В предыдущем репортаже ("КиЯ" №166) мы "оставили" российских яхтсменов-гонщиков Федора Конюхова и Виктора Языкова посредине Атлантического океана в довольно тяжелом положении, но с надеждой, что они все-таки дойдут до финиша первого этапа в Кейптауне. У каждого из них были свои трудности.
Особенно тяжело дался переход через экватор Федору. С целью повышения безопасности плавания он несколько уменьшил площадь грота, и в условиях слабых переменных ветров это привело к тому, что временами его яхта просто останавливалась. К тому же, из телефонного разговора с Федором выяснилось, что у него вышла из строя система водяного балласта для откренивания яхты, а ведь в сложившихся условиях ее можно было бы эффективно использовать для закренивания лодки на наветренный борт с целью улучшения условий работы парусов.
Далека от оптимальной была и тактика преодоления штилевой полосы. Лидеры гонки, по их сообщениям, не отпускали руль по 20 часов в сутки, следя за малейшими изменениями ветра и сразу же на них реагируя. Конюхов же "по привычке" к автономным плаваниям без соперников полагался на автопилот, который в штилевых условиях совсем не эффективен. Был момент, когда он, судя по сообщениям спутниковой системы COMSAT, вообще двигался в противоположную от генерального курса сторону, и в Гоночном Комитете серьезно думали, что яхта идет неуправляемой, шкипера на борту уже нет и нужно срочно заниматься его поисками и спасением.
Так или иначе, но Федор последним из всех участников "переполз" через экватор, пропустив вперед даже намного меньшие и относительно более тяжелые яхты австралийца Хантера и японца Сайто.
Языков, стартовавший из Чарльстона на пять с лишним суток позже всех, стремительно догонял основной флот и обогнал Конюхова еще до экватора. 27 октября Виктор пересек экватор и 29-го, находясь уже в Южной Атлантике, отпраздновал свое 50-летие. В своем послании в Гоночный Комитет он написал, что был очень тронут многими поздравлениями, пришедшими к нему на борт по электронной почте. Яхта его шла прекрасно, и казалось, что до финиша уже особых проблем не будет. Однако, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает, и судьба послала Виктору суровое испытание.
7 ноября на яхте лопнула нижняя ванта. Для устранения этой неприятной аварии Виктору пришлось подняться на мачту и несколько часов подряд заниматься ремонтом. Во время этой работы, стараясь как можно крепче зафиксироваться на краспицах, он сильно ободрал локти, поврежденные еще на переходе в Чарльстон. Казалось бы. частая и не очень опасная для яхтсмена травма. Однако в условиях большого физического перенапряжения, отсутствия полноценного витаминизированного питания и недостаточно внимательного отношения к этим мелким, на первый взгляд, неприятностям, дело приняло плохой оборот. Рана на правом локте воспалилась и начала причинять сильную боль. Через три дня боль стала нестерпимой, у Виктора поднялась температура, локоть распух и принял зловещую желто-бурую окраску. Языков связался с Гоночным Комитетом и попросил совета. Надо отдать должное оперативности и четкости работы Гоночного Комитета, работники которого немедленно связались с американским медицинским центром "Уорлд Клиник", созданным для "дистанционного" оказания медицинской помощи людям. Глава центра доктор Дэниэл Карлин — отставной корабельный врач американского ВМФ, немедленно начал задавать Виктору вопросы, на которые тот должен был срочно ответить. Конечно, возникли проблемы с языком — переводом специальных медицинских терминов, тем более, что связь поддерживалась только через электронную почту, так как яхта «Ветер Перемен» не была оборудована спутниковым телефоном. В конце концов медикам стало ясно, что у Виктора очень сильное воспаление и, если в течение нескольких часов не сделать операцию, дело может кончиться плохо — высока опасность развития гангрены."Если нарыв прорвется внутрь, он может убить Виктора", — такое заключение передал в Гоночный Комитет доктор Карлин.
На яхту Виктора была передана подробная информация о необходимости самостоятельной подготовки и проведения операции. Получив инструкцию из 13 объемистых пунктов, Виктор вымыл штурманский стол, застелил его белой простыней, приготовил скальпель, достал тампоны и жгуты для остановки кровотечения, закрепил над штурманским столом зеркало, чтобы видеть в нем свой локоть, укрепил на голове шахтерскую лампу-фару для дополнительной подсветки места операции. Сразу, как только он сделал первый разрез, кровь пошла очень сильно, тампоны не помогали и, чтобы ее хоть как-то остановить, Виктор наложил выше локтя два жгута (как потом выяснилось, в предыдущий день, чтобы уменьшить боль, Виктор принял пять таблеток аспирина, а аспирин, как известно, уменьшает свертываемость крови). От шока и перенапряжения Виктор "отключился" и два часа был почти без сознания.
Позже он рассказывал: "Около получаса я не мог понять, что нужно делать. Просто сидел на окровавленном полу и беспомощно смотрел, как на него капает кровь, и мне казалось, что это капля за каплей уходит из меня жизнь. Не было сил связаться с землей и запросить срочную помощь".
