Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Спорт
  • Парусные соревнования
  • 2001 год
  • Четвертая гонка на выживание вокруг Антарктиды 2000 года
Подкатегории раздела
Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Гонка вокруг Британских островов 1980 года
Вторая многоэтапная гонка вокруг Британии на катерах 1984 года
Марафонская гонка «24 часа Санкт-Петербурга» 2000 года
Четвертая безостановочная гонка одиночек «Vendee Globe 2000/2001»
Гонка морских катеров вокруг Британских островов 1984 года
Четвертая гонка на веслах через Атлантику в 2004 году
Гонка моторных судов на Рейне 1907 года
24-я Бермудская гонка 1964 года
Транстихоокеанская гонка 1965 года
Трансатлантическая гонка яхт-одиночек 1964 года
Всесоюзная гонка крейсерских яхт на Кубок Балтики 1972 года
Водно-моторный марафон вокруг Европы 1972 года
IV Трансатлантическая гонка яхт-одиночек 1972 года
IV гонка на Кубок Волги 1973 года


Четвертая гонка на выживание вокруг Антарктиды 2000 года

Год: 2001. Номер журнала «Катера и Яхты»: 174
          0


9 ноября 2000 г. из французского порта Ле-Сабль д’Олон стартовала четвертая одиночная кругосветная безостановочная парусная гонка "Vendee Globe". Три года назад (см. "КиЯ" №161, 1997) француз Кристоф Оген установил новый рекорд прохождения этой трассы — 105 дней 20 часов 31 мин. Испытать себя и удачу в самом сложном из существующих в парусном мире соревнований в нынешнем году решили 24 яхтсмена (это больше, чем во всех когда-либо проходивших кругосветках одиночек!). Сколько из них доберется ли кто-нибудь до финиша без поломок? Да и вообще — доберется до финиша? Покорится кому-нибудь им 100-дневный рубеж? Ответы на все эти вопросы мы получим уже через два месяца.

Информация об изображенииРоссийский участник гонки "Венди Глоб" путешественник Федор Конюхов
Российский участник гонки "Венди Глоб" путешественник Федор Конюхов
 
Из 16 стартовавших в гонке "Vendee Globe-96/97" на финиш пришли только 6 яхт. Эта, казалось бы, тревожная статистика, однако, нисколько не отпугнула яхтсменов, и в 2000 г на старте в Ле-Сабль д’Олон флоту покорителей океана еще прибыло. Из гонщиков предыдущей волны на очередное покорение"Эвереста без кислорода" отправились 8 яхтсменов, причем в 1997 г только трое из них смогли отпраздновать свое благополучное возвращение в Вандею (французскую провинцию Vendee, именем которой названа эта гонка). Остальные по тем или иным причинам тогда сошли с дистанции. Что ж, как говорится — охота пуще неволи!

Представляя участников, отметим, что большинство стартовавших гонщиков, как и в предыдущий раз — французы: в гонку пошли 13 представителей этой страны. А кроме того — четверо англичан, по двое итальянцев и швейцарцев, по одному яхтсмену из Испании, Бельгии и России. Под бело-сине-красным флагом на яхте "Современный Гуманитарный Университет" (подробнее о яхте см. №167, 1999) идет наш знаменитый соотечественник Федор Конюхов. Если ему удастся завершить это плавание, он станет единственным человеком на планете, который за последние десять лет четыре раза обогнул в одиночку земной шар под парусом. Напомним, что свою первую кругосветку Федор совершил в 1990-91 гг. на яхте "Караана". Это было безостановочное плавание, которое он начал и завершил в Сиднее. После этого Конюхов организовал и осуществил в 1993-94 гг. одиночную экспедицию на яхте "Формоза". Плавание включало прохождение известных судоходных проливов и каналов, включая Гибралтар, Панамский и Суэцкий каналы. В 1998-99 гг. Федор Конюхов обошел вокруг света вместе с участниками гонки "Around Alone", и вот теперь готов установить своеобразный рекорд — войти в новое тысячелетие с багажом четырех кругосветок за плечами.


Информация об изображенииФранцузская яхта "Aquiten Innovation" один из реальных претендентов на победу
Французская яхта "Aquiten Innovation" один из реальных претендентов на победу
 
Организаторы гонки "Vendee Globe", тем временем, наиболее авторитетным участником считают своего соотечественника Ива Парлье, который стартовал в этом соревновании вот уже в третий раз, и это тоже абсолютное достижение. Парлье отправился в гонку на той же самой яхте "Aquiten Innovation", на которой тщетно пытался одолеть стихию в прошлой кругосветке (после очередной разрушительной поломки — столкновения с ледяной глыбой и повреждения рулевого устройства, Парлье выбыл из соревнования). По его собственным словам, в такой длительной гонке, как "Венди Глоб", преимущество определяется в первую очередь не техническими характеристиками лодки, а, что называется, человеческим фактором. "Спокойный и уравновешенный шкипер будет иметь больше шансов на победу. Это моя третья одиночная кругосветка, и я сделаю все, чтобы дисциплинировать и сдерживать себя от поспешности во время гонки".

