С 1997 г начало активно развиваться международное движение, цель которого — популяризация яхтинга в странах Черноморского бассейна. Основные идеи этого движения блестяще воплотились в суперпроект яхтенного ралли по Черному морю, известного по знаменитой аббревиатуре KAIRA. В прошлом году более 50 яхт из 16 стран-участниц грандиозного проекта заходили в сочинский морской порт, вызвав неподдельный интерес не только праздной курортной публики, но и профессиональных российских яхтсменов. Примерно тогда же и решено было организовать собственную регату — только уже не в виде прогулки по Черному морю, а настоящей гонки на время...
Реализовать задуманное сочинцам удалось в октябре прошлого года при поддержке компании "Газпром", учредившей рекордный для соревнований подобного уровня призовой фонд. На приглашение организаторов "Жемчужины России" откликнулись более двух десятков крейсерских яхт из России, Беларуси и Турции.
По регламенту все яхты-участницы были разбиты на четыре группы: в первой соревновались парусники длиной от 40 до 50 футов, во второй — от 30 до 39, в третьей — от 27 до 30 футов, и, наконец, в четвертой группе старт приняли суда меньших размерений, в том числе самая миниатюрная яхта регаты под многообещающим названием "Успех".
Спортивная часть регаты открылась гонками по классическому треугольнику в акватории сочинского парусного центра. Этот октябрьский день на море выдался солнечным и безветренным — на радость курортникам и к явному огорчению яхтсменов. В условиях практически полного штиля только два экипажа из Новороссийска — на яхтах "Визит" (капитан Олег Юшков) и "Валентина" (капитан Роман Мершалов) — смогли уложиться в контрольное время, захватив тем самым лидерство в своих классах.
А затем были красочная церемония официального открытия регаты, предстартовые сборы и прощание с любимыми на причале парусного центра. Оставив позади пограничный и таможенный контроль, участники полностью сосредоточились на гонке — впереди была сложная дистанция протяженностью 600 миль, на которой нужно показать все, на что ты способен или даже больше того.
Переход из Сочи в турецкий порт Хопа получился весьма сложным. Сначала терпение гонщиков испытывал штиль, а затем на них обрушился первый шторм. В этих условиях первой к берегу пришвартовалась сочинская яхта "Ата-ланта". За счет грамотно выбранной тактики экипажу Тимура Аутлева удалось сотворить настоящую сенсацию, опередив явных фаворитов соревнований — "Визит" и "Мираж".
Надо отметить, что появление российской парусной эскадры под флагами "Газпрома" вызвало в Турции — где практически все парусники уже находились на зимних стоянках — настоящий фурор. До последнего момента турки не верили, что регата состоится, и не представляли, что можно ходить на яхтах в такое время года. Их удивление еще более возросло, когда они узнали, что яхты пришли в Хопу без двигателей — в гоночном режиме.
Впрочем, для наших спортсменов все неприятности трудного перехода и ненастной погоды были с лихвой компенсированы импровизированным пикником на высоте 2000 м, устроенным гостеприимными хозевами. А затем после короткой стоянки, восстановления сил и устранения последствий ночного шторма пришло время старта на втором этапе — от Хопы до Трабзона.
Третий этап оказался самым коротким — всего 60 миль — и почти никак не повлиял на расстановку лидеров. Но всем было ясно, что это лишь затишье перед бурей. И буря действительно грянула — на переходе от Трабзона до Фасты. Сильный шторм внес свои коррективы и стал серьезным испытанием на прочность не только для членов экипажей. В отдельные моменты гонщики, по их собственным словам, испытывали состояние невесомости, и лишь опыт и сноровка позволили им с честью выйти победителями в споре со стихией.
В порт Фаста первым зашел новороссийский "Визит", опередив две сочинские яхты "Мираж" и "Аталанту". Все остальные парусники пришли на финиш с заметным опозданием — одних разбросало по морю, другие пережидали шторм в маленьких бухтах.
Развязка наступила на заключительном этапе Фаста — Сочи протяженностью 210 миль. Для общей победы новороссийцам достаточно было придти на финиш вторыми, и, казалось, что опытнейший экипаж яхты "Визит" без особого труда справится с этой задачей, ведь в его составе был один из лучших рулевых — Андрей Арбузов, а сам "Визит" в этом году уже отметился успешным выступлением на регате даже в Сиднее!
До наступления темноты эта яхта так и шла по дистанции второй, но ночью пропустила вперед "Аталанту".
Столь потрясающая по драматизму дуэль и стала подлинным украшением "Жемчужины России". Первым же в сочинский порт вошел "Мираж" под командованием мастера спорта Алексея Ганженко, который потом сказал: "До сих пор не верится в успех, ведь регата стартовала и финишировала в Сочи, где от нас все ждали только победы. Это было самым сложным, но в итоге все решило не наличие звезд в экипаже, а слаженность его действий."
Прошедшая регата получила высокую оценку Федерации парусного спорта России и включена в календарь соревнований на 2003 г Маршрут будущей гонки пройдет не только по российскому и турецкому, но и украинскому побережью Черного моря. Более авторитетным станет и состав участников — приглашения получат известные шкиперы из стран Черноморского бассейна, а также Италии, Греции и Испании.