Парад участников
Нынешний "Ромовый рейс" изначально обещал быть крупнейшим состязанием в своей истории — количество заявленных судов выросло более чем вдвое по сравнению с предыдущей гонкой и вплотную приблизилось к установленному организаторами пределу в 60 лодок. Реально же на старт вышли 59 яхт, распределившись по группам следующим образом.
В классе "Open 60" (одном из наиболее интересных и стремительно развивающихся) участие в гонке приняли 17 яхт. Это заставило обозревателей и комментаторов уделять повышенное внимание событиям, происходящим на дистанции именно в этом классе. Здесь одной из главных претенденток на победу была хорошо знакомая нашим читателям Эллен Макартур (напомним, уже имевшая в своем активе победу в "Route du Rhum" в 1998 г.) на своем заслуженном "Kingfisher". Кроме нее, серьезными соперниками были такие известные гонщики, как Ролан Журдэн, Майк Голдинг, Майк Бирч и Патрик де Родегю, снятый своими спонсорами с гонки "Around Alone".
В "однокорпусном" классе 1 были заявлены всего две 17-метровые яхты, так что официально победитель здесь не определялся.
В классе 2 стартовали 10 однокорпусных лодок. Здесь основное внимание наблюдателей было приковано к двум фигурам: австралийцу Нику Молонею на "Ashfield Healthcare" и восходящей французской звезде Яннику Беставену ("Republique Dominicaine") — участнику большого количествеа океанских гонок с полными экипажами, успевшему отметиться победой в "Mini Transat 2001". А в активе австралийца — два одиночных кругосветных плавания, которые яхтсмен (единственный в мире) совершил как в восточном, так и в западном направлении. Перед гонкой эти двое спортсменов крепко сдружились и много тренировались фактически в спарринг-режиме. Интересно, что Ник Молоней и Эллен Макартур еще с двумя гонщиками — Майком Голдингом на "Ecover" и Роланом Журдэном на "Sill" (обе яхты "Open 60") — выступали под флагом единой команды "Kingfisher Team" (что, заметим, забегая вперед, нисколько не помешало им устраивать потрясающие дуэли, схожие разве что с Кубком Америки).
Однокорпусники класса 3 оказались, как и следовало ожидать, самыми мало-численными — всего пять судов на старте. Здесь победу прочили Конраду Хамфри на "Hellomoto" — технически весьма совершенном 40-футовике, по оснащению более всего напоминающем яхту класса "Open 60" (и уже выигравшем гонку вокруг Британских островов, где ему пришлось соперничать с куда более крупными и теоретически более скоростными судами!). Сам же Конрад, несмотря на свое успешное участие в ряде крупных трансокеанских соревнований, никакого опыта именно одиночных гонок не имел!
Традиционно для "национальных" французских парусных состязаний (а эта гонка именно так рассматривается во Франции1, несмотря на ее официальную открытость для участников из любых стран), самую многочисленную стартовую группу составили крупные тримараны, подготовленные по правилам Чемпионата ORMA 60 — наиболее быстроходные и внешне эффектные яхты регаты. На старт гонки вышли аж 18 судов этого класса, ведомых блистательными гонщиками, прославившимися на океанских дистанциях, включая и нынешнего лидера Чемпионата Луйка Пейрона. В числе соперников его "Fujifilm" были и спущенные на воду в 2002 г. "Gitana X" и "Sodebo", и 12-летний заслуженный "Rexona Men" (под этим названием скрывался знаменитый "Primagaz", двукратный — 1994 и 1998 гг. — победитель "Ромового рейса"). Чтобы избежать сутолоки и опасных ситуаций во время старта, судейская коллегия приняла весьма мудрое решение — перенести начало гонки для этих скоростных машин на день позднее всего остального флота. Организаторы предполагали увидеть первые суда этого класса на финише уже через 10 дней после старта, в то время как на прохождение дистанции самыми быстроходными однокорпусниками они отводили не менее 15 дней.
Многокорпусников в классах 1 и 3 не было заявлено вовсе, а в классе 2 вышли пять тримаранов и всего два катамарана.
