Журналисты "КиЯ" вновь приняли участие в этих хоть и сложных, но очень увлекательных соревнованиях и даже заняли первое место в "литровом" классе. Оценивая гонку глазами участников, не можем не отметить, что второй марафон не стал простым слепком прошлогоднего дебюта: произошло немало важных изменений, прежде всего, организационных. Большинство из них — в первую очередь, повышенные меры безопасности — были с одобрением встречены гонщиками, хотя в отношении некоторых нововведений мнения разделились.
Организаторы и спонсоры
Главным организатором гонки уже традиционно является Санкт-Петербургская Спортивно-техническая Ассамблея, усилиями которой проводится подавляющее большинство престижных водно-моторных соревнований в городе на Неве.
Как и в прошлом году, генеральным спонсором соревнований выступил "Лукойл". Заправка каждого из участников обеспечивалась элитным 95-м бензином бесплатно. Компания, празднующая в этом году свое десятилетие, не на словах, а на деле поддерживает технические и игровые виды спорта в городе. В числе главных спонсоров марафона, так же, как и раньше, была фирма "Мнев и К", вложившая немало не только средств, но и конкретных усилий в техническое обеспечение соревнований. Лодки фирмы можно было взять в аренду на время гонки. Правда, условия стали жестче, а вариантов с предоставлением моторов на льготных условиях, которые можно было встретить в том году, уже не было.
В финансовом отношении это достаточно тяжелое бремя, которое в этом году представители "Mercury Marine" на себя взять не смогли. Большинству участников приходилось рассчитывать только на собственные силы — вот почему в этот раз на транцах РИБов можно было видеть так много "хоженых" импортных моторов, которые гонщики покупали сами.
Правила
Наиболее кардинальным отличием второго марафона стало деление лодок на классы. Если в прошлом году основой для него являлась заявленная производителем мощность подвесного мотора, то теперь — его рабочий объем. Классов в положении о соревнованиях пять: PR-700, PR-1000, PR-1500, PR-2000 и PR00 (неограниченный). Насколько нам известно, основной причиной подобного шага организаторов было стремление привести классы в соответствие с требованиями Международного водно-моторного союза (UIM). Кроме того, Федерация водно-моторного спорта России присвоила марафону статус Открытого Кубка России. Действительно, классификация на основе рабочего объема двигателя — общепринятая мировая практика, однако некоторые участники высказывали мнение, что такая система пригодна лишь для чисто гоночных лодок, в то время как в марафоне использовались обычные "потребительские" суда, на которых все чаще можно видеть четырехтактные моторы — хоть и более экономичные и экологические чистые, но изначально проигрывающие двухтактникам по соотношению "рабочий объем—мощность". Организаторы попытались решить эту проблему за счет 20-процентного поправочного коэффициента, однако воспользоваться этой "форой" удалось далеко не всем владельцам четырехтактников. Например, команде "КиЯ" с 50-сильной четырехтактной "Ямахой" объемом 935 кубиков пришлось "по честному" заявляться в классе PR-1000.
Изменились и требования к осветительным приборам лодок. В прошлом году достаточно было лишь носовых фар и обычного комплекта ходовых огней, в дополнение к которым организаторы выдавали гонщикам отрезки светоотражающей ленты-"самоклейки", хорошо заметной в свете фар. На сей раз от ленты решили отказаться (по общему мнению — зря) и обязали участников снабдить лодки кормовыми габаритными огнями по типу автомобильных. Несколько комплектов легкосъемных огней заготовили сами организаторы, но большинство участников про "халяву" заранее не знали, поэтому выкручивались кто во что горазд — за пару дней на питерских авторынках были скуплены все запасы дополнительных стоп-сигналов и красных противотуманок (на лодку уходило по 4 штуки).
