Но старт второго этапа в назначенное время не состоялся — его отложили на одни сутки из-за погодных условий. Синоптики предупредили о подходе сильного шторма — ожидались порывы ветра силой свыше 9 баллов! Яхтсмены ушли на дистанцию лишь в понедельник 14-го. Их число уменьшилось на одного спортсмена — спонсоры Патрика де Родегю сочли, что стартующая в ноябре гонка "Route du Rhum" более подходит им для демонстрации своих логотипов. "Волевым решением" боссов "Garnier" Патрик был снят с одного соревнования и включен в число участников другого.
Ясная погода, установившаяся после прохождения в ночь на понедельник холодного фронта — редкость для Южной Британии в это время года. Несмотря на рабочий день, провожать спортсменов собралось много зрителей. Однако. еще за несколько часов до начала гонки по-прежнему неопределенны были перспективы дальнейшего участия в ней Коджиро Шираиши, Брюса Шваба ("Ocean Planet") и Тима Кента ("Everest Horizontal"). По приходу в Торбей японский гонщик трудился дни и ночи не покладая рук, но отправляться в дальний путь с неисправным килем было бы, конечно, безумием. Не была завершена и замена гика на "Ocean Planet". А Тим Кент еще в воскресенье смог убедиться в том, что автопилот, несмотря на все предпринятые меры по его ремонту, по-прежнему не работает.
Тем не менее колоссальные усилия самих гонщиков и их береговых команд принесли свои плоды, и лишь Брюс Шваб одиноко остался в гавани.
Погода, столь благоприятная для гонщиков в момент старта, сразу после полудня начала стремительно ухудшаться. И уже через несколько часов с борта "Tiscali" поступило сообщение о проблемах с авторулевым. Чуть позднее Симоне Бьянкетти передал, что не работает ни один(!) из трех имевшихся на борту авторулевых и, если их дефекты не удастся исправить прямо на борту яхты, он будет вынужден зайти в Брест. К этому моменту гонку возглавлял Грэхем Далтон на "Hexagon", а в классе 2 лидировал Бред Ван Лью на "Tommy Hilfiger — Freedom America". Яхтсмены вошли в Бискайский залив. Прогноз на ближайшие несколько дней был крайне тревожный — впереди яхтсменов ожидала целая серия очень глубоких циклонов. Выходило так, что практически всю дорогу до "конских широт" гонщики будут идти, пробиваясь сквозь постоянные шторма.
Спустя двое суток после старта по-прежнему лидировал Далтон, но позиция опытного Бернарда Штамма, выбравшего, хотя и более длинный, но более скоростной западный маршрут, стала несколько улучшаться. По пятам за лидерами, отставая всего на 20 миль от "Hexagon", шла Эмма Ричардс на "Pindar". Симоне Бьянкетти, к сожалению, не смог справиться с проблемами на борту и был вынужден зайти в Брест, где береговая команда немедленно приступила к ремонту Сам яхтсмен при этом выглядел крайне утомленным, но бодрился: "Пытаться достичь Кейптауна, сидя на руле все 30 дней, абсолютно нереально. Хоть я и сильно устал, мой дух ничуть не поколеблен! Гонка продолжается, и для меня важно вернуться в нее как можно быстрее". Некоторые трудности с ультрасовременным электронным оборудованием стал испытывать и лидер гонки. "Это — вечная проблема, — передал Далтон. — Чем больше у тебя электронных помощников, тем больше вероятность того, что с ними что-то приключится...". Воспользовавшись затруднениями своего "коллеги", вперед вышел Бернард Штамм на "Armor Lux". К этому моменту однако, синоптики в штабе гонки уже начали серьезно беспокоиться — вместо серии отдельных циклонов над центром Атлантики нависла одна, но совершенно чудовищная1 депрессия диаметром свыше 2500 миль (с давлением в центре 965 мбар и замеренной скоростью ветра у поверхности моря в 25-35 м/с). Она предвещала гонщикам много "веселых" минут. "Единственно возможный путь обойти этот ужас — двигаться к Ньюфаундленду", — передал Штамм в штаб гонки. А Ален Парис нашел принципиально иной выход. "В жизни нам всем приходится принимать серьезные решения, некоторые даются тяжелее других. Сейчас я не вижу другого пути, кроме как уберечь свою яхту от шторма в относительно безопасном месте, находясь при этом на берегу. И мой хороший друг Коджиро Шираиши передал, пользуясь своим небольшим запасом английских слов, что безопасность — важнее всего. Я с ним полностью согласен", — сообщил яхтсмен в штаб гонки, направляя свою яхту в порт Ла-Корунья. Вслед за ним в укрытия двинулись Тим Кент и Коджиро Шираиши. Получив прогноз об ожидаемой в ближайшие часы скорости ветра свыше 35 м/с, пойти в гавань решил и лидер класса 2 Бред Ван Лью, столкнувшийся с отказом системы быстрого рифления грота. Он выбрал порт Виго. После недолгого размышления ряды "отступников" решил пополнить и Джон Дэвис ("Bayer Ascensia"). К утру 18 октября на дистанции из яхт класса 2 осталась лишь "Spirit of Canada" Дэвида Хэтфилда, который тоже предпочел не демонстрировать бессмысленный героизм в одиночку и чуть позднее составил компанию сошедшим яхтсменам. А "большие ребята" класса 1 по-прежнему продолжали борьбу практически в полном составе за исключением Симоне Бьянкетти.
