Естественно, всем любителям парусного спорта (не скрою — и мне самому!) очень хотелось видеть российских яхтсменов не только в роли статистов, хотя специалистам давно было ясно, что медалей у нас не будет. Об этом я неоднократно, в том числе и в "Катерах и яхтах" (№168 за 1999 г.), писал. Да, были некоторые шансы в "Солинге" и "470" (Ж), но об этом ниже.
В целом, российские яхтсмены с 1995 г стали преодолевать затянувшийся кризис перестройки. Мы неплохо выступали в 1996 г, удерживали завоеванные позиции последующие два года, но в конце этого периода результаты пошли вниз.
Две базовые проблемы сыграли свою роль. Во-первых, это — резкий обвал в финансировании с августа 98 г., когда сборная команда восемь месяцев оставалась без финансовой поддержки основного спонсора — НОКа России, что очень сказалось на подготовке, особенно на заключительном ее этапе. И второе: сконцентрировав основные людские ресурсы в Московской парусной школе, мы по ряду причин не смогли рационально использовать имеющийся потенциал (об этом также писали "Катера и яхты").
В последние два года во всех классах яхт результаты россиян были так низки, что о хорошем финале в Сиднее оставалось только мечтать. Однако это только оттенило нашу главную проблему — отсутствие полноценного резерва и, как следствие, полное отсутствие конкуренции за место в основной команде. В лидерах были все те же Г.Шайдуко, О.Хоперский, Д.Берез-кин, имеющие по три-четыре Олимпиады за спиной. В течение восьми лет ни один яхтсмен из молодежной команды не появился в основном составе.
Были и есть другие причины, но главная беда сегодня — отсутствие конкуренции в команде. Практически четыре последних года в каждом классе, кроме, может, "Лазера" и "470", готовился только один экипаж.
Теперь давайте посмотрим глазами участника, как все происходило на последнем этапе подготовки и в самом Сиднее.
18 июня в Москве тренерский совет единогласно (разногласия возникли только при отборе участниц Олимпиады в классе "470"-Ж) утверждает шесть ранее лицензированных экипажей. Система отбора в олимпийский состав команды предусматривала две ступени: выполнение экипажами нормативов лицензии и затем собственно отбор лучшего. Оказалось, что те, кто с 1998 г. завоевывали путевки для России, в итоге (нет конкуренции!) стали и первыми номерами олимпийской команды. Седьмой участник в это время отбирался в классе "Финн" на Чемпионате мира в Англии.
25 июня в г. Киле лодки будущих участников Олимпийской регаты были загружены в два контейнера и длинным путем отплыли в порт Сиднея. Мы же в течение следующих двух месяцев по принципу "кто в лес, кто по дрова" (или, в нашем случае, "кто в море, кто в горы") занялись подготовкой к главным стартам.
19 августа, наконец-то, все (кроме экипажа Г. Шайдуко, который неудачно пробовал себя в очередном матч-рейсе в Хельсинки), получив форму олимпийцев, встретились в аэропорту Шереметьево. Летели во Владивосток, где в течение семи дней должны были решать вопросы адаптации.
Кто же был определен представлять яхтсменов России на Играх XXVII Олимпиады в Сиднее?
"Солинг". Г. Шайдуко, О. Хоперский, А. Кирилюк. Экипаж составлен из известных рулевых в 1999 г. и в России был единственным, выступавшим за рубежом в последнее время. Лучшие результаты 1999-2000 гг.: 6-е место на Чемпионате мира и 2-е место на Чемпионате Европы 2000 г. в гонках флота. Однако в гонках по формуле матч-рейса (а именно по этой формуле завершалась в "Солинге" Олимпийская регата) заметных результатов не было.
"470" (М). Д.Березкин (капитан команды) и М. Крутиков. Экипаж отобрался в команду на СПА-регате в мае, однако значимых результатов последние три года не показывал.
"470" (Ж). Первыми номерами выезжал экипаж А. Басалкина — В.Украинцева. Здесь были серьезные претензии на результат у другого экипажа — В. Крачун и Н. Гапонович. Два года назад они сменили свою украинскую прописку на российскую. В последний год они показали великолепную серию, выиграв (или став призерами) ряд крупных международных регат, в том числе и в Сиднее — на олимпийской воде. Однако такая "прыть" явно не понравилась нашим друзьям из украинской федерации, и они использовали казуистическую зацепку в положении МОКа, чтобы не допустить наш экипаж на Олимпийские игры. Естественно, ведь они уже "доставали" лидера украинской команды — многократных чемпионок мира Р. Таран — А. Пахольчик. Зачем лишний конкурент? Не спортивно, друзья-украинцы. К слову, мы безо всяких оговорок отпустили нашего "финниста" В. Алейникова в команду Белоруссии. Да ведь и сама Алена Пахольчик пришла на Украину из Белоруссии. Уверен, доказывать свои претензии на мировое лидерство надо на воде, а не в кабинетах начальства.