Когда Языков снова вышел на связь, медики передали ему категорическое указание: "Немедленно снять жгуты!". За эти два часа у Виктора "затекли" и оказались почти парализованными пальцы правой руки, так что теперь возникла проблема — как вернуть их работоспособность. Еще несколько часов специальных процедур, упражнений и т.д., и только потом врачи дали Виктору рекомендацию выпить полбутылки красного вина и съесть шоколадку для общего поддержания сил. После этого Виктор наконец-то заснул, а проснувшись через восемь часов, почувствовал себя уже лучше: опухоль значительно спала, температура вошла в норму.
Как курьез он сам отметил в одном из своих сообщений, что за время его вынужденного "отсутствия на вахте у штурвала" яхта совершила на автопилоте лучший суточный переход в своей группе — за последние 24 часа она прошла 239 миль — так удачно он и сам бы не "отрулил"! Оставшиеся пять дней пути до Кейптауна для Виктора были относительно спокойными, и 16 ноября он финишировал.
А как же проходил Южную Атлантику Конюхов? После экватора Федор вошел в зону попутных ветров, и в его штаб-квартире в Москве стали надеяться, что теперь он догонит основной флот. К сожалению, Федор так никого и не догнал. Шел он без особых приключений и поломок, но скорость яхты оставалась небольшой, что, впрочем, однажды и спасло его от серьезной аварии в момент столкновения с китом. У Федора (как и у многих других участников гонки) отказал автопилот, и недели две он пытался придумать "что-то свое" для упрощения управления парусной яхтой. Только когда реально нависла угроза не уложиться в контрольное время финиша (что означало бы официальную дисквалификацию), Федор, наконец, прислушался к передаваемым ему по спутниковому телефону советам — встать на руль и рулить, поддерживая хорошую скорость, хотя бы по 10-12 часов в сутки. Это сработало, и в ночь на 28 ноября, всего за 10 часов до закрытия финиша, Конюхов пересек финишный створ.
Что же происходило в стане лидеров гонки? Основную часть первого этапа первым шел французский гонщик Марк Тьерселин на яхте "Somewhere", но за несколько сот миль до Кейптауна его догнала Изабель Отисье на "PRB", и они завязали острую борьбу между собой. Этим не замедлил воспользоваться опытнейший англичанин Майк Голдинг, который по кратчайшей траектории рванулся к финишу и выиграл этап, придя в Кейптаун 31 октября. Отисье финишировала 3 часа спустя, а Тьерселин — еще 3 часами позже. Сольдини пытался найти сильные ветра в стороне от курса основных соперников, но это ему не удалось, и он финишировал только пятым, проиграв лидерам около 3 суток. Зато, всего на несколько часов поймав хороший ветер, он установил новый мировой рекорд суточного перехода для однокорпусных яхт с экипажем из одного человека. Начиная с 3 часов пополудни 27 октября, его "FILA" за 24 часа прошла 386.9 мили, при этом средняя скорость составляла более 16 узлов!
Пребывание в Кейптауне российских гонщиков было напряженным. Спешная работа по устранению неисправностей, подгонка новых парусов, загрузка продуктов, зачистка подводной части и длинный перечень других обязательных дел отнимали все время. Виктору еще пришлось принимать участие в многочисленных пресс-конференциях, на которых он рассказывал о своей эпопее и демонстрировал окружающим, что уже может держать в правой руке бокал с шампанским. К сожалению, даже к моменту старта второго этапа пальцы правой руки, особенно указательный и большой, еще не полностью восстановили работоспособность, так что в океане Виктору пришлось действовать больше левой рукой. Нужно отметить, что большую помощь Виктору и Федору оказали моряки российских рыболовных судов, оказавшихся в порту Кейптауна в это время, и немногочисленные команды поддержки, прибывшие из России.
5 декабря, в полдень, был дан старт второму этапу на Окленд, и основная группа яхтсменов ушла в гонку. Федор, американец Страйкер и австралиец Хантер задержались еще на несколько дней для окончательного устранения недостатков перед встречей с Южным Океаном.
В первой гоночной группе острая борьба за лидерство развернулась между Джованни Сольдини и Марком Тьерселином. Как сообщил однажды Тьерселин, в один из дней лаг его яхты зафиксировал рекордную скорость — 32.5 узла! Отчаянные ребята! Попробуйте себе представить, что значит серфинговать в одиночку посреди океана на такой скорости. Это, наверное, уже сродни не столько парусному спорту в обычном понимании, сколько какому-то невообразимому океанскому родео. Как признался потом Тьерселин, рулить на такой скорости — занятие изматывающее, и больше чем на два часа его не хватало. Сольдини, наверное, лучше приспособился к такой "скачке" и постепенно стал выходить вперед. С середины этапа он возглавил гонку и 1 января благополучно финишировал в Окленде первым.
Особенно быстрой для лидеров получилась первая половина этого этапа. Меридиан Фримантла Сольдини пересек уже через 14 суток после старта из Кейптауна, а можно напомнить, что лидер такого же второго этапа последней кругосветки "Уитбред" шведская яхта "Свидиш Мэтч" с полным экипажем это же расстояние преодолела только за 15 суток и 3 часа (средняя скорость — 13 уз). Можно задуматься, какие же яхты более быстроходные?