Безопасность и судейство
Понятно, что подобное требование преследовало в первую очередь цели повышения безопасности. Главный организатор гонки — Санкт-Петербургская Спортивно-техническая Ассамблея, учитывая опыт прошлого года и пожелания гонщиков, подошла к этому вопросу более тщательно. В первую очередь это относилось к пассивной безопасности гоночной трассы. Например, деревянные сваи опор мостов на Кронверкском канале были зашиты листами фанеры, что спасло многие экипажи от тяжелых аварий. Несмотря на еще не угаснувшие белые ночи, в сумеречные часы пролеты мостов были освещены; подсвечены стены и бастионы Петропавловской крепости, светились и буи на трассе. Перед узкими пролетами деревянных мостов из надувных "колбас" построили сужающиеся входы, куда можно было проходить только по одному, за чем судьи следили особенно строго.
Кстати, само судейство в этот раз, несмотря на тяжелую суточную работу, было организовано более четко и профессионально. Благодаря специальной компьютерной программе не только судьи, но и экипажи могли получать оперативную информацию о ходе гонки — каждый час на доске объявлений вывешивался очередной бюллетень с количеством пройденных кругов. Ну а если говорить о безопасности, то за штрафами судьи на сей раз в карман не лазали: не остался без внимания ни один навал на буй, выход за пределы трассы или попытка обгона в запрещенном месте — подобные действия приводили к незачету от одного до пяти кругов, что быстро остудило чересчур горячие головы.
Взаимовыручка
Порой судьи проявляли даже излишнюю строгость — команду "КиЯ" поначалу оштрафовали было за обгон в коридоре безопасности, однако вскоре все прояснилось: гонщики украинской команды, закончив этап, подошли с нами к главному судье соревнований В. Зайцеву и пояснили, что в коридоре у них заглох мотор, и что они нашу лодку пропустили. Штраф был незамедлительно снят.
Да и вообще выражение "честная игра" вполне могло стать девизом марафона. Борьба (тоже достаточно корректная) происходила только на трассе. На берегу недавние соперники превращались в представителей единого водно-моторного братства и всегда были готовы прийти на помощь друг другу. Так, например, наши основные конкуренты братья Сергей и Андрей Брылевы, с которыми мы одно время шли "ноздря в ноздрю", неизменно принимали участие в ликвидации неисправностей на лодке "КиЯ" во время вынужденных пит-стопов. Увы, мы им ничем помочь не смогли — поломка их мотора оказалась слишком серьезной.
Команда "Партнер-Акватория" организовала четкую заправку лодки команды "КиЯ" (с пятиминутным интервалом от собственной), а после повреждения мотора, выйдя из борьбы, продолжала болеть за своих недавних соперников, помогая не только словом, но и делом: надувной баллон от своей лодки ребята отдали потерпевшим аварию самарцам, винт достался команде "Мнев и К", а аккумулятор — гонщикам "КиЯ" (наш к утру "скис").
Заправка
В этом очень важном деле, от которого зависит время пит-стопа и количество упущенных кругов, тоже произошли достаточно кардинальные сдвиги. Мы уже практически не видели заправок через воронку из канистр. На заправочном боне выстроились разнообразные заправочные бочки с толстыми шлангами и шаровыми кранами. Наиболее капитальную конструкцию на основе бензобака от тяжелого грузовика выставила команда "Партнер-Акватория". Использовать сменные баки предпочли лишь несколько команд. Трудно сказать, давал ли такой метод ощутимый выигрыш во времени, поскольку заправка стационарного бака из специальной береговой емкости занимала не более 30 секунд.
Заполняли емкости на боне по-прежнему из канистр, но уже без спешки — возникшая было очередь у цистерны "Лукойла" быстро рассосалась. Бензин на сей раз выдавался не кому попало, а лишь представителям групп поддержки, имеющим специальные пропуска.
Участники
Если прошлогодний марафон можно было считать международным лишь с некоторой натяжкой, то на сей раз состав участников действительно отвечал этому высокому статусу — кроме команды Украины, принявшей участие в этих соревнованиях уже второй раз, на старт вышел и совместный латвийско-шведский экипаж. Давний автор нашего журнала рижанин Евгений Слетин пригласил в свою команду известных шведских гонщиков во главе с Кентом Роммом — победителем шестичасовой гонки в Париже, участником 24-часовой гонки в Руане, многократным чемпионом мира и Скандинавии в различных классах. К сожалению, проблемы с техникой вынудили интернациональный экипаж сойти с дистанции, однако гости не скрывали, что успели "заболеть" питерским марафоном.
