XXX юбилейные баталии за Кубок Америки, запланированные на весну 2000 г., пройдут накануне еще более знаменательной для этих соревнований даты. Всего через год после решающей схватки, а именно в 2001 г., Старый Кувшин отметит свое 150-летие. Все эти годы в споре за обладание серебряным трофеем господство американцев было настолько ощутимым, что их победам уже давно перестали удивляться, а единственный "отыгрыш" Кубка австралийцами в 1978 г. был воспринят как исключение, лишь подтверждающее основное правило. Так продолжалось до тех пор, пока за дело всерьез не взялись новозеландцы. Уже в начале 90-х "киви" совершили своеобразный прорыв в технологии подготовки к многомиллионным бюджетным парусным проектам, в результате чего мир стал свидетелем громких побед новозеландцев в самых известных гонках и регатах (вспомните "жюльверновский"рекорд катамарана "Энца", кругосветных триумфаторов - яхты "Нью Зиланд Эндевур" и "Ямаха"). Так что безоговорочная победа новозеландской яхты по итогам уже первых пяти гонок в финале розыгрыша Кубка Америки-95 никого не удивила и выглядела вполне закономерной. Главный парусный трофей мира отбыл в Новую Зеландию, которая, переведя дух и справившись с грузом свалившегося на нее счастья, стала готовиться уже в ранге защитника ("дифендера") отстаивать свои кубковые интересы весной 2000 года.
Несмотря на то, что события последних лет отчасти "перетряхнули" привычный уклад имен в мировой табели о рангах парусного спорта (уж в океанских гонках точно!), выявив несколько новых, перспективных в этом отношении стран, заявка на участие в последнем розыгрыше Кубка Америки уходящего столетия по представленным здесь флагам выглядит весьма консервативно. В числе претендентов традиционные "кубковые" державы — Австралия, Италия, Франция, Испания, Англия, Швейцария и Япония. Америка и Новая Зеландия поменялись местами — США теперь выступают в роли претендентов на Кубок, а новозеландцы — его защитников. Кроме них в списке уплативших 250-тысячный (в долларах США) взнос можно увидеть и довольно экзотические для Кубка названия стран: Гонконг (Китай) и Россия. Об участии России тем не менее, кажется, на этот раз можно забыть. Наметившиеся было в середине 90-х успехи отечественного парусного менеджмента, когда наши яхтсмены даже смогли стартовать в чемпионате мира, предварявшем розыгрыш самого Кубка, более ничем подтверждены не были. Складывается такое впечатление, что на этот раз российский синдикат дальше уплаты обязательного взноса и выпуска дешевых лотерейных билетов идти не собирается. Во всяком случае, информация о российской команде "Век России" (синдикат строится на базе корпорации "ВЕК") в российских и зарубежных средствах массовой информации отсутствует. Главный же аргумент, говорящий не в пользу российского участия в Кубке — отсутствие времени. За оставшиеся до 18 октября (дата начала турнира претендентов — "челленджеров") месяцы просто невозможно построить, спустить и "довести до ума" новую лодку, а также подготовить экипаж для гонок столь высокого уровня. Об этом же говорят зарубежные специалисты и эксперты, которые, анализируя текущее положение дел в синдикатах, склонны рассматривать в качестве реальных участников будущих баталий лишь те из 16-ти по-давших заявку, у кого хоть немного, но все-таки "конь валялся", а это 12 команд-претендентов (в том числе 5(!) — из США) и один новозеландский "дифендер".
С самими новозеландцами все более-менее ясно. Рассел Коутс, приведший свою команду к блестящей победе в мае 1995 г., в течение трех с лишним лет собирал на основе своей чемпионской команды новый коллектив, влив в него "молодую кровь", и теперь в его руках не просто группа натренированных людей, а настоящее орудие победы, слаженный и великолепным образом отрегулированный живой механизм. Кроме того, по свидетельству американских и австралийских обозревателей, "Тим Нью Зиланд" за эти годы провела такое большое число модельных испытаний, всевозможных тестов и математических расчетов корпуса яхты, рангоута и парусов, какое сегодня не под силу ни одному синдикату команд-претендентов. Да что там говорить, на свое, без преувеличения, национальное достояние, каким является "кубковая" команда, работала почти вся Новая Зеландия!
В финале Кубка, который стартует в феврале 2000 г. в серии из 9 (если, конечно, победитель не станет недосягаем раньше) гонок новозеландцы встретятся с лучшей из лучших команд, скажем так, остального мира. Кто же вероятнее всего дойдет до финала?
