В Портсмуте 14 июля прошлого года 29 гоночных катеров вышли на старт, чтобы во второй раз в истории водно-моторного спорта сделать замкнутую петлю вокруг Англии. Субсидировала организацию этого 2640-километрового марафона британская домостроительная фирма «Эверест Дабл Глэйзинг». Фирма рассчитывала сделать себе хорошую рекламу на интересе к этим соревнованиям широкой публики, прессы и телевидения. Впервые подобная гонка проводилась в 1969 г. (см. «КЯ» №25); она привлекла к океанским гонкам внимание болельщиков по обе стороны Английского канала, но сделать соревнования традиционными не позволил глубокий экономический спад семидесятых годов.
Маршрут гонки был разбит на 10 этапов, каждый протяженностью от 114 до 310 км. В Обане после финиша 5-го этапа участникам предоставлялась возможность выбрать один из двух вариантов не входящего в зачет перехода в Инвернесс — к месту старта 6-го этапа. Туда можно было добраться сухопутным путем на трейлере или же своим ходом по узкому Каледонскому каналу. Затем начиналась вторая половина гонки в Северном море.
К соревнованиям допускались различные гоночные катера для моря, начиная от серийных «продукционных» крейсеров с каютой и двигателем мощностью до 235 л. с. и кончая «королем» океанских гонок — катером открытого типа длиной 12—13 м, оснащенным 1000-сильными двигателями. Контрольное время каждого этапа рассчитывалось исходя из средней скорости 20 уз (37 км/ч); если экипаж не укладывался в контрольное время, он получал штрафную надбавку ко времени, затраченному на данном этапе. Если дистанция была пройдена со средней скоростью 15—20 уз, то «штраф» составлял 10% фактического времени; если скорость была ниже 15 уз (27,8 км/ч), то 20%.
Для успешного судейства судьи и официальные лица перемещались между пунктами маршрута на двух легких самолетах, а вертолет службы обеспечения безопасности патрулировал над акваторией.
Большой проблемой было регулярное снабжение участников топливом. Некоторые пункты захода были маленькими рыбачьими гаванями, в которых можно было найти только низкосортное дизельное топливо. Поэтому были наняты несколько автоцистерн, которые в общей «ложности перевезли для участников соревнований 279 тонн дизельного топлива, бензина для четырехтактных двигателей и авиационного бензина.
Лидеры гонки — 13-метровый гоночный катер «Уайт Ивеко», управляемый его конструктором и рекордсменом мира итальянцем Фаббио Баззи, и его соотечественник Ренато Делла Валле на катере «Эго Ламборджини» (длина 11,5 м, проект Дона Шеда), оснащенном двигателями «Меркруйзер» мощностью 1300 л с., определились еще на первом этапе гонки. На финише третьего этапа итальянцы имели запас фактического времени не менее двух часов по отношению к ближайшим соперникам. К этому добавились еще штрафы, которые уже успели получить некоторые экипажи за низкую скорость или сходы с дистанции. Море у западного побережья острова оказалось далеко не спокойным и облегченные быстроходные катера испытывали трудности с преодолением волны, начались поломки корпусов и двигателей.
Организаторы предусмотрели подобную ситуацию. Если экипаж какого-либо катера чувствовал, что продолжать гонку становится тяжело, он мог ее прекратить и доставить судно к старту очередного этапа по суше. В зачет ему шло время из расчета средней скорости 15 уз плюс 20%. Но если экипаж вообще отказывался от участия в каком-либо этапе, то штрафное время прогрессивно увеличивалось. Если бы эти правила не были введены, вряд ли кто-нибудь из участников достиг бы Шотландии.
Единственным реальным соперником итальянцев мог бы быть английский гонщик Колин Жервазье-Брэзье на катере «Легенд», оснащенном форсированными до 750 л. с. двумя автомобильными двигателями «Ягуар». Спортсмен располагал шестью такими двигателями — четыре из них следовали за «Легенд» по суше, с тем чтобы не тратить много времени на ремонт. Жервазье закончил первый этап третьим, но па следующем этапе из-за пробитой прокладки помпы системы охлаждения морская вода затопила моторный отсек, загорелась электропроводка п гонщик вынужден был сойтп с дистанции.
Известный английский гонщик Тед Толеман, выступавший на 13,8-метровом катамаране «Карлсберг» с двумя двигателями «Сабр» мощностью по 1000 л. с. каждый, финишировал в Фалмуте четвертым.
Но на следующем этапе, выйдя из-за прикрытия Лэнд Энд (самая южная оконечность Англии), Толеман встретил очень крутую волну, на которой катамаран не мог развить высокой скорости. Пройдя 18 миль из 150, «Карлсберг» внезапно воткнулся носом в гребеиь очередной волны и получил большую пробоину в одном из корпусов. Через две е небольшим минуты катамаран встал почти вертикально и затонул на глубине 61 м. Экипаж был спасен вертолетом.
Проблемы испытывал и другой катамаран «Джон Филипп» — единственный участник из США, построенный на верфи Дона Аронау. После финиша третьего этапа при подъеме катера на берег обнаружили, что все прочные элементы конструкции корпуса — переборки, стрингеры, фундаменты под двигатели — оторвались от наружной обшивки. Это заставило владельца и капитана катамарана Шермана Уитмора прекратить дальнейшее соревнование.
На финише в Фишгарде судьи приняли только 12 катеров, остальные участники, собранные по всему побережью Ирландского моря, были доставлены сюда по суше.
Катамаран «Легенд» выиграл последующие три этапа, заменив поочередно два двигателя, но ощутимое штрафное время за незавершенную вторую гонку уже не позволяло Жервазье претендовать на призовое место. К моменту, когда оба итальянских катера достигли финиша 9-го этапа в Рамсгите, они оторвались от ближайшего соперника на 8 с лишним часов. Но здесь гонка для итальянского лидера едва не закончила» трагедией. Во время подъема «Уайт Ивеко» на берег крановщик не рассчитал вылета стрелы, кран потерял равновесие и корпус катера обрушился на швартовный пал на стенке дока...
Не знаю, завоевала ли в результате соревнований популярность фирма «Эверест», но Фаббио Баззи приобрел за эти две недели огромное число друзей на Британских островах. Итальянцы едва успевали благодарить всех, кто предлагал оказать им помощь материалами, собственным участием в ремонте корпуса или прислать бригаду рабочих-судостроителей. Но Баззи сам строитель гоночных корпусов высшего класса и за 4 часа, что оставались до последнего старта, на глазах у публики великолепно заделал пробоину в днище. На финише в Портсмуте «Уайт Ивеко» снова был первым.
Вторая гонка вокруг Британии дала новую пищу для ума конструкторов и строителей катеров открытого моря. В последние 10—12 лет из-за экономических проблем и трудностей с обеспечением топливом маршруты гонок все более сокращались и отдалялись от по-настоящему морских условий. В результате удалось достичь высоких скоростей, но сегодняшние катера далеки от того, чтобы считать их мореходными. Об этом свидетельствует и тот факт, что 2/3 катеров достигли последнего финиша соревнований, следуя по дорогам вдоль побережья на трейлерах.