— На будущий год обязательно хотим приехать вновь. Гонка очень интересная, — поведал Евгений от имени всей команды. Еще в далеком 1979 году он со своим братом Николаем впервые приехал на гонки "Золотой винт" на призы "КиЯ" в Лиепаю со собственноручно спроектированной и построенной мотолодкой "Викинг", и с тех пор неоднократно становился призером наших соревнований. На будущий год он не исключает, что привезет собственный РИБ, подводная часть которого будет повторять известный "Викинг", ныне выпускаемый серийно.
Как и на прошлых соревнованиях, в списке участников был весь цвет отечественного водно-моторного спорта: мастера спорта международного класса, неоднократные чемпионы мира и Европы, победители и призеры самых престижных соревнований — Алексей Ишутин, Андрей Берницын, водно-моторная династия Овчинниковых... Однако высоких результатов добились и те, кого можно скорей отнести к категории любителей.
Удачным оказался дебют в гонке для команды "Ямаран" — надо сказать, что представители петербургского "Ямаха-Центра" вообще делают ставку на спорт, позволяющий еще и проверить технику в тяжелых условиях гонок. Выиграли они, кстати, и уже ставшие традиционными гонки на разборных надувных лодках на призы нашего журнала, которые мы проводим в ходе "Бот-Шоу" в Ленэкспо. Не можем не поздравить с заслуженной победой и семейный экипаж Пылаевых, занявший первое место в самом младшем классе PR-700 — родителей Петра и Надежду и их сыновей Александра и Ивана. Кстати, Надежда Пылаева — менеджер главного организатора гонок Санкт-Петербургской Спортивно-технической Ассамблеи — стала единственной представительницей прекрасного пола на трассе.
В процессе гонки проявилась и такая закономерность, как оптимальное количество гонщиков в экипаже. К исходу суток наилучшие результаты были у тех команд, в состав которых входило 4-5 чел. Меньше — водители не успевают отдохнуть и восстановиться, больше — пропадает уже накопленный опыт, гонщик "остывает".
Лодки и моторы
Больше всего РИБов, участвующих в гонке, были опять из "конюшен" Николая Мнева. Помимо уже хорошо знакомых "Мустангов", были представлены новые лодки "Кондор-480", на одной из которых выступала команда "КиЯ" (отчет об испытаниях этой лодки), а конструкторы большинства мневских РИБов Сергей Федорко и Александр Смекалов выставили экспериментальную 6.5-метровую мореходную лодку, собранную буквально в последнюю ночь перед гонками. "Стрингер" выступал на том же тримаране, что и в прошлом году, а команда "Ямаран" — на одноименной лодке. Дебютантами марафона стали РИБы украинского производства — "Эдвенчер" и "Бриг" (правда, как утверждают представители фирмы, выставленная на гонки лодка была изготовлена не "Бригом", а неизвестным предпринимателем "по мотивам" одного из бриговских изделий).
Обводы "Эдвенчер" с поперечными реданами показались нам излишне надуманными. Лодка ходила с чрезмерным дифферентом на корму (возможно, из-за излишнего использования триммера), отличалась неустойчивым, "грязным", глиссированием. Кроме того, рулевая консоль с мотоциклетной посадкой водителя расположена почти в самом носу, и гонщики команды "TIM-Капитан", по их собственным признаниям, очень уставали от постоянных ударов и тряски.
Пластиковый корпус лодки "Бриг" ближе к утру не выдержал прыжков по невской волне, треснул и стал заполняться водой — команда была вынуждена сойти с дистанции.