Самая высокая мотивация для победы, пожалуй, у американцев. Действительно, нормальный житель США по своему характеру, образу мыслей, как говорится, менталитету таков, что должен постоянно доказывать самому себе и окружающим свою жизненную состоятельность, превосходство над менее активными членами общества, должен регулярно одерживать хоть маленькие, но победы. А тут подворачивается такой случай. Национальная гордость требует от американских команд "растоптать" на гоночной дистанции всех остальных претендентов, выйти в финал, вернуть серебряный кубок в американский яхт-клуб с тем, чтобы можно было спокойно встретить 21 век. Ведь нельзя же, в самом деле, покидать тысячелетие, проигрывая в таком принципиальном споре! Так думают американцы, и это понимают все остальные. Кстати, для "янки" эта ситуация имеет и оборотную сторону: если команда из США пробьется-таки в финал, и без того тяжкий груз ответственности может стать для них просто непосильным.
Из тех, кто уже испытал в предыдущие годы напряжение и азарт "кубковых" матч-рейсов отметим в первую очередь Денниса Коннера, человека, чьи заслуги перед парусным спортом Соединенных Штатов вообще и Кубком Америки в частности, столь велики, что его никто не собирается сбрасывать со счетов даже теперь, когда своими не самыми удачными выступлениями в океанских гонках последнего десятилетия Коннер фактически исключил свое имя из списка фаворитов. Это раньше "Бит Бэд Деннис" вызывал трепетные чувства у соперников и восторг у почитателей. Теперь не то. Коннер возглавляет команду, чей бюджет сегодня не назовешь благополучным, и тем не менее, "старый лев" еще может огрызнуться. Предполагается, что на руле его "Старз энд Страйпс", спроектированной в бюро Дэйва Педрика, встанет молодой Кенни Рид — участник предыдущего розыгрыша Кубка Америки в составе команды "Янг Америка" ("Young America").
Нынешняя "Молодая Америка" — базовая команда самого богатого в США Нью-йоркского яхт-клуба — также может считаться серьезным соперником в предстоящих соревнованиях. С деньгами у них все в порядке, достаточно сказать, что за два года подготовки команды, строительства и испытания яхты было потрачено около 15 млн. долларов, собранных исключительно за счет добровольных пожертвований членов яхт-клуба (!) На роль шкипера яхты претендует искушенный в матчевых гонках Эд Бёрд.
Определенный интерес для специалистов представляет американский синдикат "Настоящая Америка" ("America True"), команда которого составлена как из мужчин, так и из женщин. Идея выступления в крупных соревнованиях таким "комбинированным" экипажем созрела в головах руководителей программы еще в 1995 г., когда перед их глазами возник пример женской "кубковой" команды "Америка3". По общему тогда мнению специалистов, девушки-гонщицы выглядели не хуже мужских команд, однако не все позиции на борту могли быть полноценно "закрыты" представительницами слабого пола. И дело даже не в их физической слабости — 500-метровый спинакер они ставили так же быстро, как и соперники-мужчины, а скорее, в ином мышлении и оценке ситуации. Можно ли оптимально использовать качества, которые проявляют девушки в экстремальных условиях гонки? Уже во время соревнований в 1995 г. участницы высказывали пожелания "погоняться" командой смешанного состава, поскольку "...создание "гетто" наподобие "Америки3" препятствует передаче навыков высшего класса, которые, как правило, передаются путем неформального общения с парнями, работающими с тобой рядом". Что ж, теперь эта идея нашла отражение, и у нас будет возможность проверить ее справедливость на деле. На руле "Настоящей Америки" встанет бывший шкипер японской яхты-претендента Джон Катлер.
Еще один американский синдикат — "Алоха Рейсинг" — построил подготовку к Кубку вокруг фигуры известного и многоопытного шкипера Джона Колиуса, собаку съевшего на гонках больших яхт. Колиус не участвовал в Кубке Америки в 1995 г., но до того выступал помощником Пола Кайара на итальянской "Иль Моро ди Венеция" в 92-м, а еще раньше, в 87-м был шкипером на "кубковой" яхте Нью-йоркского яхт-клуба "Америка II". Сил у нынешнего синдиката также вполне хватило, чтобы построить две полноценные гоночные яхты.
Но пожалуй, самую серьезную конкуренцию другим претендентам составит команда Пола Кайара, за плечами которого победа в последней кругосветной гонке "Уитбред" и финалы розыгрышей Кубка 92 и 95 годов. В его команде много гонщиков из тех, что составляли экипаж-победитель "EF Language" в 1997-98 годах. Синдикат построил две новенькие яхты, к тренировкам на которых в Калифорнии команда приступает в ближайшее время.