Старт дан
...Старт гонки был дан в серый субботний день 9 ноября при ровном ветре от NW скоростью 10-12 м/с. Прогноз обещал дальнейшее усиление ветра до 18-22 м/с и его заход к западу ближе к ночи. Это обстоятельство и определило тактику гонщиков на первый участок пути — успеть продвинуться Английским каналом на запад так далеко, как это будет возможно. Первыми в 12 ч 35 мин на дистанцию отправились многокорпусни-ки, начавшие гонку без малейших проблем. Следом за ними через 10 минут устремились в океан однокорпусные яхты. Здесь уже не обошлось без неприятностей — двое гонщиков (Николя Петрекин и Янник Беставен) просто не вышли на старт (Петрекин — из-за организационных проблем, Беставен же по пути к старту ухитрился разорвать грот и вернулся в гавань для его ремонта), вскоре еще двое сошли с дистанции: Дефи Вендин налетел на стартовый знак, а Динан Терре в клочья разорвал свою геную.
На фоне этих событий увлекательным зрелищем, увы, из-за сильной дымки полностью доступным лишь телезрителям и вертолетчикам, выглядела предстартовая дуэль в исполнении Эллен Макартур и Ролана Журдэна. Первым стартовую линию пересек "Kingfisher", всего на полкорпуса опередивший "Sill" Журдэна, но уже через несколько минут Журдэн медленно, но уверенно стал обгонять английскую яхтсменку, пользуясь тем, что его стаксель №1 был ощутимо больше. Макартур не могла ответить ему тем же — следующий по площади стаксель в парусном гардеробе "Kingfisher" оказался слишком велик для данной ветровой обстановки. Вскоре и Майк ГЪлдинг на "Ecover" смог обойти Эллен, которая сразу же после этого отдала одну полку рифов на гроте, чтобы увеличить свою скорость. На протяжении всего 18-мильного отрезка дистанции от старта до знака у мыса Фрель между Майком и Эллен шла борьба за второе место в классе, в ходе которой их лодки то и дело менялись местами. С вертолета, однако, было хорошо видно, что эта схватка отнимает у Эллен гораздо больше усилий — ее соперник был замечен в кокпите непринужденно курящим и даже с чашечкой кофе в руках!
Первым к поворотному знаку подошел, как и следовало ожидать, тримаран. Это был 50-футовый "Archipel Guadeloupe" с Клодом Телье на руле, более чем на две мили оторвавшийся от своего ближайшего преследователя — Фрэнк-Ива Эскоффье на "Crepes Whaou!". Необычный для океанских гонок катамаран "Groupe France Epargne" Патрика Морвана, вооруженный шхуной(!), отставал от лидеров многокорпусников к этому моменту уже на 12 миль! Среди яхт "Open 60" гонку по-прежнему возглавлял Ролан Журдэн. В том же порядке (Журдэн, Голдинг, Макартур) лидеры этого флота и подошли к первому поворотному знаку дистанции, открывавшему путь в Английский канал. Здесь их постигла еще одна потеря — рухнула в море мачта яхты "VMI" ("Open 60"). Тогда же поступило сообщение, что Янник Беставен сумел отремонтировать свой грот и вновь вышел в море.
Утром 10 ноября на дистанции произошли изменения—буквально "облизав" ночью английский берег, Эллен Макартур удачно справилась с приливным течением и в тяжелой борьбе вышла на первое место во флоте, опередив Журдэна и Голдинга. "Яхту сопровождает пара дельфинов — это самое приятное из того, что я вижу вокруг. Утро серое, хмурое, очень сыро и неуютно. Спала не больше часа... очень интенсивное судоходство", — сообщила Эллен с борта яхты.
События на дистанции
После выхода из Ла-Манша капитанам однокорпусных яхт предстояло принять стратегическое решение — идти ли к финишу северным или южным маршрутом. В это же самое время в Сен-Мало все готовились к подаче "главного французского блюда" гонки — одновременному старту без малого двух десятков крупных океанских тримаранов. Оценивая итоги гонки "Transat Jacques Vabre" 2001 г. (когда "Groupama" показал среднюю скорость в 17.43 уз), самые смелые из комментаторов сходились в том, что сейчас лучшие из судов этого типа пройдут 3540-мильную дистанцию не более чем за девять суток и покажут среднюю скорость свыше 16 уз. Однако... все пошло не совсем так, как планировали организаторы соревнования и предвкушали спортивные обозреватели.