Совершенно невероятную новинку с 225-сильным "Меркури" выставила команда "Меркури-Ви-То", в гордом одиночестве выступавшая в неограниченном классе. Экстравагантный дизайн в стиле "Джеймс Бонд" с кормовыми крыльями, стильная каюта-капсула, сигарообразный корпус с надувными бортами выше ватерлинии неизменно привлекали всеобщее внимание. Обводы — глубококилеватый реданированный корпус с длинной гидролыжей — идея известного гонщика Ивана Атаманова, общая концепция, дизайн и постройка — Виктора Агаркова, который планирует организовать серийный выпуск этой мотолодки. Экипаж этого чуда техники постоянно преследовали неудачи. Сначала — падение на причал при спуске на воду автокраном, потом сбои в электронике, потом вылет на мель, от которого пострадала не только подводная часть мотора, но и кормовая часть корпуса. Однако экипаж упорно исправлял повреждения и опять шел в гонку. На будущий год есть предложения частично "увести" с трассы мощные классы, чтобы они не пересекались с младшими, более тихоходными лодками.
Что же касается применяемых подвесных моторов, то можно говорить о настоящей экспансии "Ямахи" — эти моторы использовали девять команд. "Меркури", традиционно ассоциирующихся с гонками, мы насчитали ровно десять. Две команды предпочли "Тохатсу", а одна — "Хонду".
Четыре команды рискнули "поставить" на четырехтактные подвесники. Сразу скажем, что результаты наверняка способны перебороть предубеждение о спортивной непригодности моторов такого типа — победы в двух классах были одержаны именно на четырехтактниках ("КиЯ" в классе PR-1000 и "Ямаран" в классе PR-1500).
На таких соревнованиях на выносливость, конечно, хотелось бы видеть и представителей моторостроительных фирм. Эксплуатация в столь жестких условиях — это лучшая реклама их продукции.
Вызывает сожаление отсутствие класса, в котором могли бы использоваться и отечественные двигатели — например, те же "Вихри" и "Нептуны" в спаренной установке. Конечно, по надежности они уступают импортной технике. Но наши любители настолько хорошо изучили все слабые стороны этих моторов, что могут разобрать и отремонтировать их с закрытыми глазами — в случае серьезной поломки в импортный мотор на берегу не полезешь.
Погода
Условия марафона и сами по себе не назовешь тепличными, но в нынешнем году непредсказуемая питерская погода, как видно, решила устроить гонщикам пару дополнительных испытаний. Все наверняка надолго запомнят невероятной силы грозу и ливень, обрушившийся на город в первый день соревнований. Тем, кто был в тот момент за рулем, можно было только посочувствовать: крупные капли секут лицо почище дроби, при попытке прикрыть глаза очками или прозрачным забралом впереди ничего не видно... Однако темп гонки практически не снизился — как и на следующее утро, когда над Петропавловкой сгустился столь же невероятный туман. Исчезли из виду берега, мосты, собор. Все по-прежнему гнали "на все деньги", хотя рулить приходилось буквально по наитию — поворотные буи проявлялись лишь метров за двадцать. Через полчаса желтые лучи утреннего солнца слегка растопили непроницаемую пелену, и окружающая обстановка вновь обрела ясность. Как мы потом узнали, судьи всерьез подумывали остановить гонку — хотя кто бы разглядел в таком тумане красные сигнальные флаги?
Происшествия
Если говорить об авариях, то благодаря усиленным мерам безопасности и судейскому контролю их было заметно меньше, чем в прошлом году, хотя всяческих неприятностей не избежал никто — каждой из лодок пришлось заходить на незапланированные пит-стопы, да и не по одному разу. Спасатели-буксировщики без дела не стояли. Большинство проблем создавала электрика — прежде всего, кустарно изготовленные фонари и крепления фар.