Действительно, в столь продолжительном соревновании многое определяют выносливость и хладнокровие гонщиков, а не молниеносные, "реактивные" решения, принимаемые спортсменами на олимпийских дистанциях. Здесь проявляется морской опыт, сила характера и мудрость.

Информация об изображенииЯхта "KingFisher" Эллен МакАртур в числе фаворитов
Яхта "KingFisher" Эллен МакАртур в числе фаворитов
 
Говоря о гонщиках, отметим, что среди прочих в кругосветку отправились две женщины. Обе они — уже известные в парусном мире яхтсменки, не раз выходившие на океанские дистанции. Катрин Шабо, 38-летняя француженка, участвовала в трансатлантических гонках, в том числе в гонке "Europe 1-New Man-Star 2000", где была 6-й. Ее яхта "Whirlpool", спроектированная Марком Ломбардом и построенная в 1998 г., представляет собой совершенную парусную конструкцию, способную бороться за самые высокие места. Думаем, Катрин в этой гонке не будет "мальчиком для битья". Так же как и еще одна участница соревнований, юное (ей 24 года) парусное дарование англичанка Эллен МакАртур, победительница "Europe 1-New Man-Star 2000" в классе 60-футовых яхт. За ее спиной стоит целый коллектив известных конструкторов во главе с Робом Хемфрисом и Аленом Готье. Наверняка почетное место в женском триумвирате могла бы занять знаменитая Изабель Отисье, однако француженка сдержала свое слово не ходить больше в кругосветки, которое она дала после очередного екрушения ее яхты в океане два года назад, и теперь следит за гонкой одиночек на экране монитора своего компьютера.

Информация об изображенииМаршрут гонки
Маршрут гонки
 
Напомним, что в гонках "Vendee Globe" участвуют яхты 50-60 футов, построенные по правилам класса Open. Несомненно, наиболее продуктивно на ниве проектирования яхт класса Open 60 в последнее десятилетие трудится конструкторское бюро Жана Мари Фино. После кругосветной гонки "Vendee Globe-96/97" и еще больше по окончании гонки "Around Alone-98/99" в адрес этого коллектива звучали серьезные претензии по поводу низкой остойчивости их лодок, которые, если им случалось опрокинуться, не всегда возвращались в исходное положение на ровный киль. Отчасти поэтому в ряде ситуаций в тех гонках жизнь яхтсменов подвергалась большому риску. Фино не прямо, но признал, что перестарался с "экстремальностью", и к нынешней "Vendee Globe" уже не занимался внедрением технических новинок в серию, а проводил "работу над ошибками". Поэтому на всех девяти лодках, ныне участвующих в гонке под конструкторской маркой Фино (шесть новых и три модернизированные) были проведены специальные мероприятия по улучшению их остойчивости. "Главное, чтобы яхтсмены невредимыми вернулись в порт, а на каком месте — это уже второй вопрос", — говорит Жан Мари Фино. Одновременно с совершенствованием рангоута и выступающих частей, конструкторы Фино уделили большое внимание работе над повышением остойчивости и восстанавливающего момента. Вот каковы нынешние отличительные черты их лодок:
  • 1) хорошая остойчивость, низкий центр тяжести, достигнутый за счет облегчения рангоута, корпуса и низкого расположения балласта;
  • 2) хорошая остойчивость формы, обуславливающая малый крен яхты;
  • 3) хорошая продольная остойчивость, снижающая дельфинирование;
  • 4) симметричность формы ватерлиний при кренах, позволяющая поддерживать максимальную скорость и управлять лодкой даже в режиме автопилота.

Действительно, конструктивные новинки, которые в свое время поражали воображение яхтсменов своей, можно сказать, экстравагантностью (качающийся киль, сквозные скуловые шверты, вращающиеся мачты, палубные краспицы-растяжки), не претерпели видимых изменений, а лишь в том или ином объеме были использованы в конструкциях новых яхт. Остается надеяться, что безопасность теперь будет поднята до столь же высокого уровня.


Что касается маршрута гонки, то наиболее точно его можно описать словами, вынесенными в заголовок — внешне он больше напоминает не пояс вокруг земного шара, а петлю, затянутую на шее Южного материка. 25.000 миль, которые маячат перед яхтсменами, они постараются пройти по наиболее простой схеме: как можно быстрее спуститься до максимально разрешенных широт и совершить оборот вокруг Антарктиды. Официальные Правила гонки, кстати, излагают маршрут столь же лаконично: старт в Ле Сабль д’О-лон, прохождение Канарских островов, огибание Антарктиды правым бортом, при этом остров Херд остается справа, так же, как и еще 4 точки, ограничивающие приближение яхтсменов к опасным антарктическим берегам. Далее, проскочив мыс Горн, быстрее наверх — домой в Ле Сабль.