Первое тревожное сообщение поступило в штаб гонки уже вечером 10 ноября — в 19.15 по Гринвичу Карин Фоконье на борту "Sergio Tacchini" приняла сигнал бедствия. Это был аварийный маяк с "Groupama", шедшего под управлением опытного гонщика Фрэнка Камма. Ко всеобщему удивлению, тримаран перевернулся в самых невинных ветровых условиях: скорость его в этот момент не превышала 6-7 м/с. Не успели руководители гонки начать подготовку спасательной операции, как выяснилось, что неприятности для многокорпусников в этот вечер еще не закончились — всего несколькими минутами позднее в корпус перевернутого "Groupama" буквально въехал "Bonduelle" под управлением Жана ле Кама, шедший тем же маршрутом. "Я увидел поплавок "Groupama", а потом Фрэнка, сидящего верхом на центральном корпусе. Как идиот, спросил его, что случилось. Он ответил мне, что перевернулся", — сообщил Жан с дистанции. Получив повреждения правого поплавка, "Bonduelle", сойдя с дистанции, направился в Брест. Фрэнка Камма из воды чуть позже подняли вертолетчики и доставили на сушу живым и невредимым. А утром 11 ноября еще у одного капитана многокорпусников просто не выдержали нервы — увидев вблизи своего судна перевернутый корпус "Groupama", Бернар де Брока (капитан "Banque Covefi") счел за лучшее сойти с дистанции. О глубоком душевном кризисе спортсмена говорит сообщение, принятое с борта его судна: "Это мое личное решение, давшееся мне очень тяжело. Я потратил четыре или пять часов на его обдумывание . и говорю: я схожу с дистанции, осознавая, что это конец моей карьеры гонщика-одиночки... При всем том, не хочу критиковать ни наши суда, ни сам Чемпионат ORMA.
Атлантика же словно продолжала мстить за легкомысленные прогнозы и чересчур вольное к себе отношение — вечером того же дня сломалась мачта одного из самых современных и быстроходных тримаранов флота ORMA "Gitana X" (см. "КиЯ" №181). Яхта в этот момент шла под стакселем и двумя рифами на гроте при ветре скоростью 10-12 м/с. Как решил капитан Лионель Лемоншуа, причиной аварии стало сильное и неравномерное волнение, разыгравшееся в тот день в Бискайском заливе — высота очень крутых волн превышала 4 м, что сильно нагружало корпуса и стоячий такелаж судна. Практически одновременно с этим Янник Беставен, уже вернувшийся в гонку, услышал неприятный хруст в районе крепления киля и принял решение вновь, теперь уже окончательно, сойти с дистанции.
Дальнейшие события на трассе "Ромового рейса" разворачивались и вовсе, словно в драме, написанной дурным сценаристом, страдающим полным отсутствием вкуса и чувства меры. Вечером 11 ноября сходит с дистанции "TIM" — новейший тримаран ORMA, управляемый вдобавок одним из именитейших яхтс-менов-одиночек Джованни Сольдини — обшивка судна начала отслаиваться от набора сразу в нескольких местах. В ночь с 11 на 12 ноября капитан еще одного тримарана ORMA — Фрэнсис Жуайон с "Eure & Loire-Lorenove" — сообщил в штаб-квартиру гонки о том, что его судно перевернулось. "Я находился возле мачты, когда на яхту обрушился шквал. Хоть я и успел спрыгнуть в кокпит, но времени отдать шкоты у меня уже не было — и лодка перевернулась в течение нескольких секунд.
Я вызываю буксир и пробую откачать воду. В любом случае не собираюсь включать аварийный маяк и не нуждаюсь в какой-либо дальнейшей помощи", — передал с борта опрокину-того(!) судна его капитан, демонстрируя незаурядное мужество и силу духа. (Упомянутые события происходили в 175 милях от ближайшего берега на траверзе мыса Финистерре.) Этой же ночью с дистанции сошли еще два тримарана этого класса — у "Belgacom" Жан-Люка Нельяса заклинило грота-фал, а на "Bayer CropScience" под командованием Фредерика ля Потрека вышел из строя автопилот. Ряды многокорпусников редели с неслыханной быстротой.