"Торнадо". К. Емельянов, А. Янин. Экипаж удачно начал олимпийский цикл подготовки в 1997 г., но затем явно сник и три года на большинстве регат приходил во втором-третьем десятке участников. Конкурента в России подобрать им так и не удалось. Привлечение к подготовке известного ранее Ю. Коновалова ситуацию не изменило.
"Лазер". В. Крутских. В этом классе была небольшая конкуренция при отборе, однако Владимир был лучше.
"Мистраль" (М). В. Моисеев. Бессменный чемпион России, однако за ним — никого. Он уже было вообще бросил гоняться, однако, сменив таганрогскую прописку на Московскую область, вернулся к тренировкам и в январе 2000 г. смог зацепиться за отбор на Чемпионате мира в Аргентине.
"Финн". После того, как в 1999 г. сошел со сцены многоопытный О. Хоперский (он перешел шкотовым в экипаж "Солинга"), старший тренер в классе А.Фомин сделал ставку на бывшего анапчанина Е. Чернова, перешедшего в Московскую парусную школу. Евгений смог "отобраться" в преддверии Олимпиады и был включен в состав команды.
Итак, Владивосток. Торжественная встреча в аэропорту, добрые слова от руководителей края, хлеб-соль. Несмотря на традиционные проблемы Владивостока, известные всем хотя бы из телевизионных программ, условия для работы нашей команде были созданы хорошие. Местные яхтсмены во главе с Михайлом Ермаковым делали все возможное, чтобы мы могли продуктивно работать и отдохнуть. Мы встретились здесь с очень добрым отношением и искренним интересом жителей города к олимпийцам, что несколько демпфировало полное равнодушие к нам в Москве.
Остановка во Владивостоке была запланирована для того, чтобы решить вопросы адаптации (временной, так как пояс в Сиднее и Владивостоке совпадает, и климатической, поскольку осень в Приморье близка по погоде к весне в Сиднее), а также смягчить последствия трудного суточного перелета в Австралию.
Следующий прыжок — и мы в Сиднее. В аэропорту нас встречает начальник команды Олег Шилов, везет в гостиницу. Размещаемся — и сразу в яхт-клуб, где мы обосновали небольшой тренировочный лагерь. Все было организовано четко, лодки уже ждали нас, что позволило в этот же день выйти потренироваться. Здесь мы неплохо поработали две недели, затем перебрались в Олимпийскую гавань, прошли почти без замечаний обмер и — началось.
Всего организаторы подготовили шесть дистанций, и ежедневно до 17 часов определялось, на какой из них какому классу придется стартовать завтра. Две дистанции располагались в открытом океане, а четыре непосредственно в бухте Сиднея.
В свое время в "КиЯ" я описывал впечатления о посещении арены будущей Олимпийской регаты. Это было в 1997 г., когда мы впервые (это был экипаж "470" с рулевым Д. Березкиным) приняли участие с разведывательными целями в международной Сиднейской регате. С тех пор большинство наших олимпийцев осваивали, и неоднократно, очень непростые гоночные просторы Сиднея. Понятно, что гонки вблизи берега всегда непросты, поскольку ветровой поток значительно определяется местными условиями. Скажу, что теоретически мы были готовы к такой игровой погоде, а вот как это удалось использовать — смотри в протоколах гонок.
Итак, гонки.
"Солинг", всего 16 экипажей. Но какие это имена! В первые дни гонки во флоте проходили в океане и должны были определить 12 претендентов на медали. Гонялись при слабом переменном ветре, и судьи буквально "вытаскивали" каждую гонку. Экипаж Г. Шайдуко начал хорошо (2-й приход), показал наиболее стабильную серию (худший приход — 9-е место) и уверенно занял пятую позицию. Будущий победитель Олимпиады датчанин Д. Банк буквально в последней гонке "зацепился" за 12-е место, дающее право продолжить регату, а немец Й. Шуман, будущий серебряный призер, был всего десятым!
Информация об изображении
"470" (М). Победители Олимпиады австралийский экипаж Том Кинг и Марк Тернбулл
Во второй фазе регаты, когда начался матч-рейс, то есть каждый гонялся с каждым — в паре друг с другом, картина изменилась. Дистанция переместилась в бухту. За перипетиями борьбы наблюдали многочисленные зрители, удобно расположившиеся на берегу вблизи места события.