Но это длилось недолго. Запоздавший со стартом Брюс Шваб еще не успел догнать "своих" и двигался наравне с более тихоходными яхтами класса 2, которые и должны были столкнуться с наиболее сильными ветрами фронтальной части циклона. "Для меня куда важнее финишировать, чем пытаться уже сейчас выиграть "Around Alone". Впереди еще много миль, прежде чем я увижу Ньюпорт", — сказал яхтсмен, сходя с трассы и направляясь в Байонну.
В это же самое время лидеры в классе 1 готовились к первому удару стихии. "У меня такое ощущение, что собираюсь на войну, — передала Эмма Ричардс. — Я прошла через множество штормов, но этот собирается быть чем-то особенным. Потратила весь предыдущий день, подготавливая яхту, устроила двухчасовую пробную проверку запасному авторулевому... Прекрасно понимаю всех, кто укрылся в гавани, и сама не отказалась бы выпить сейчас с ними пивка в баре, но. все, что мне сейчас остается — это хорошенько выспаться и заблаговременно взять рифы".
Из всех гонщиков класса 1 в более выгодном положении по отношению к предстоящему шторму был Бернард Штамм. К Ньюфаундленду, он, конечно, не пошел, но днем 18 октября находился к северу от Азорских островов, значительно западнее остальных своих соперников. По имевшемуся на тот момент прогнозу получалось, что центр циклона минует его "Armor Lux" много раньше, чем яхты всех прочих гонщиков. В этом случае, пока все яхтсмены должны будут пробиваться через штормовые ветра от SW, двигаясь (при следовании по генеральному курсу) в бейдевинд, хитроумный Штамм собирался мчаться на юг с попутными NW ветрами, дующими в тыловой части циклона.
Штормовая ночь надвигалась. Около полуночи 19 октября Бернард Штамм, Тьерри Дюбуа ("Solidaires") и Эмма Ричардс практически одновременно сообщили в штаб о ветре скоростью 3536 м/с, порывы которого достигали 39-40 м/с. В тяжелейших условиях яхты прорывались сквозь шторм под стакселями. Оптимистичные надежды Штамма оправдались, но не полностью — он ушел на запад не настолько далеко, чтобы оказаться в тыловой части циклона. "Море просто взбесилось, а ветер дует строго против моего курса", — сообщил гонщик. В этой ситуации формально вперед вырвался Дюбуа, шедший на 400 миль восточнее Штамма, — его путь до Кейптауна был много короче. Значительный рывок сделала и Эмма Ричардс, на 20 миль оторвавшись от "Hexagon" — как только к утру скорость ветра упала до 20 м/с, отважная девушка вновь поставила зарифленный на три полки грот и в качестве "третьей силы" вступила в заочную дуэль Штамма и Дюбуа. Швейцарец, вновь сильно забравший к западу, наконец-то смог воспользоваться преимуществами своей позиции и мчался со скоростью 14 уз при ветре в 20 м/с, наращивая свой отрыв. К середине дня 20 октября он опередил Эмму Ричардс уже на 100 миль. Эмма, продолжавшая выжимать из своей яхты все возможное в этой ситуации (а высота волн превышала 11 м — впрочем, кто точно мог измерить ее в таких условиях?), вышла на второе место. "Я трое суток не снимала непромоканец и не расстегивала страховочный пояс, — передала яхтсменка. — Хорошо бы найти кого-нибудь, кто мог сделать мне массаж, но, боюсь, с этим придется подождать несколько недель". "Большую часть времени я провожу, лежа на парусах и свернувшись в клубок, чтобы защитить голову от ударов", — вторил ей Дюбуа.
В то же самое время, как лидеры продолжали борьбу на дистанции, вновь вышедший в океан Симоне Бьянкетти передал рано утром 20 октября в штаб гонки о потере мачты. Под аварийным вооружением яхтсмен направился к берегам Португалии.
Лишь 21 октября яхты "Open 60" смогли выйти из зоны циклона. "Вмятин в правой скуле" он им не оставил, но проблем хватало: у Эммы Ричардс протекла топливная цистерна, с теми или иными поломками столкнулись и Штамм с Дюбуа, а Грэхем Далтон получил травму позвоночника. Но теперь яхтсмены могли уже вновь бороться за гоночную позицию, а не за живучесть своих судов. Тактические предпочтения гонщиков к этому моменту определились уже окончательно — Дюбуа выбрал береговой маршрут, надеясь на возможные ветра со стороны Африканского континента, Штамм, как уже сказано, сильно забрал к западу, рассчитывая идти более полными курсами на заключительном отрезке дистанции. Ричардс и Далтон выбрали некий компромисс, держась между маршрутами "Armor Lux" и "Solidaires". Такая тактика могла принести успех в том случае, если яхтсменам удастся правильно воспользоваться местными усилениями ветра вблизи лежащих по курсу о. Мадейра и Канар. Но сложные условия вблизи Канарских островов могли принести и поражение...