Не избежала общей участи и наша команда: вначале некая лодка "старшего" класса, номер которой один из наших гонщиков даже не увидел, ослепленный веером брызг, напрочь снесла любовно установленные капитаном команды задние фонари по левому борту (судьи, увы, этого происшествия не заметили). К счастью, быстро удалось раздобыть один из заготовленных организаторами комплектов и провести замену — минус 3-4 круга. Потом от тряски пропал контакт в проводке — реле с выключателем выбросили и замкнули все это хозяйство напрямую, потеряв еще пяток кругов плюс круг судейского штрафа за езду без света. Дальше — больше: после одной из утренних заправок перестал крутить стартер. Пришлось менять аккумулятор — генератор нашей "Ямахи" оказался не в силах одновременно заряжать батарею и "тащить" всю бездну галогенок и обычных лампочек накаливания, навешанных на нашу гоночную машину. Под занавес мы пережили еще пять-десять томительных минут, поскольку мотор вдруг стал перегреваться и терять обороты. Какие только предположения, одно страшней другого, не высказывались во время консилиума у ремонтного бона! Однако мотор "очухался" сам собой — скорей всего, где-то на трассе мы подхватили подводной частью мотора пластиковый пакет, который вскоре отцепился и освободил приемную решетку системы охлаждения. Уже после финиша, внимательно исследуя наш 16-дюймовый стальной полированный "Солас" модели "Сатурн", который нам предоставила фирма "Техномарин", принесший нам победу, мы обнаружили на одной из лопастей зазубрину глубиной миллиметра два, словно сделанную острым зубилом. Что это было на сей раз? Плавающее в воде зубило или топор представить себе трудно. К счастью, сталь покрепче алюминия — в прошлом году винт нашего 90-сильного "Меркури" получил более значительные повреждения от плавающего в невской воде мусора.
Иным не столь повезло: много винтов и редукторов пострадало от вылета на мелководье при обгоне. Например, наши друзья из "Партнера-Акватории" после опасного прохода у берега заработали трещину в подводной части мотора. Под завывание "трепанированного" редуктора 115-сильная "Ямаха" промчалась еще полкруга, пока нижняя часть корпуса с плавником окончательно не отвалилась. Редуктор поднятой из воды лодки годился после этого разве что на роль "разрезного агрегата" для обучения механиков, поскольку гребной вал, шестерни и механизм переключения реверса оказались на виду.
Необкатанные и малообкатанные моторы от максимальной нагрузки "садились", перегревались, скидывали обороты, выключая из работы часть цилиндров. У одной старенькой "Ямахи" от частых подлетов на высокой скорости скрутило торсионный вал, у самого мощного "Меркури-225" вдруг забастовали электронные "мозги", и на то, чтоб их вправить, ушел не один час. Совместной латвийско-шведской команде "Аквашельф-Рейсинг" также не везло. Сначала экипаж явно не рассчитал запаса топлива и "обсох" на трассе. Потом лопнула подвеска "Меркури-115" и срезало болт крепления мотора к транцу. Когда со всем этим удалось справиться и вновь броситься в борьбу, новая неудача: лопнувший дейдвудный вал.
Кроме технических проблем, случались и действительно аварийные ситуации. Помимо мелких столкновений, вылетов на мелководье, порванных баллонов и всего такого в этом духе, на памяти всех участников экстремального марафона — два по-настоящему серьезных происшествия.
Страшное слово — пожар. Особенно когда он случается возле заставленного множеством бензиновых емкостей заправочного бона. При ночной заправке экспериментальной 6.5-метровой лодки команды "Мнев и К" кто-то из группы поддержки не удержал шланг, и в кокпит выплеснулась солидная порция бензина. В этот момент, как назло, коротнуло проводку. Нос лодки охватило пламя. Готовый выйти на трассу гонщик Алексей Синицын прыгнул в воду, а за ним с огнетушителем в руках последовал только что сменившийся Андрей Ковалев. Совместными усилиями пожар быстро потушили. Алексей отделался незначительными ожогами, а носовая часть надувного баллона лодки ремонту уже не подлежала: то, что от нее осталось, прикрутили к корпусу тросом.
Второе происшествие можно отнести к разряду анекдотических, поскольку все закончилось относительно благополучно. Утром на подходе к Иоанновскому мосту гонщики застали жутковатую картину: в пролете вертикально висел тримаран "Стрингера" — нос высоко под настилом, мотор в воде. По течению тихо сплавлялся красный шлем. Лодка засела в этом экстравагантном положении так крепко, что спасателям МЧС удалось отцепить ее от моста только минут через пятнадцать.
