Представляем участников:
- 1. "Club Med" (Франция, шкипер Грант Далтон),
- 2. "Innovation Explorer" (Франция, Лойк Пейрон),
- 3. "PlayStation" (США, Стив Фоссет),
- 4. "Team Adventure" (США, Кэм Льюис),
- 5. "Team Legato" (быв. "Millenium Challenge") (Англия, Тони Баллимор),
- 6. "Warta Polpharma" (Польша, Роман Пажке).
В ночь на 1 января 2001 г. на старт вышли пять команд: "Team Legato" стартовал на сутки позже, закончив формальные процедуры.
Старт в Барселоне прошел без происшествий, однако уже через день шкипер "PlayStation" Стив Фоссет уведомил гоночный комитет о своем намерении сделать остановку в порту Гибралтар для замены парусов: во время взятия рифов на гроте был оторван шкотовый угол и поврежден один из передних парусов. В соответствии с правилами гонки за принятие помощи со стороны на "PlayStation" был наложен штраф в виде обязательной стоянки в порту в течение 48 часов.
3 января 2001 г. три катамарана-гиганта прошли пролив Гибралтар и продолжили свой путь вдоль африканского побережья: "Team Adventure", "Club Med" и "Innovation Explorer" — именно в таком порядке выстроилась тройка лидеров в третий день Гонки Тысячелетия. Поляки и англичане к этому моменту все еще находились в Средиземном море. Поляки также были вынуждены сделать пит-стоп для ремонта вышедшей из строя системы спутниковой связи Inmarsat B. Эта остановка катамарана не повлекла за собой штрафных санкций, так как никто из членов экипажа не покидал лодку: помощь в ремонте оказала не береговая техническая группа синдиката, а официальный представитель компании "France Telecom", заменивший вышедший из строя блок. У англичан также возникли проблемы: грот неожиданно рухнул на палубу, обнаружив повреждение фалового угла, и Тони Баллимор принял решение о заходе в Гибралтар. Таким образом, мир стал свидетелем того, как половина стартовавшего в гонке флота уже в самом начале пути по разным причинам была вынуждена "отстаиваться" перед выходом в Атлантику.
Первые дни в океане были отмечены слабыми ветрами и очень невысокими показателями суточных переходов — в среднем около 150 миль. Только на подходе к Канарам лидеры попали в зону действия попутных пассатов, что позволило вдвое увеличить скорость. Кэм Льюис не пошел между островами, а обогнул Канарский архипелаг с запада, рассчитывая на хороший ветер. Однако вместе с ветром он получил и самую высокую волну, и в результате этого маневра переместился на третью позицию. "Innovation Explorer" пропустил вперед "Club Med", а затем и американца Льюиса, который отыграл одну позицию в районе островов Кабо Верде. На преодоление расстояния от Канарских о-вов до Кабо Верде парусники затратили всего 26 часов, что является великолепным результатом, ранее в парусных гонках не отмеченным. "PlayStation" к этому моменту отставал от лидеров на сутки (около 380 миль), и его команда уже успела счастливо пережить и исправить обрыв гика-шкота. В экваториальную штилевую зону первыми вошла пара катамаранов "Club Med" — "Team Adventurer", которых к этому моменту разделяли лишь 20 миль. Их скорость упала до 6-8 узлов. Лойк Пейрон увел свой парусник на запад, подальше от побережья, что позволило ему идти с ветром и получить высокую скорость — около 17 узлов. Стив Фоссет, вдохновленный примером француза, также избрал юго-западное направление для прохождения экватора. Вскоре лидирующая тройка вошла в зону действия юго-восточных пассатов, сумев счастливо избежать долгого простоя в экваториальном безветрии. Суточные переходы лидеров выглядели впечатляюще — 540-560 миль. А вот "PlayStation" не повезло — катамаран серьезно увяз на нулевой широте, и ко всему, американцы порвали грот во время шквала, налетевшего после нескольких дней штиля. Еще через сутки, когда грот был поврежден в очередной раз, Стив Фоссет передал в оргкомитет свое решение о выходе из гонки. Как оказалось, его команда располагала лишь одним старым гротом, который, к сожалению, не выдержал гоночных нагрузок.
Обширную область высокого давления в районе о-ва Св.Елены парусники предпочли обойти с запада. Первая тройка пошла курсом на юг, пытаясь быстрее спуститься за южный тропик и "зацепиться" в 40-х широтах за идущие с запада на восток циклоны. Первым такую возможность получил лидирующий катамаран "Club Med", который 15 января устремился на запад со скоростью более 20 уз. Еще через пару дней это удалось и Кэму Льюису — его парусник полетел за лидером, проходя в сутки более 580 миль! "Innovation Explorer" тем временем остался ждать "следующего поезда" — сесть на хвост новому циклону, несущемуся на восток, Пейрон смог только через два дня.