К утру 12 ноября во флоте тримаранов ORMA гонку возглавляли "Rexona Men", "Sodebo" и "Fujifilm", следовавшие друг за другом буквально по пятам. У однокорпусников лидировала яхта "Sill", за нею на расстоянии 13 миль двигалась "Ecover", еще на 11 миль отставал "Kingfisher". Сильные ветра западного направления не позволили многокорпусникам полностью продемонстрировать свои скоростные преимущества — к 15 ч 12 ноября лучший из них все еще отставал от лидера однокорпусных лодок на 44 мили.
Несчастливое число
Следующие сутки не принесли улучшения погоды — напротив, на гоночный флот стали налетать совсем уж чудовищные шквалы со скоростями ветра 35, 37 и даже 42 м/с! День 13 ноября полностью оправдал свою печальную репутацию — счет происшествиям теперь открыл "Sopra Group" Филиппа Моне, опрокинувшийся сразу после полуночи. Судно шло под одним штормовым стакселем на внутреннем штаге, но налетевший порыв ветра был столь силен, что... развернул закрученный на внешнем штаге стаксель №1! Мгновенно надувшись наподобие гигантского кармана, злополучный парус, как из катапульты, "выстрелил" тримараном, перевернув его через нос. В тяжелых условиях беспорядочного 10-метрового волнения Филипп лишь через 15 часов (уже после полудня!) был спасен и благополучно доставлен на берег вертолетом.
"Rexona Men" стал следующей жертвой, опрокинувшись в 6.30 утра. В момент аварии судно шло вообще под голыми мачтами, но налетевший шквал перевернул тримаран в мгновение ока. Находившийся внизу Ив Буаньон, беседовавший в этот момент со своим береговым синоптиком по радио, был просто лишен какой-либо возможности что-то предпринять — настолько сильным и внезапным оказался порыв ветра. Несколькими часами спустя и "Fujifilm" вынужден был сойти с дистанции — удар волны невероятной силы проломил правый поплавок на участке между поперечными балками, а чуть позже носовая часть поплавка и вовсе развалилась на мелкие кусочки. Мачта судна рухнула за борт, повредив в свою очередь уже левый поплавок, быстро заполнившийся водой. Огромный опыт и невероятное хладнокровие Луйка Пейрона помогли ему справиться с аварийной ситуацией, превратив искалеченный тримаран в. проа! "Я направляюсь с попутным ветром к берегам Португалии, — спокойным голосом сообщил по радио яхтсмен, демонстрируя свои феноменальные волевые качества. — Если мне потребуется какая-то помощь, сообщу дополнительно". Однако утром 14 ноября импровизированное "проа" стало разваливаться на ходу, и на спасение Пейрона направился находящийся поблизости сухогруз.
В это же самое время пять куда более скромных (и по размерам, и по затратам на их постройку и доводку) 50-футовых тримаранов класса 2, возглавляемые "Crepes Whaou!", продолжали гонку, как ни странно, без каких-либо серьезных проблем. У лидирующих гонщиков однокорпусного флота тоже все шло настолько гладко, насколько это было возможно в условиях непрекращающихся 10-балльных штормов и сильного волнения — хотя прошедшие 13 ноября шквалы несколько "проредили" и флот яхт "Open 60". Утром лишилась мачты "Virbac" Жан-Пьера Дика (бывшая "PRB", победительница гонки "Vendee Globe"), позднее в клочья разорвало грот у "Temenos".
Единственным тревожным моментом у лидеров можно было считать срабатывание аварийного маячка системы EPIRB на "Kingfisher": огромный вал захлестнул кокпит яхты, и находившийся долгое время в контакте с водой маяк сработал автоматически. Команде поддержки пришлось изрядно поволноваться, пока не был установлен контакт с Эллен и не выяснилось, что тревога ложная. Состав же лидирующей тройки в любой ситуации оставался неизменным: Майк Голдинг, Ролан Журдэн, Эллен Макартур, но вот позиции этих гонщиков относительно друг друга менялись постоянно, хотя к этому моменту они прошли уже без малого 700 миль.
В классе 2 гонку стабильно возглавлял Ник Молоней на "Ashfield Healthcare", оторвавшись от своего ближайшего преследователя (им был Люк Кокелин на "Florys") уже на 37 миль.
