Наконец свершилось! За три года участия в гонках «24 часа Санкт-Петербурга» команда «Стрингер», не дотягивающая до финиша, поднялась до третьего места в полуторалитровом классе, причем только временные неприятности с мотором — соскочила тяга карбюратора — столкнули нас со второй ступеньки долгожданного пьедестала. Хотя на самом деле спортивная сторона события для нас как фирмы-производителя одной из широко известных моделей отечественных РИБов, не была первостепенной. Важно было доказать, что наш мореходный вместительный «грузовик» «Стрингер-550» способен продемонстрировать достаточные скоростные качества и надежность в условиях напряженной гонки, и мы, похоже, справились с этой задачей. Более того, на этот раз в соревновании участвовали уже две наши лодки: команду «Стрингер-2» представляли московские партнеры. Они честно отработали все 24 часа, идя за первой командой, и, несомненно, вырвались бы вперед, будь их судно спущено на воду на день раньше и как следует доведено до ума.
Сакраментальность порядкового номера гонки позволяет сделать некоторые наблюдения и проследить отдельные тенденции, как приятные, так и не очень.
Радует наличие ротации среди занявших призовые места команд, частичная смена былых лидеров. Пресса начала интересоваться не только мастерами международного класса, но и остальными пилотами — девушки с диктофонами мелькали повсюду все дни соревнований. Правильно, страна должна знать своих героев.
К организации гонок претензий почти нет. Возможно, произошло своеобразное «устаканивание»: основная масса судящих, обслуживающих, гоняющихся осознала свое место в мероприятии и выработала стандарты поведения в большинстве ситуаций. Не могла не сказаться и произошедшая за последнее время повальная телефонизация населения — нарочные уже не снуют туда-сюда, как прежде, стало меньше суеты в лагере и на бонах. Сам лагерь заботами организаторов был заранее очень разумно поделен на одинаковые участки, которые распределялись между командами оперативно и без неизбежных пограничных конфликтов. Было бы еще попросторнее в лагере... Простим недостаточность оперативного оповещения спортсменов о ходе гонки, а также некоторую медлительность судей при смене пилотов и заправке, что легко объяснить рутинностью их работы на берегу. Мы же благодаря постоянному притоку свежих сил пребывали в гоночном запале, посему некоторого антагонизма было не избежать. А вот с заправкой на этот раз — одна головная боль. Ездить за бензином следовало через весь Васильевский остров, да в условиях разводимых на ночь мостов, что не способствовало концентрации на спортивном результате, к тому же норма спонсорской выдачи топлива оказалась явно занижена, и без мобилизации внутренних резервов командам обойтись не удалось. Ну да ладно, на то они и спонсоры с их дареными конями. В любом случае будем благодарны им.
Хочется отметить другое: долгожданная стабилизация привнесла наконец культуру в сам стиль гонки, и, несмотря на определенные проблемы с трассой — и удвоение грозного Иоанновского моста, и прижатый к самой набережной подход к нему, и появление драги и в без того узком канале — я не заметил откровенно хамских обгонов и подрезаний в «узких» местах, не говоря уже о несчастных случаях и авариях из-за неправильного маневрирования. Куда делась нечестная борьба? Рад бы ошибиться, прогнозируя тенденцию перемещения ее ближе к берегу, но один такой неприятный инцидент все же произошел. Гонщик одной из команд «младшего», многочисленного, класса при подходе к заправочному бону не скинул скорость и протаранил корму стоявшей там нашей лодки. Колпак мотора треснул по всей высоте, и мы потратили несколько минут на его ремонт подручными средствами. Прикинув шансы, команда не стала вносить официальный протест, а договорилась с обидчиком полюбовно. Но образовавшимся «правовым вакуумом» немедленно воспользовался представитель другой «младшей» команды и подал протест якобы от нашего имени с вполне очевидными своекорыстными целями. Пришлось объясняться с комиссией и восстанавливать справедливость. Вывод: представители команды должны быть весьма ответственными и внимательно относиться к проведению гонки.
Касательно технической стороны события. Несмотря на обещанную Положением 30%-ную фору для четырехтактных моторов, как-то не отметил массового увлечения ими. Зато очевидной стала тенденция в выборе форм представленных корпусов, особенно в мощных классах: удлиненные, низкобортные и килеватые, с пологим форштевнем — типичные «гонщики».
Наши чемоданистые высокобортные «Стрингеры» настолько выбивались из общего направления моды, что стали (после прошлогодних-то дизайнерских изысков «Меркури-ВиТо» — невероятно!) объектом повышенного внимания прессы, снимающей гонку. Налицо — увлечение части команд спортивной стороной события, поиском идеальной лодки для гонки в конкретных условиях. Как увязать это стремление с требованием Положения об участии лодок-моторов серийного производства, должны решить организаторы, одно очевидно — участвующие «расслоились» на «мастеров» и «публику», причем не только и не столько по уровню мастерства вождения, и их дальнейшее соревнование в рамках одних и тех же классов практического смысла не имеет. Все же не может не радовать и другая тенденция — появление новых моделей РИБов определенно коммерческого исполнения, разбавляющих недавнее засилье «Мустангов» от «Мнева и К» . Чего стоит долгожданный выход на дистанцию одного из «столпов» питерского катеростроения — кооператива «Курс», чью новую лодку приняла на вооружение даже редакция «КиЯ»!
Гонка должна жить, но быть предельно демократичной, потому что отечественный лодочный рынок еще слишком слабо развит. Мы не можем позволить себе строить башни из слоновой кости.