Информация об изображенииСтарт гонки в Ле Сабль д`Олон 9 ноября 2000 г.
Старт гонки в Ле Сабль д`Олон 9 ноября 2000 г.
 
Интересный факт: несмотря на то, что яхтсмены готовятся к "Vendee Globe" по нескольку лет, знают яхту как свои пять пальцев, усиливают все "проблемные" узлы заранее, — первые поломки на яхтах происходят, как правило, уже через несколько дней, а то и часов после выхода в гонку. Не стал исключением и нынешний старт (который, кстати, был перенесен с 5 на 9 ноября). Уже к вечеру первого дня гонки после поломки автопилота вернулся в порт Патрик де Радигу (яхта "Lightning", 50 футов). Компанию ему тут же составил Ролан Журден, на яхте которого (60-футовая "Sill-Matines-La Potagere") лопнул стаксель-фал. 10 ноября Майк Голдинг сообщил о поломке мачты и печальной необходимости вернуться в Ле Сабль д’Олон для ремонта (позже и Журден, и Голдинг вернулись в гонку, а француз к концу ноября даже занял позицию в первой тройке). Неразрешимые проблемы с навигационной системой возникли через две недели плавания у Эрика Дюмона ("Euroka-Un Univers de Services", 60 футов). "Я слишком хорошо представляю себе, что такое оказаться в Южном океане "слепым", без уверенно работающего радара, передал Дюмон в оргкомитет. — И я не хочу испытывать судьбу". Так участник предыдущей "Vendee Globe" (он финишировал 4-м) французский яхтсмен Патрик Дюмон выбыл из гонки, приняв решение не продолжать плавание. В начале 20-х чисел ноября компанию ему составил швейцарец Бернард Штамм (яхта "Superbigou"). На момент сдачи номера в печать в гонке оставались 20 яхтсменов, в том числе и россиянин Федор Конюхов. Основная масса гонщиков миновала Экватор и направлялась в высокие широты Южного полушария.

Федор Конюхов сообщил о первых потерях на яхте "Современный Гуманитарный Университет". На мачте сорваны ходовые огни, с кормы сорвало спасательный круг и самое главное, как выяснилось, впопыхах забыли положить ложку.


Из технических проблем Федора больше всего беспокоит отсутствие передних парусов. Еще при прохождении теста на остойчивость построенной 10 лет назад яхты, сложилась критическая ситуация — лодка не удовлетворяла требованиям организаторов. Первое российское участие в гонке "Vendee Globe" было на грани срыва; фактически Федор стоял перед выбором: идти вокруг света вне зачета или возвращаться в Москву. Прокомментировал события менеджер проекта Оскар Конюхов (сын Федора):

Информация об изображенииЯхта "Современный Гуманитарный Университет" проходит тест на восстанавливающий момент
Яхта "Современный Гуманитарный Университет" проходит тест на восстанавливающий момент
 
"Для того, чтобы яхта отвечала современным требованиям гоночных правил, необходимо было добавить в киль 600 килограммов дополнительного балласта. Однако конструктор яхты не дал разрешения на такое увеличение веса. А без этого верфь не бралась за утяжеление киля — слишком велика ответственность. Нандор Фа рассчитал, что можно увеличить вес киля на 10%, т.е. всего на 280 кг, но никак не на 600. По его мнению (и Федор с ним согласен), крепление киля больше не выдержит. В итоге пришли к единственно возможному решению: утяжелить киль на 280 кг и одновременно облегчить мачту, чтобы получить требуемый восстанавливающий момент. Федор был вынужден снять геную (110 м2) и закрутку к ней — этого оказалось недостаточно, пришлось снять еще и внутренний стаксель (90 м2), также с закруткой. В итоге яхта потеряла 200 м2 площади передних парусов. Трудно передать что чувствовал Федор, выходя 9 ноября на старт и зная, что впереди его ждут 25.000 миль одиночного плавания со штормовым стакселем (30 м2) и гротом (100 м2). На 90-метровый стаксель срочно пришили карабины, но это не выход из ситуации: все яхты, участвующие в гонке, оборудованы хотя бы одной закруткой, которая позволяет шкиперу уменьшать площадь паруса, не покидая безопасного кокпита. Федору же придется на протяжении всего кругосветного маршрута при каждом шквале бежать на нос яхты и убирать парус вручную. Яхта стала остойчивей, но ценой повышения опасности для самого Федора. А ведь она ходила три раза вокруг света и никто не жаловался на остойчивость".