"470" (М). Победители Олимпиады австралийский экипаж Том Кинг и Марк Тернбулл
Наш экипаж удачно прошел первый круг и вошел в шестерку сильнейших, вытеснив сильные экипажи из США и Австралии. В следующем круге отбирались четыре сильнейших, которые и должны были разыграть медали. Георгий лидировал в двух принципиальных матчах с датчанином и голландцем, но перед самым финишем должен был исправлять полученные от судей пенальти и не успевал сделать это раньше, чем соперники пересекали финишную линию. В гонке с новозеландцем резкий заход ветра в пользу соперника судьи почему-то оставили без внимания, хотя в других гонках в этом случае гонка обычно прекращалась и давался повторный старт. Так судьи практически решили судьбу нашего экипажа. Победа в последнем старте над великим Йоханом Шуманом дала только моральное удовлетворение. Наш экипаж занял итоговое 6-е место. А в финале в упорнейшей борьбе со счетом 4:3 победу над Шуманом одержал Банк.
"470" (М). Другой класс, где у нас были какие-то шансы — это "470". Вначале пошло неплохо, особенно удался второй гоночный день с приходами в красивой борьбе первым и вторым. На третий день, идя уверенно в группе лидеров, Д. Березкин необоснованно рискнул и — проиграл, а следующий старт, как у него уже неоднократно бывало в таких ситуациях, просто "слил" — 26-й приход. Дмитрий — очень опытный рулевой, в прошлом имевший серьезные победы, к сожалению, не выдерживает психологических ударов. В итоге — общее 11-е место с последним приходом в последней гонке, когда экипаж в гордом одиночестве с российским флагом на спинакере (все участники несли символы своей страны на спинакере, а на гроте были написаны имена участников) завершил олимпийские гонки в этом классе.
"Лазер". Хотелось бы сказать несколько добрых слов в адрес В. Крутских. И не только потому, что в этом наиболее представительном классе (43 участника) Володя занял место в первой половине (20-е), но также и потому, как он вел себя на Олимпиаде. Постоянная улыбка, ровные отношения со всеми, хорошее настроение — чувствовалось, что спортсмен приехал на праздник спорта! К сожалению, не всем нашим спортсменам было присуще такое состояние, а это — важный психологический компонент успеха. В этом классе мы долгие годы находимся в числе аутсайдеров. Надеюсь, что этот результат (на предыдущей Олимпиаде мы были 29-ми) — ступенька в будущее. В российской сборной команде класс "Лазер" имеет наиболее выраженную конкуренцию — есть несколько спортсменов, близких к В. Крутских по уровню мастерства.
Об остальных российских участниках регаты говорить не буду, приведу лишь результаты. Судите сами.
"470" (Ж) — 15-е место из 19 экипажей; "Мистраль" (М) — 33-е место при 36 участниках; "Финн" — 23-е место из 25 участников; "Торнадо" — 15-е из 16 экипажей.
И в заключение выводы и предложения на будущее.
В целом низкий уровень выступлений яхтсменов России на Олимпийских играх определен следующими факторами:
- практическим отсутствием конкуренции в сборной команде, где в большинстве классов в течение ряда лет мы имеем одного-двух несменяемых лидеров;
- слабой работой по подготовке полноценного резерва;
- отсутствием зимней базы для подготовки ведущих спортсменов в условиях теплого климата с сильными спарринг-партнерами;
- отсутствием в России собственной индустрии по производству парусной техники;
- отсутствием финансирования закупки для ведущих спортсменов материальной части, экипировки и техники обеспечения; недостаточным финансированием учебно-тренировочной работы сборной команды и ее участия в международном календаре;
- слабым научно-методическим обеспечением подготовки яхтсменов всех уровней; низкой профессиональной подготовкой тренеров;
- недостаточным календарем внутри-российских соревнований.
Преодоление нашего отставания видится в следующих направлениях. Главное — это резкая интенсификация работы по подготовке полноценного резерва. Необходима широкая селекционная работа по поиску талантливых спортсменов во всех регионах России с последующим привлечением их к централизованной многолетней подготовке. Такая подготовка должна вестись в двух-трех региональных центрах с концентрацией здесь всего научного, методического, организационного и материального потенциалов.
Естественно, это должно базироваться на достаточном финансировании всех разделов работы центров, в том числе и на значительном (несомненно, дифференцированном в зависимости от качества работы) повышении оплаты работы тренеров и специалистов, норм обеспечения спортсменов питанием и медикаментами, восстановительными средствами, на расширении календаря соревнований, включая и международные. Следует вернуться к практике проведения региональных парусных регат (таких, как Балтийская, Черноморская, Азовская, Поволжская, Сибирская, Дальневосточная), органично вписав их в систему продвижения талантов в основные центры подготовки. Эти центры должны быть оснащены необходимыми научно-техническими и тренировочными комплексами, должны использовать современные методы подготовки, постоянно их совершенствуя.
Необходимо решить проблему воспроизводства тренерских кадров, для чего следует организовать при одном из центров кафедру парусного спорта. Кафедра должна быть центром научной и методической работы по совершенствованию системы подготовки, местом проведения постоянно работающих семинаров и конференций по повышению профессионального уровня практикующих тренеров и их аттестации с последующей тарификацией заработной платы.