Серьезная неудача постигла "Team Adventurer" на 18-й день гонки — катамаран на полном ходу зарылся носами в волну, в результате чего была повреждена передняя балка и пострадали два члена экипажа. Кэм Льюис был вынужден изменить курс и сделать заход в Кейптаун, где пришлось простоять 110 часов, устраняя поломки. "Club Med" тем временем вышел в Индийский океан, опережая ставший вторым катамаран "Innovation Explorer" на 700 миль.
Поляки только 24 января смогли получить устойчивый западный ветер в паруса и отправиться вслед за лидирующими парусниками, в то время как Тони Баллимор добрался до "ревущих сороковых" только к февралю.
Подгоняемые ветром 25-30 узлов, самые удачливые участники гонки в тяжелых условиях Южного океана (приантарктические районы трех океанов) продемонстрировали великолепные ходовые и мореходные качества, установив ряд рекордов. Так, постоянному лидеру гонки катамарану "Club Med" понадобилось всего 5 дней и 22 часа для того, чтобы пройти дистанцию в 2924 мили, что эквивалентно переходу через Атлантику со средней скоростью 20.73 уз. И еще одно достижение записала было на свой счет команда Гранта Далтона. Расстояние между двумя контрольными широтами в Индийском океане — мысом Доброй Надежды (18.30 E) и мысом Лиуин (115 Е) — яхтсмены прошли за 7 дней и 18 часов. Быстрее этот путь раньше не проходил никто. Однако уже через сутки рекорд пал под скоростным натиском французов — 7 дней, 14 часов и 10 минут!
В Новой Зеландии Гранту Далтону и штурману катамарана — его соотечественнику Фрэнку Проффиту был устроен великолепный прием — сотни катеров и яхт вышли в залив, чтобы поприветствовать проходивший проливом Кука "Club Med". В качестве анекдота рассказывали о просьбе одного из руководителей яхт-клуба в Веллингтоне, озабоченного подготовкой торжественной встречи, который в телефонном разговоре поинтересовался у Далтона, может ли тот для поддержания, так сказать, праздника проследовать на своем катамаране сквозь строй участников небольшой местной регаты? "Да без проблем, — откликнулся знаменитый шкипер. — Только скажи, как пройти: на ровном киле, или выскочить на один поплавок?.."
Пока восторженные и измученные ночным бдением новозеландцы встречали катамаран Гранта Далтона, который проследовал мимо Веллингтона в 4 часа утра 2 февраля 2001 г., его преследователь "Innovation Explorer", отстававший примерно на 650 миль, шел навстречу своему очередному достижению: Лойк Пейрон и его команда установили новый абсолютный рекорд суточного перехода под парусами — 629.5 мили... который, однако, не продержался и недели!
Уже 8 февраля "Club Med" в промежутке между часом ночи и шестью утра пять раз побил рекордную цифру! Пройденные за предыдущие 24 часа 631.7 мили, отмеченные в 01:00 по Гринвичу, превратились сначала в 634.7, затем выросли до 641.8 и, наконец, остановились на впечатляющем значении в 642.4 мили за последние 24 часа. Казалось бы, что может быть лучше? Невероятно, но уже в 11:00 "Club Med" отметил прохождение 655.2 миль за сутки — великолепный абсолютный рекорд!
Далее мир стал свидетелем того, как Грант Далтон в превосходной манере обогнул мыс Горн и, не позволяя своему главному сопернику сократить разрыв в 1000 миль, начал восхождение в Атлантике.
Катамаран "Club Med" финишировал в Марселе 3 марта в 19.56, улучшив предыдущий абсолютный рекорд кругосветного перехода под парусом (тримаран "Спорт-Элек", шкипер Оливье де Керсосон, 1997 г. — 71 день, 14 часов и 32 минуты) на 9 дней и 7 часов. На дистанции 27408 миль катамаран поддерживал великолепную среднюю скорость 18.3 узла.
Таким образом, на "Трофее Жюля Верна" появляется четвертая гравировка с названием "Club Med" и именем Гранта Далтона.
К моменту финиша победителя катамаран "Innovation Explorer" подходил к Гибралтару, "Team Adventure" продвигался вдоль аргентинского побережья, а польский "Warta Polpharma" только-только обогнул мыс Горн. Тони Баллимор на катамаране "Team Legato" стоял в штиле в центре антициклона в Тихом океане...