14 ноября яхтсмены не почувствовали облегчения — скорость ветра на порывах по-прежнему превышала 27-28 м/с. Разорвался грот на "Sill", и Журдэн зашел на Мадейру для ремонта. Был поврежден кинжальный шверт на "Ecover", но Голдинг принял решение не отвлекаться на его серьезный ремонт: ветра в основном предстояли попутные, а в этих условиях шверт — не самая важная деталь лодки. Тем не менее изучение повреждений отняло у Майка драгоценное время, и Эллен Макартур вновь вышла вперед, опередив "Ecover" на 5 миль. В этих сложных погодных условиях английской яхтсменке удавалось поддерживать скорость своей яхты в 21 уз!
В этот же день после огромных трудов был, наконец, спасен Франсуа Жуайон, проведший на борту (точнее, на киле!) своего перевернутого тримарана без малого трое суток. Обессилевшого яхтсмена, находящегося на грани гипотермии, снял рыболовный траулер — вызванный буксир так и не смог подойти к яхте! Практически одновременно с этим сухогруз подобрал Луйка Пейрона, а спасение Ива Буаньона (не пожелавшего, чтоб его снимали вертолетом) и всех поврежденных судов опять было отложено "до улучшения обстановки"...
15 ноября флот "Ромового рейса", в который уже раз, вновь приступил к подсчету потерь — и опять среди тримаранов ORMA. Сразу две машины сообщили о схожих проблемах — на новейшем (только в июле спущенном на воду!) "Sodebo" так же, как и на хорошо уже обкатанном "Foncia", ударами волн были сломаны поперечные балки. "Не хватает слов, чтобы описать те жуткие волны, сквозь которые мы двигались последние двое суток, — сказал капитан "Sodebo" Томас Ковилл. — Их удары отбрасывали судно сразу на несколько метров, а сейчас в носовой балке образовалась 50сантиметровая дыра и, вдобавок, началось расслоение наружной обшивки". Обе яхты сошли с дистанции, направившись на Мадейру. Почти сразу же после этого Карин Фоконье, едва сдерживая слезы, передала, что на ее "Sergio Tacchini" разрушился правый поплавок, и рухнула мачта. Карин немедленно обрезала стоячий такелаж, полностью избавившись от остатков рангоута, чтобы сохранить само судно. О высоком самообладании яхтсменки говорит ее второе сообщение в штаб гонки: "На борту все в порядке, ветер по-прежнему силен, но мой "плотик" ведет себя хорошо. Я отдохнула, высохла и поела — со мной все нормально". Несколько попыток спасения спортсменки, немедленно предпринятые оказавшимся поблизости судном, успехом не увенчались (равно, как и ее попытка спустить плот, который отказался надуваться!) — и ей пришлось провести ночь в ожидании спасателей.
"А у меня все совсем не так плохо, — выслушав сообщения своих соперников, бодро отрапортовал штабу гонки Мишель Дежуайя с борта "Geant", только что лишившегося правого шверта и руля. — В отличие от коллег у меня по-прежнему в наличии все три корпуса и мачта!" Тем не менее для исправления повреждений ему пришлось зайти в Порто-Санто, где судно отремонтировали как на пит-стопе "Формулы-1"!
Все эти события на дистанции гонки повергли французских болельщиков в состоянии шока. Некоторые обозреватели даже рискнули провести параллель между "Ромовым рейсом 2002" и Седаном. В самом деле, мало того, что в гонке, организованной "французами для французов", в щепки был разнесен национальный гоночный флот ультрасовременных тримаранов (на 16 ноября с трассы сошли 13 из 18 судов этого класса2), так еще и лидерами соревнования стали британцы (Макартур и Голдинг в "Open 60"), австралиец (Ник Молоней в классе 2) и швейцарец (Стив Рависсен на "TechnoMarine" в ORMA — самом что ни на есть французском классе)! Здесь, в России, нам довольно трудно оценить эту ситуацию, но для французов отношение именно к этой гонке и ее участникам примерно такое же, как для советских людей середины семидесятых — к хоккею. "Наши проигрывают? Не может быть!" — Примерно такой была реакция общества во Франции.
А гонка тем временем продолжалась, и 16 ноября погодные условия, наконец-то, изменились. Лидерам пришлось решать тактическую задачу, диаметрально противоположную той, которая стояла перед ними с самого начала гонки — теперь им следовало избежать затишья в зоне теплого антициклона, отрезавшего их путь от района пассатов. В классе "Open 60" (фактически устроив из гонки свой собственный "матч-рейс") по-прежнему голова в голову шли Макартур и Голдинг, не сменились и лидеры в остальных классах. В таком же порядке яхтсмены достигли и зоны пассатов.
Казалось, все несчастья для гонщиков уже позади, но. нет. Когда ночью 19 ноября Стив Рависсен, оторвавшийся от своего ближайшего преследователя почти на 600 миль и уже предвкушавший победу (до финиша оставалось чуть более суток хода), задремал в каюте, налетевший шквал перевернул через нос его тримаран (судно несло в этот момент геннакер и зарифленный на один ряд грот). Этой же ночью пронесшийся шквал разорвал последний спинакер, еще остававшийся у Майка Голдинга, и расстояние между ним и Эллен Макартур начало стремительно увеличиваться. Среди трех(!) оставшихся на дистанции тримаранов ORMA гонку возглавил Мишель Дежуайя, уже не столь оптимистично, как ранее, сообщивший на берег: "Нервное напряжение столь же велико, как и в первую неделю. Прекрасно понимаю: с этим аппаратом, несущим пятьсот метров парусины, в любой момент может произойти все, что угодно."
Ничего экстраординарного, однако, более уже не произошло. 23 ноября в 2 ч 16 мин 47 с по Гринвичу финишную линию первой пересекла Эллен Макартур, более чем на двое суток улучшив продержавшийся восемь лет результат Ива Парлье. Вторым финишировал Майк Голдинг. Вечером того же дня в гавань Пуэнт-а-Питра со скоростью свыше 30 уз ворвался и "Geant", ставший победителем гонки в абсолютном зачете. Разница во времени между лучшей однокорпусной яхтой и тримараном составила меньше пяти часов!
Вопреки всем первоначальным прогнозам, средняя скорость победителя (по ортодромии) не превысила 11.1 уз (а лучший из однокорпусников показал 10.9 уз)! "Мы хорошо знаем, что в технических видах спорта порой дистанцию не удается пройти вовсе. С самого момента старта мои амбиции не простирались дальше благополучного финиша, — сказал счастливый яхтсмен. — А вот Стив (Рависсен) был и так уже в двух сутках хода впереди меня, но все нажимал и нажимал. Я бы тоже мог двигаться быстрее, но куда важнее было просто дойти до Гваделупы", — скромно подвел итог гонки ее победитель, не зря заслуживший в парусном мире кличку Профессор.
"Оргвыводы"
Какие же выводы можно сделать по окончании этого "Ромового рейса"? Фактически, произошел полный разгром многокорпусного флота. Конечно, спортсмены столкнулись с исключительно тяжелыми погодными условиями, но разве гонка в Северной Атлантике в середине ноября обещала быть легкой прогулкой под звездами? Что же случилось?
Исходя из нашей российской привычки везде и всегда видеть чью-то конкретную вину и делать "оргвыводы", можно подметить любопытный факт: подавляющее большинство не дошедших до финиша многокорпусников спроектировано одним и тем же конструкторским коллективом под руководством Марка Ван Петегема и Винсента Лорио-Прево. Более того, капитаны этих судов пользовались услугами одного и того же погодного "гуру". Есть ли в случившемся персональная вина упомянутых людей? Попробуем внимательно проанализировать условия, в которых произошли аварии этих тримаранов. Например, "Groupama" опрокинулся в самой спокойной обстановке, практически на гладкой воде. Что же могло послужить причиной подобного конфуза? Один из возможных ответов лежит на поверхности — тримаран был оснащен крыльями увеличенной площади с новой, не предусмотренной оригинальным проектом конфигурацией, добавлявшими судну около 4 уз скорости! Могли ли они сыграть роль "подножки", опрокинувшей судно? Возможно, да, поскольку все остальные опрокинувшееся яхты находились в момент аварии в крайне сложных ветровых условиях. Суда, на которых произошло разрушение деталей набора и обшивки, также подверглись воздействию исключительно сильных волновых ударов, но не будем забывать — они все же проектировались как океанские! В конце концов, конструкторы фактически признались нашему корреспонденту в своей недооценке возможных погодных условий: "Если бы погода была такой же, как четыре года назад, то все 18 судов благополучно достигли бы финиша". Надежда на русское "авось"? Немалую роль, конечно, сыграло и желание спортсменов выжать из своих действительно быстроходных машин максимум того, на что они были способны — взгляните хотя бы на то, как гонит в открытом море свой "Rexona Men" Ив Буаньон!
Следует признать, что, несмотря на гордое название3, тримараны ORMA выродились в экстремальные машины, пригодные разве что для прибрежных гонок. Достаточно сказать, что новейший "Gitana X", на создание которого ушел не один год и не один миллион долларов, в своем первом сезоне не только ни разу не дошел до финиша, но из-за постоянных аварий и стартовать-то смог лишь в одной — последней — гонке Чемпионата. А поломка его мачты — это прямая вина строителей: почти год назад мачта катамарана "Orange" при аналогичных погодных условиях сломалась в том же самом месте и по той же самой причине (см. "КиЯ" №179). Специалистам "Multiplast" нравится "ходить по граблям"?...
"Я не хочу критиковать наши суда...", — сказал Бернар де Брока. Что, отбросив всякую дипломатию, следует понимать так: "Я имею все основания критиковать наши суда, но просто не стану этого сейчас делать." Действительно, все пострадавшие яхты были построены фактически с нарушением действующих Правил Чемпионата, где сказано: ". Судно должно быть достаточно прочным, чтобы выдерживать нагрузки, вызванные воздействием волн и ветра в условиях длительных гонок открытого моря,... способным противостоять серьезным опасностям без посторонней помощи" (п. 21.1). Видимо, и сами Правила должны быть более четко сформулированы. В конце концов, раз тримараны ORMA постоянно называют "парусной Формулой-1", так почему бы и не предъявлять к их конструкции столь же жесткие требования, как к формульным болидам? Разве в открытом океане опасностей для гонщика-одиночки меньше, чем на автодроме?..
В любом случае нельзя не согласиться с заслуженным конструктором многокорпусников Алдисом Эглайсом, сказавшим: "Пришло время новых идей в проектировании многокорпусных яхт" (см. "КиЯ" №182). Время покажет, какие выводы смогут сделать конструкторы из тяжелого урока, преподанного Атлантикой.
Победители гонки "Route du rhum" 2002 г.
ORMA Class | Мишель Дежуайя | "Geant" | 13 дней 07 ч 53 мин |
"Open 60" Class | Эллен Макартур | "Kingfisher" | 13 дней 13 ч 31 мин |
Class 2 multi | Фрэнк-Ив Эскоффье | "Crepes Whaou!" | 16 дней 23 ч 09 мин |
Class 2 mono | Ник Молоней | "Ashfield Healthcare" | 18 дней 16 ч 23 мин |
Class 3 mono | Регис Гуллемот-Сториж | "Tek" | 21 день 01 ч 11 мин |
Майкл Кристенс, Артур Гроховский. Фото Жака Вапиллона, Жиля Мартин-Раге и Явана Зедда.
P.S. Необходимо отметить успех организаторов соревнования в проведении и координации спасательныхработ. Невзирая на тяжелейшие погодные условия, были спасены все гонщики и почти все суда, кроме "Fujifilm", который (вот парадокс!) ушел на дно уже в официальном статусе победителя Чемпионата ORMA 2002. Как стало известно редакции, перед самым Новым годом прошли многочисленные неофициальные встречи и консультации конструкторов, строителей, яхтсменов и организаторов Чемпионата ORMA. Принятие окончательного решения о будущем этого соревнования отложено на конец января 2003 г.
И, как сообщил наш британский коллега, никаких принципиальных изменений в Правила 2003 г. внесено не будет. Все наиболее радикальные предложения — например, об ограничении максимально допустимой высоты мачты — были отвергнуты.
Примечания
1. Напомним, что "Route du Rhum" была организована французами "в пику" трансатлантической одиночной гонке "OSTAR", проходившей под британским патронажем. Причиной такого демарша были введенные организаторами после финиша "OSTAR-76" ограничения на дальнейшее участие в ней экстремальных судов, основную часть которых в "OSTAR" составляли яхты именно под французским флагом.
2. Причем "Bonduelle", например, ухитрился дважды сойти с дистанции. После короткого ремонта тримаран вышел в море — и вновь вынужден был покинуть трассу гонки.
3. ORMA — Ocean Racing Multihull Association — Ассоциация океанских гоночных многокорпусников.