Для широкого привлечения молодежи к занятиям парусным спортом требуется создать собственную промышленную базу, определив на государственном уровне необходимую поддержку отечественному производителю. Следует определиться в развитии нескольких недорогих, доступных национальных классов яхт, проведя для этого всероссийский конкурс на лучшие их проекты, а также разработать мотивационную программу использования национального монотипа с последующим переводом отсюда лучших яхтсменов в олимпийские классы.
Необходимо решить проблему снижения таможенных тарифов с целью импорта качественного парусного оборудования для сборной команды.
Победители Олимпийской регаты
"Мистраль" (женщины): 1 - Алессандра Сенсини, ITA (3-е место в Атланте-96); 2 - Амелия Люкс, GER; 3 - Барбара Кендалл, NZL (1 - Барселона-92, 2 - Атланта-96).
"Мистраль" (мужчины): 1 - Кристоф Зибер, AUT; 2 - Карлос Эспинола, ARG (2-Атлан-та-96); 3 - Аарон Макинтош, NZL.
"Европа": 1 - Ширли Робертсон, GBR; 2 - Маргрет Матьес, NED (2-Атланта-96); 3 - Серена Амато, ARG.
"Лазер": 1 - Бен Айнсли, GBR (2 - Атланта-96); 2 - Роберт Шейдт, BRA (1 - Атланта-96); 3 - Майкл Блэкберн, AUS.
"Финн": 1 - Ян Перси, GBR; 2 - Лука Девоти, ITA; 3 - Фредрик Лоф, SWE.
"470" (женщины): 1 - Женни Армстронг, Белинда Стоуэлл, AUS; 2 - Дж. Айслер, Пис Глэйсер, USA; 3 - Руслана Таран, Алена Пахольчик, UKR (3-Атланта-96).
"470" (мужчины): 1 - Том Кинг, Марк Тёрнбулл, AUS (1 - Атланта-96); 2 - Пол Форестер, Боб Меррик, USA: 3 - Хавьер Конте, Жуан Де ля Фуэнте, ARG.
"49-er": 1 - Томас Йохансон, Юки Ярви, FIN; 2 - Ян Баркер, Саймон Хискокс, GBR; 3 - Джонатан МакКи, Чарли МакКи, USA
"Торнадо": 1 - Роман Хагара, Ханс Петер Штейнакер, AUT; 2 - Даррен Бандок, Джон Форбес, AUS; 3 - Ролан Геблер, Рен Швал, GER.
"Звездный": 1 - Марк Рейнолдс, Магнус Лильедал, USA; 2 - Ян Уокер, Марк Коувел, GBR; 3 - Торбен Граэль (3 - Пуссан-88, 1 - Атланта-96, 2 - Лонг-Бич-84, кл. "Солинг"), Марчело Ферейра (3 - Пуссан-88, 1 - Атланта-96), BRA.
"Солинг": 1 - Джаспер Банк, Томас Якобсен, Хенрик Блэкскьяр, DEN; 2 - Йохан Шуман (1 - Атланта-96, 1 - Пуссан-88, 1 - Онтарио-76, кл. "Финн"), Инго Борковский, Гуннар Бар, GER; 3 - Герман Йохансен, Эспен Стоккеланд, Пол Дэвис, NOR.
Прогноз ISAF
Сравним эти результаты с прогнозом — рейтингом лучших гонщиков, который был опубликован ISAF накануне Олимпиады. В 11 классах из 33 призовых мест с точностью до позиции совпали 9 фамилий. И еще в 4-х случаях отмечено попадание спортсмена в тройку призеров, но с небольшим отклонением от "предписаний" рейтинга. Почти 100%-й прогноз в классе "Торнадо": на "своем" месте оказались олимпийские чемпионы, а серебряный и бронзовый экипажи из Австралии и Германии поменялись местами. Предсказуемыми оказались результаты и у "лазеристов": точно в соответствии с рейтингом выступили чемпион и бронзовый призер, а вот серебро взял совсем "не тот". Полностью спутали карты гонщики класса "49-er" — здесь все три призера накануне Олимпиады не отмечались на столь высоких позициях.
Командный зачет. В шестерку лучших в каждом классе вошли представители 26 стран. В зачете по числу вошедших в шестерку наиболее высокие результаты имеют команды — Австралии и Великобритании (по 7), США (6), Германии (5), Нидерландов и Новой Зеландии (по 4).
Команды Австрии, Аргентины, Испании — по 3;
Италии, Финляндии, Бразилии, Украины, Португалии, Франции, Бельгии — по 2;
Дании, Швеции, Польши, Канады, Китая, России, Греции, Израиля, Гонконга и Норвегии — по 1.