Австралийскую кубковую кампанию возглавил Сид Фишер, доверив проектирование яхты тому же дизайнерскому коллективу, что двенадцать лет назад проектировал ему яхту "Стик'н Кидни", на которой Фишер в 1987 году пытался выйти в финал, как защитник Кубка, но проиграл отборочный турнир, в котором, напомним, участвовали 7 австралийских яхт.
Одними из первых на этот раз заявили о своем желании участвовать в борьбе за Кубок Америки швейцарцы. Эта совсем, казалось бы, не морская европейская держава благодаря энтузиазму и профессионализму президента ассоциации макси-яхт Пьера Фелмана в очередной раз выходит на старт по-настоящему Больших парусных гонок. Еще в 1996 г. Фелман обнародовал предполагаемые имена ключевых гонщиков своей будущей команды. Этот список впечатляет, достаточно упомянуть олимпийского чемпиона в классе "Солинг" Йохана Шумана и чемпиона мира в классе "Звездный" Энрико Чеффи. В коридорах швейцарского синдиката мелькали и "тени" двух именитых французов — знаменитого шкипера, трехкратного участника Кубка Америки Марка Пажо и не менее знаменитого конструктора Филиппа Бриана. Думается, проблем с деньгами у команды из самой благополучной страны Старого света нет.
Непросто складывались дела у синдикатов из Франции. Трех независимых проектов оказалось слишком много для нынешней французской экономики. В результате один из синдикатов, похоже, сошел с дистанции, а два других объединили свои финансовые и человеческие ресурсы, и на свет появился фактически единственный претендент с Лазурного побережья — команда "Le Defi France Pacifique". Шкипером в команду приглашен Бертран Пасе.
Дальневосточный финансовый кризис плачевно отразился на состоянии дел в японском синдикате "Ниппон Челлендж". Возглавляемая лидером мировых матчевых гонок Питером Гилмором команда из Страны восходящего солнца продолжает напряженно готовиться, но уже сейчас видно, что вместо двух запланированных ранее лодок синдикат еле-еле осилит постройку лишь одной.
Те же денежные проблемы (как видим, проблемы с финансами есть у всех, поэтому не нужно считать это исключительно российской особенностью!) почти оставили за бортом кампании по подготовке к Кубку английский синдикат "Спирит оф Бритн". Сейчас его руководители судорожно пытаются компенсировать недостаток наличности в бюджете синдиката, возникший после задержки со взносом изъявивших было желание поддержать программу британских страховщиков. Так что пока неизвестно, будет или нет построена хотя бы одна яхта (как планировалось — по проекту Яна Ховлета и Фила Моррисона).
Испанский синдикат "Спэниш Челлендж" о деньгах в своих пресс-релизах не упоминает, так что можно подумать, что тут у них все в порядке. Испанцы строят две новые лодки, для проектирования которых на Пиренеи вызвали (с предоставлением гражданства) датчанина Рольфа Вролийка. Нынешней зимой в команде, возглавляемой испанцами Жозе Луисом Доресте и Педро Кампосом произошел трагический случай: во время тренировки сорвавшимся блоком убило бакового Мартина Визнера. Естественно, это печальное событие несколько подорвало боевой дух испанских спортсменов.
Итальянцы на этот раз сколотили невиданный капитал в 70 млн. долл. и сейчас спокойно тренируются, дожидаясь окончания строительства двух яхт по проекту Германа Фрерса и Дуга Петерсона. Итальянский синдикат "Прада" ("Prada") пригласил в качестве шкипера известного гонщика, ранее успешно участвовавшего в гонках за Адмиральский Кубок Франческо ди Анжелеса. Ди Анжелес взял себе в помощники на позицию тактика олимпийского призера Торбена Грааля.
Своеобразной проверкой подготовки команд стала проходившая в апреле 1998 г. в Окленде регата "Дорога к Кубку Америки". В ней приняли участие четыре синдиката: итальянский "Прада", французский "Ле Дефи", американский "Настоящая Америка" и новозеландский "Тим Нью Зиланд". Разыгрывался так называемый "Мини-Кубок Америки", формат которого предусматривал отборочный турнир претендентов и финальные матч-рейсы между его победителем и командой из Новой Зеландии. В финал вышли итальянцы, но по сумме трех встреч со счетом 1:2 уступили хозяевам. Остается подождать еще полгода, чтобы проверить, отстоят ли "киви" настоящий Кубок в настоящем финале.
Расписание гонок выглядит следующим образом:
18 октября 1999 г. стартует турнир претендентов — "Louis Vuitton Cup", финалы которого пройдут 25 января 2000 г. После этого состоятся собственно гонки за Кубок Америки. Первый финал запланирован на 19 февраля 2000 г., последний, девятый матч-рейс пройдет (если он понадобится) 4 марта.