — на каждом колене разрыв увеличивался, финишировал «Корейджес» на 5 мин. 27 сек. раньше.
Утром 16 сентября ветер был достаточно силен, море спокойно. Харди решил на старте следовать за «Корейджесом» буквально по пятам, но опытный Коннер вовремя сделал поворот и лег на левый галс. пересекая стартовую пинию так, что «Кросс» оказался у него за кормой и под ветром. Австралийцы явно нервничали, тем более, что они впервые сменили уже испытанный грот на новый, только что пошитый Нортом. Видимо, этот грот оказался хуже, так как на каждом колене «Кросс» проигрывал все больше и и больше и окончил гонку на 7 мин. 19 сек. позже «Корейджеса»...
Американцы пересекли финиш под какафонию гудков, сирен, тифонов и туманных горнов всех типов, какие только имелись на многочисленных судах зрителей и Береговой охраны. Выиграв четыре гонки, они победили, так как всего полагалось провести семь гонок. Тендер отбуксировал «Корейджеса» в гавань, и здесь кое-кому из экипажа пришлось лезть на краспицы, пытаясь избежать традиционного купания победителей...
Итак, «сухой» победой американцев закончился очередной, XXII матч на Кубок Америки. Как всегда, эта кампания дала жизнь многим новинкам в конструкции, оборудовании и даже технологии постройки яхт и, без сомнения, послужила дальнейшему прогрессу техники парусного спорта. Но каковы же дальнейшие перспективы розыгрыша Кубка!
На проектирование и постройку двенадцатиметровиков за последние три-четыре года были затрачены грандиозные средства. Достаточно сказать, что стоимость современной яхты класса R12 намного выше, чем 50-метровой длины яхт класса J (площадь парусов 700 м2), на которых проводился розыгрыш Кубка до войны. В то же время двенадцатиметровики устаревают катастрофически быстро и в последующем могут найти лишь единственное применение: в качестве тренировочных лошадок для соревнований того же Кубка. Эти чисто гоночные суда немореходны, имеют много палубных отверстий, совершенно не приспособлены для крейсерских плаваний. Неслучайно Нью-Йоркский яхт-клуб предполагает следующие гонки проводить или на крейсерско-гоночных яхтах, обмеренных по правилам IOR, или на двенадцатиметровиках существенно измененной конструкции. В первом случае размеры крейсерских яхт будут близки к классу R12 (длина — 20 м, гоночный балл IOR — 13,7 м).
Разумеется, вряд пи эти суда окажутся дешевле двенадцатиметровиков, но зато они смогут найти гораздо более широкое применение в океанских парусных гонках.
Конечно, рано говорить об участниках XXIII матча 1977 г., но уже известно, что в подготовке претендентов вновь собираются принять участие Алан Бонд, Марсель Бич и Джон Ливингстон...
Примечания
1. О первых гонках на Кубок Америки, шхуне «Америка» и яхтах-двенадцатиметровиках, на которых проводятся гонки сейчас, читайте в 13 номере сборника (1968 г.).