Драматически сложился этап для других гонщиков из группы лидеров. На полпути к Австралии заклинило каретку фаловой дощечки на "PRB", и Отисье была вынуждена зайти на Тасманию для самостоятельного ремонта. Уже в нескольких десятках миль от берегов Новой Зеландии яхта "Somewhere" налетела на плавающий пластмассовый контейнер; мало того, что он сломал ей один из рулевых плавников, так еще и застрял между рулями. Чтобы освободиться от него и исправить поломки, Марк Тьерселин был вынужден зайти в одну из ближайших бухт и стать на якорь. Устранив неисправности, Марк поспешил в Окленд и успел пересечь линию финиша вторым.
Крупно не повезло победителю первого этапа Майку Голдингу. Всего в 180 милях от финиша его яхта на скорости около 14 узлов налетела на необозначенную на карте мель и повредила узел крепления качающегося киля к корпусу. В яхту начала поступать вода, которая затопила центральный отсек и вынудила Майка дать сигнал бедствия. Все это случилось на глазах журналистов, прилетевших на вертолете встречать "Group 4", благодаря чему кадры аварии потом увидел весь мир. Подошедший буксир быстро оттащил яхту в порт, но гонщик за использование посторонней помощи был дисквалифицирован и теперь уже не сможет официально участвовать в гонке. "Это самая глупая ошибка в моей жизни", — так кратко оценил происшедшее с ним сам Голдинг.
По сумме двух этапов на первое место вышла Изабель Отисье, на втором месте оказался Тьерселин и на третьем — Сольдини.
В «младшей» группе почти сразу со старта лидировал победитель первого этапа француз Жан-Пьер Мулин на яхте "Cray Valley", который подтвердил свое превосходство и 3 января снова финишировал первым с недельным отрывом от шедшего за ним англичанина Майкла Гарсайда. Виктор Языков прошел этот этап очень хорошо. На следующий после старта день, еще полный сил российский гонщик преодолел за сутки 290.4 мили. Это отличный результат, и по существу — российский рекорд суточного перехода на яхте с экипажем из одного человека. Виктор финишировал четвертым в своей группе — 10 января, в один день с Гарсайдом ("Magellan Alfa") и занявшим третье место Ван Лью ("Balance Ваг") из США, уступив только лидерам, выступавшим на более крупных и скоростных 15-метровых яхтах. Жаль все-таки, что Виктору пришлось строить 12-метровую яхту, которая, в соответствии со всеми законами гидродинамики, и должна была уступить победителям на "15-метровиках". Лично я убежден, что если бы Виктор шел на хорошей 15-метровой яхте, то он был бы в числе призеров этого этапа, да и всей гонки в целом.
А как шел на этот раз Федор Конюхов, стартовавший только 8 декабря? Еще раз Федор продемонстрировал недюжинную силу духа и волю, сумев завершить все дела на берегу всего за десять дней. К сожалению, спешка и недостаточное внимание к чисто парусной и гоночной подготовке сказались.
Неприятности начались еще на старте, когда во время неудачного выполнения поворота фордевинд Федор сломал три латы на гроте, и решил все же не возвращаться в гавань для их замены. Неизвестно, были ли у него в достаточном количестве запасные латы и смог ли он их потом поменять в океане. Из-за аппаратных ограничений системы "Инмарсат" телефонная связь с Федором на втором этапе уже не работала, поэтому информацией о подробностях прохождения им дистанции мы пока не располагаем. По последним данным, через месяц плавания на его яхте "Современный Гуманитарный Университет" отказали ветрогенератор и дизель-генератор, и оставалось надеяться только на солнечные батареи. Их энергии хватает только на систему навигации, поэтому даже краткие сообщения с борта яхты по электронной почте перестали поступать. Опять непонятно почему, но довольно долго он шел практически поперек генерального курса, часто его скорость не превышала 3-4 узлов, хотя, судя по данным о ветровых условиях, могла бы быть значительно больше. К середине января Федор только-только достиг меридиана западной Австралии, проходя в среднем около 110 миль в сутки по генеральному курсу. Это, конечно, очень мало. Только один гонщик — американец Робин Деви — шел еще хуже. По последним данным компьютерного прогноза, Федор должен был прийти в Окленд 29-го января, в день закрытия финиша.
Джордж Страйкер сошел с гонки из-за поломки вертлюга гика и вернулся в Кейптаун. В гонке к середине февраля оставалось 11 соперников из 16 принявших старт в Чарльстоне.
От редакции. Уже в момент сдачи номера в набор стало известно, что Федор Конюхов не уложился в контрольное время финиша и выбыл из официальной гонки. Между тем, он принял решение продолжить плавание вместе с другими гонщиками, но вне зачета. Мы хорошо понимаем, что для Федора более естественным является как раз путешествие, а не соревнование, чего он и сам не скрывает. Более того, в одном из последних интервью Конюхов высказал такое предположение о своем будущем: "47 лет я прожил как путешественник. Остальные годы хочу прожить как художник или как священник".