А пока яхты класса 1 играли друг с другом в шахматы на просторах Атлантики, гонщики класса 2 еще оставались в европейских гаванях, над которыми продолжал бушевать шторм. Только 23 октября Бред Ван Лью первым покинул свое убежище и вышел в море, вслед за ним потянулись остальные. А Штамм уже оторвался без малого на 300 миль от идущей на втором месте Ричардс. Ее яхта на скорости в 12 уз столкнулась с неизвестным подводным объектом (возможно, это был полузатопленный контейнер). К счастью, удар не нанес судну никаких(!) повреждений, но проверка всего и вся на борту отняла у гонщицы немало времени.
Яхтсмены уже приближались к зоне штилей и к экватору, который первым пересек все тот же Штамм. Второй в южное полушарие вошла упрямая шотландка на "Pindar", по-прежнему не теряющая надежды на победу "Снимаю шляпу перед мисс Ричардс", — передал галантный Штамм по радио, узнав об этом.
Между тем в Испании разворачивались лихорадочные работы на "Tiscali". Найти подходящую замену сломанной мачте долго не удавалось, и тогда свою запасную итальянцу предложил все тот же Штамм. После непродолжительных консультаций выяснилось, что она подходит для "Tiscali", но, мачта находилась на северном побережье Франции, а поврежденная яхта — в Испании. Тут настал час спонсора Эммы Ричардс — компании "Pindar", предоставившей Бьянкетти специальное судно, пригодное для перевозки подобной мачты. Продемонстрированная подлинно морская взаимовыручка принесла свои плоды, и уже 8 ноября "Tiscali" смогла вернуться в гонку, которая постепенно входила в свою завершающую фазу. Здесь фатальным для Эммы Ричардс оказалось то, что она выступала на довольно старой лодке, открениваемой с помощью водяного балласта. В условиях относительно слабого, но встречного ветра Южной Атлантики ее "Pindar" не смог ничего противопоставить более легкой и современной "Solidaires", чью остойчивость обеспечивал отклоняемый балластный киль. Лодка Тьерри Дюбуа вышла вперед, уступая лишь "реактивному" Штамму — Ричардс и Дюбуа по-прежнему проигрывали ему около 250 миль. Тем не менее шотландка нашла в себе силы вновь отыграть у Дюбуа потерянные мили — и опять столкнулась с проблемами. Поздно вечером 6 ноября у нее оборвался грота-фал — и утром девушке пришлось подниматься на мачту, чтобы исправить положение. "Это ужасно, самый ужасный опыт моей жизни, — сказала яхтсменка. — Когда я поднялась наверх, ветер уже достиг 12 м/с, мачта раскачивалась на 6 м из стороны в сторону, даже в своей страховочной обвязке я получила сильные ушибы и едва не разбила голову — счастье, что у меня был хороший защитный шлем...". Четыре страшных часа мужественной гонщице пришлось провести на верхушке 30-метровой мачты в условиях трехметровой океанской зыби, прежде чем удалось завести новый фал. Спустившись вниз, Эмма была так измучена, что набраться сил и поставить грот смогла лишь через пару часов. Когда ее яхта снова набрала ход, "Solidaires" была уже в 13 милях впереди нее.
Слабые ветра вновь сменились налетающими шквалами — лидеры гонки подошли к "ревущим сороковым". Их яхты теперь стали проходить 350-370 миль за сутки, развивая порой скорость свыше 24 уз. Изменить положение на дистанции так никому и не удалось: первой 13 ноября в гавань Кейптауна на последних дуновениях утреннего бриза вошла "Armor Lux". Бернарду Штамму удалось завершить этот этап менее чем за 30 дней — его результат составил 29 дней 21 ч 59 мин 45 с. Через 8 ч финишировал Тьерри Дюбуа, еще через 8 — Эмма Ричардс. Яхты класса 2 в этот момент еще только подходили к экватору..
Артур Гроховский. Фото Билли Блейка, Лорена Кадо и агентства "Riva Com" Продолжение следует.
P.S. На момент сдачи номера в печать борьба гонщиков на третьем этапе еще продолжалась. Но победитель этапа уже известен—им в третий раз стал Бернард Штамм.
Примечания
1. Эта депрессия, занявшая больше трети Атлантики, возникла из слияния тропического урагана "Кайл1 и двух отдельных циклонов. По оценкам гонщиков она была сравнима лишь с Большим Фастнетским штормом 1979 г (см. "КиЯ" №84).