В июле-августе прошлого года нашему экипажу, который составили яхтенный капитан А. А. Лычагин, рулевые 1 класса А. П. Сильчеико, Ю. А. Драгун и А. И. Петрушин, на четвертьтоннике «Ольга» таллинской постройки довелось принять участие в гонках крейсерских яхт второй Каспийской регаты. Соревнования проводились по маршруту: Шевченко — п. Байтин — Астраханский маяк — Шевченко — Махачкала.
От Волгограда, где все мы живем и работаем на Трубном заводе, до Астрахани «Ольга» была доставлена на барже. От Астрахани до места старта мы шли Восточно-Белинским каналом по глухим заповедным местам Волго-Каспийской дельты. Лиманная часть маршрута пролегала в сплошных зарослях трехметрового камыша, где настоящее комариное царство.
Комариный зуд, нависшие свинцовые тучи и встречный юго-восточный ветер сводили на нет радость общения с морем. Но самое страшное оказалось впереди — когда мы попали в зону каспийского «тайфуна» с проливным ливнем, непрерывными грозовыми разрядами, сопровождавшимися страшным громом и постоянно меняющимися по направлению и силе шквалами. Только на мысе Урдюк наш экипаж смог облегченно вздохнуть. Светило яркое солнце, вода казалась спокойной и кристально чистой. Будто никогда и не было кошмарной ночи!
Для участия в гонках на акватории яхт-клуба г. Шевченко собралось шесть яхт, кроме нашей. Четыре из них представляли Шевченко, по одной — Астрахань и Махачкалу.
О некоторых соперниках хотелось бы немного рассказать. А. С. Быстрикин — капитан яхты «Грация», профессиональный моряк, сотрудник Астраханского мореходного училища, председатель городской федерации парусного спорта. С курсантами училища он обошел практически все уголки Каспия. Быстрикина знают во всех портах и прибрежных поселках как страстного пропагандиста паруса. (Кстати, яхту «Грация» яхтсмены училища построили своими руками, как и влюбленный в море моряк из Махачкалы Е. А. Гвоздев.)
Большими энтузиастами парусного спорта на Каспии являются также яхтсмены г. Шевченко — капитан «Мечты» Г. Г. Гребенков, капитан «Сольвейг» А. А. Лавринов и капитан «Марии» В. Н. Злобин. Они организовывают гонки, осваивают Каспий на самостоятельно построенных судах.
Однако вернемся к событиям описываемой встречи. Для всех ее участников наиболее трудным оказался переход Шевченко — Махачкала протяженностью 200 миль. Старт был дан вечером при слабом юго-восточном ветре и чистом небе, однако резко понижающееся давление и надвигающиеся тучи предвещали резкую перемену погоды. Ждать пришлось недолго. Не успели заменить паруса штормовыми, как «запели» ванты, стало заливать кокпит и каюту. Всю последнюю ночь шли в шторм крутым бейдевиндом, едва успевая откачивать воду из трюма.
В порту Махачкалы наша «Ольга» ошвартовалась первой. Остальные яхты финишировали только через двое суток — штормом их отбросило к дербентской впадине.
Всего мы прошли Каспийским морем более 1300 миль, получили хорошую морскую практику и большой заряд бодрости. Всюду встречали радушное отношение профессиональных моряков к нам, морякам-любителям.