Из телефонного разговора с Федором Конюховым:


"Сейчас в Атлантике идут частые дожди и шквалы, перестегнул — поменял паруса, вымок до нитки, чувствую, что простудился.

Как буду работать с парусами в Южном океане? Там на холоде парус превращается в огромный лист фанеры, руки в кровь сотрешь, пока его успокоишь, а если он еще вывалится за борт и зачерпнет воды — то его уже никогда не вытащишь. Опасно то, что это очень длинная гонка и за несколько месяцев работы на баке, особенно в Южном океане, где волны действительно огромны, а сила ветра достигает 50-60 узлов, я могу допустить ошибку. За борт смоет, да и все. Или автопилот не справится, яхту положит парусами на воду, надо будет немедленно травить шкоты, а я на носу: пока доберусь до руля, яхту перевернет. Хотел постараться пройти гонку менее чем за 128 дней (собственный рекорд, установленный конструктором и первым шкипером этой яхты, венгром Нандором Фа в гонке "Vendee Globe-1992/93" — прим. ред.), но чувствую, что буду идти все 6 месяцев.

В целом, яхта подготовлена хорошо, после гонки на собачьих упряжках на Аляске ощущаю себя в хорошей физической форме. Морально тоже готов, — в четвертый раз иду вокруг света".

К 1 декабря Федор Конюхов пересек экватор.

Подробнее о самой гонке мы расскажем нашим читателям в следующих номерах "КиЯ".

Взаимодействие качающегося киля и скуловых швертов


Информация об изображенииКачающийся киль
Качающийся киль
 
В 1996 г. на нескольких яхтах-участницах гонки "Vendee Globe" были впервые применены качающиеся кили. В "КиЯ" №161 (1997 г.) мы рассмотрели принципиальные схемы работы этих конструкций, было отмечено, что благодаря новшеству был решен вопрос повышения остойчивости яхт при крене. В то же время, эксплуатация оснащенных качающимися килями гоночных яхт вскрыла и некоторые их недостатки. В частности, наклон киля в сторону, противоположную крену, из-за уменьшения площади вертикальной проекции уже не создавал необходимого сопротивления дрейфу. Решение этой проблемы было найдено и освоено конструкторами уже через год: одновременно с качающимися килями яхты были дооснащены глубокими скуловыми швертами, симметрично расположенными под углом к ДП. Подветренный шверт, опущенный при движении лодки с креном, оказывается перпендикулярным действующей ВЛ, то есть работает с наивысшей эффективностью. В сочетании с аналогично разнесенными и наклоненными рулями, шверты создают достаточное сопротивление дрейфу.

Схема заимствована из польского журнала "Zagle".


Понравилась ли вам эта статья?
0

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
37-й водно-моторный марафон «24 часа Руана» 2000 года
Этап чемпионата Америки по аквабайку 2000 года на Кубе
Марафонская гонка «24 часа Санкт-Петербурга» 2000 года
Соревнования на надувных мотолодках на призы журнала 2000 года
Чемпионат мира по аквабайку в Питере 2000 года
Гонка яхтсменов-одиночников через Атлантику «Europe 1 New Man Star» 2000
Стартовала парусная регата XXVII Олимпийских игр
Короткие спортивные вести 2000 года
Международные матчевые гонки «Ява-Трофи 2000»
Летний этап чемпионата России по виндсерфингу 2000 года
Соревнования по фанбордингу на «Кубок Красного Моря» 2000 года
Вэйкбординг — спорт или развлечение?
Выступление наших спортсменов на Олимпийской регате в Сиднее
Детские соревнования класса «Оптимист» 2000 года в Германии
Результаты Чемпионата России в олимпийских классах 2000 года

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Четвертая гонка на выживание вокруг Антарктиды 2000 года

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Подготовка к старту кругосветной безостановочной гонки «The RACE»
Чемпионат Европы по водным лыжам в России 2000 года
Чемпионат и первенство России водно-моторного сезона 2000 года
Новая гоночная мотолодка «Мираж-1»
Четвертая безостановочная гонка одиночек «Vendee Globe 2000/2001»
Подходит к концу парусная гонка тысячелетия «The Race»
Обновление олимпийской программы
Чемпионат мира в классе «Формула-1» 2000 года
Чемпионат мира в классе «Формула-3» 2000 года
Избран президент Всероссийской федерации парусного спорта
Будущее 24-часового марафона на надувных мотолодках
Первый чемпионат России по вэйкбордингу
Новый рекорд скорости на катере с винтом — 330 км/ч
Почему Федор Конюхов сошел с дистанции «Vendee Globe-2000»
Федор Конюхов готовит тримаран для следующих путешествий


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 15 + 15 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории