Первая Балтийская регата прошла в Ленинграде в 1946 г. Затем она стала традиционной и весьма престижной. На нее приезжали авторитетные спортсмены не только из советских республик, но и звезды из-за границы. В рамках этой регаты прошла и предолимпийская неделя 1979 г., но ее красивая история прервалась с распадом СССР. В 1989 г. она стала последним соревнованием на Балтике, поддерживаемым государством.
В 1996 г. у нынешнего президента Санкт-Петербургского парусного союза В.И. Логинова возникла идея возродить эти соревнования. Теперь, семь лет спустя, это самые представительные парусные гонки на территории бывшего СССР. На обновленной регате дважды выступал двукратный олимпийский чемпион, датчанин Пауль Хой Йенсен. Специально для участия в ней в 2001 г. в Россию приезжал призер европейских чемпионатов Его Высочество принц-консорт Дании Хенрик. У регаты высокий статус — результаты гонок в классе "Европа" заносятся в рейтинг-лист ISAF. При этом сохраняется один из главных принципов — в ней одновременно участвуют самые юные спортсмены класса "Оптимист" и весьма авторитетные гонщики класса "Звездный". Так было и в Ленинграде, и в Таллине — параллельно с большими гонками проходили состязания мальчишек, еще только пробующих парус "на вкус".
"В 2002 г. на соревнования не заявились мастера мирового паруса, но гонки в классе "Звездный" нас очень порадовали, — говорит Владимир Логинов. — С восьмидесятых не собиралось такого количества "звездников". В этом олимпийском классе последнее время чемпионаты России проводились при наличии трех-четырех лодок, а у нас их семь. Появляется конкуренция, и более опытные спортсмены вынуждены в такой ситуации продвигаться вперед и тащить за собой остальных".
"Очень хорошо, что расширилась география участников в этом классе, — считает судья на дистанции Петр Гореликов. — Помимо Петербурга пришли москвичи и серьезные спортсмены из Саратова — братья Николаевы. Раньше Виктор Соловьев (победитель в "Звездном" классе) с полузакрытыми глазами по дистанции мог ходить. А сейчас видна борьба".
Представительность регаты привлекает спортсменов и из других классов. По мнению судьи и тренера из Москвы Сергея Буданова (ЦСКА ВМФ), именно возможность встречи с соперниками из других стран и городов выгодно отличает Балтику. К тому-же здесь гонки проводятся в море, и это море от Москвы гораздо ближе, чем, скажем, Черное. Кроме того, Сергей отметил заботу организаторов об участниках и безусловную привлекательность северной столицы как места проведения гонок.
Однако главной проблемой для всех участников нынешней регаты стало трехдневное безветрие. После первого дня гонок наступило полное затишье, которое было перенесено гонщиками на берегу с достоинством людей, умеющих считаться с природой. Второй день ожидания заставил с надеждой смотреть на небо — обидно сидеть на берегу, приехав из Владивостока. В третий день напряжение спортсменов усилилось, и все с надеждой смотрели на появившиеся на горизонте тучки. После нескольких часов мучительного томления была дана команда выходить — пошел ветер. Но еще по дороге в море председатель гоночного комитета регаты Евгений Печенкин отменил старт — долгое затишье сменилось грозовыми шквалами. "Оптимисты", "Кадеты", "Лазеры-Радиалы", "Европы", "Финны" вернулись в яхт-клуб. К счастью, последний день все же позволил провести в этих классах необходимые пять гонок на дистанции "Браво".
На дистанции "Альфа" гонки проходили ежедневно, несмотря на неблагополучные ветровые условия. В такой ситуации большую роль зачастую играет везение, а не мастерство. Но и у "Звездников" с "Драконами" было два полноценных гоночных дня.
Помимо морских баталий регата — это всегда повод для встреч людей, объединенных общей любовью к парусу. Поэтому неформальная часть соревнований придала им дополнительные краски. Но главное — Балтийская регата все же поле (точнее, море) для настоящих спортивных сражений.
"Регата в этом году не стала многочисленнее, чем предыдущая, — подвел итоги Владимир Логинов, — хотя число ее участников измеряется сотнями. Но для меня очень важно, что теперь к нам едут те, кто уже чего-то добился. Это не дворовые гонки. Детские игры переросли во взрослую профессиональную борьбу. Кроме того, мне кажется, изменилось отношение к лодкам, к себе — все стало достойнее, чище, аккуратнее. Значит, вновь возрождается культура, которая неизменно сопровождает парусный спорт".
Седьмая Международная Балтийская регата закончилась. А для ее организаторов уже началась следующая — восьмая, которая, несомненно, подарит много новых трогательных минут и серьезных спортивных достижений.
Победители Седьмой Балтийской регаты в классах: "Оптимист" — Иван Петров (СПб.), "Финн" — Игорь Рожков (Сестрорецк), "Европа" — Анна Степанова (Воронеж), "Лазер-Радиал" — Павел Карачов (Анапа), "Кадет" — Семен Зубрий, Никита Старальский (Владивосток), "Звездный" — Виктор Соловьев и Анатолий Михайлин (СПб.), "Дракон" — Сегей Язиков, Кирилл Смирнов и Игорь Фролов (СПб.).