По общему мнению, мотолодка команды "Стрингер" не отличалась ровным ходом. Корпус тримарана сильно раскачивало на максимальном ходу. Как потом рассказал нам в лагере сам гонщик, на тихой воде и при полном отсутствии соперников он слегка расслабился и не справился с управлением. Нос лодки, ударившись в скользкую фанерную зашивку пролета, взлетел по ней высоко вверх и зацепился за балки настила, словно кошка, спасающаяся от собаки. Незадачливый водитель выпал из вставшей дыбом лодки. "Я сперва ничего и не понял. Повисел немного на руле и свалился, как банан с пальмы," — повторял явно ошарашенный гонщик, отделавшийся. небольшой ссадиной на руке.
Выводы и результаты
Официальные результаты марафона мы приводим в отдельной таблице, а заканчивать репортаж "оптимистическим" разделом "Происшествия" не хочется, хоть повод и есть — в отсутствие всяческой информации зрители, собравшиеся на мостах и вдоль набережных, просто не имели возможности "болеть" за кого-то конкретно и сосредоточили свое внимание на всяких нештатных ситуациях. Представителям групп поддержки, время от времени выходившим из лагеря участников на Заячьем острове на "большую землю" (например, за продуктами), регулярно приходилось выступать в роли добровольных комментаторов — народ желал знать, что происходит.
Действительно, суточная гонка сложна для восприятия неподготовленного зрителя. Это вам не скоротечный заезд, где победитель выявляется за промежуток времени, потребный на опорожнение бутылки пива под гамбургер! Со стороны понять интригу борьбы без профессионального комментария действительно трудно. Интерес к такому событию надо готовить, зритель нужен просвещенный и "продвинутый". Только тогда будет понятна "соль" острого сюжета, который держит в напряжении всех — как на трассе, так и вне ее. Увы, комментатор с громкоговорителем отсутствовал, а уж что понаписали после гонки наши коллеги не только из питерских, но и общероссийских газет… Кто-то по-честному попытался изложить происходящее в короткой заметке, кто-то с публицистической пеной у рта отстаивал права простых обывателей, которым из-за гонки не позволяли спокойно пить пиво и после этого окунаться в воды Кронверкского канала… Объединяло все публикации одно — во всех без исключения мы нашли грубые фактические ошибки. В общем, нам сразу вспомнился известный роман "12 стульев" и фигурирующий в нем Никифор Ляпис, создатель многоликого Гаврилы: все очень напоминало его стихотворный репортаж "Скачки на приз Буденного", где жокей затягивает супонь и садится на облучок. Алло, коллеги, как насчет проверки фактов и достоверной информации?
Согласны, что наш любимый вид спорта пока что не дотягивает по популярности до таких всенародно любимых видов, как тот же футбол. Однако мы уверены, что заниматься спортом все же лучше и полезней, чем накачиваться пивом на пляже. И мы более чем убеждены — и "24 часа Петербурга", и другие гонки будут получать все более широкое распространение, будут привлекать все новых сторонников и болельщиков.
За новыми сторонниками ходить далеко не надо. Вот, например, что поведал нам после финиша новый гонщик команды "КиЯ" москвич Алексей Рогачев, классный яхтсмен, работающий сейчас капитаном скоростного катера с силовой установкой в 700 "лошадей":
— Я просто поражен этими захватывающими гонками. Ничего подобного раньше не испытывал! Кое-кто из моих московских друзей ради острых ощущений и отдыха бездумно гоняет на гидроцикле. Уверен, что после марафона подобные прохваты без толку и без цели показались бы им скучными и пресными. Здесь и разнообразие сложных условия, и опытные соперники, и тактика, и азарт… На будущий год хочу обязательно вновь приехать на марафон, приглашу и знакомых ребят.
"24 часа" — это здорово! Словом, интерес к соревнованиям растет, идея развивается. У нас все впереди!