Местом старта первой гонки был по желанию яхтсменов Прибалтики избран Таллин.
I Этап. Таллин — Ленинград (180 миль)
Когда яхты выходили па старт из гавани Олимпийского парусного центра, дул свежий 4-балльный ветер. Ожидая его усиления к ночи, многие экипажи зарифили паруса, но вскоре после старта ветер внезапно стих. Крупные яхты первой группы типа «Конрад-54» устремились к маяку Хельсинки мимо заштилевших судов младших классов»
Почти всю дистанцию яхты прошли с попутным ветром, часто менявшим свою силу. Там, где десять минут назад яхты шли 5-узловым ходам, следующая за ними группа попадала в многочасовой штилевой «мешок» и экипажи-неудачники с тоской провожали исчезающие за горизонтом паруса счастливцев. Однако капризы ветра не породили сенсации. На финише первыми оказались яхты с устойчивой репутацией отличных ходоков: «Фортуна-II», «Старс», «Иру», «Алмаз» и др.
Но не к ним было обращено главное внимание. Впервые на дистанцию гонок вышли два новых отечественных однотонника: «Форвард», построенный на Ленинградской экспериментальной судоверфи (см. «КЯ» №108), и «Виймси», построенный яхтсменами эстонского рыболовецкого колхоза «Маяк». Яхты были спущены в конце прошлого года и не успели пройти по-настоящему основательных испытаний в разнообразных условиях, включая гонки в открытой части Балтики.
Такой проверкой обеих яхт и оказались соревнования на Кубок Балтики.
Еще перед стартом «Форвард» получил 10%-ную надбавку к гоночному баллу за неправильно оформленное мерительное свидетельство. Среди всех 30 яхт 3-ей группы у «Форварда» оказался самый высокий гоночный балл — 8,53 м. На яхте были еще не подогнанные под рангоут и неважно пошитые паруса. Новую мачту и такелаж экипаж установил за несколько часов до выхода в Таллин. И тем не менее экипаж, возглавляемый опытным капитаном Б. Хрящевым, сражался да конца, стараясь доказать, что «Форвард» — достойный соперник лучшим польским и отечественным яхтам открытого моря. Забегая вперед, отметим, что, несмотря на штраф, «Форвард» занял в своей группе 10-е место.
Капитан «Форварда» после финиша рассказал нашему корреспонденту:
— Ходовыми и мореходными качествами мы остались довольны, хотя «Форвард» преподносил нам сюрприз за сюрпризом. Ведь выход на Кубок Балтики можно считать его первым большим плаванием. До конца соревнований мы не переставали настраивать лодку, познавая ее от гонки к гонке. Теперь мы знаем, что яхта сравнительно легко кренится до 16—18°, затем крен увеличивается уже с трудом. Круто к ветру идти ее не заставишь, но в полный бейдевинд «Форвард» не отстает от других яхт своей группы, а на попутных курсах уходит от соперников, особенно в слабый ветер. Бывали случаи, когда из-за недостатка ветра другие яхты стояли без движения, а «Форвард» обходил их почти по гладкой воде. При сильных ветрах (6—7 баллов) яхта «тянет» за собой воду.
Управляется «Форвард» легко. Даже на битой волне не берет воду на палубу. Внутри яхта абсолютно сухая. За все время плавания мы откачали всего ведра четыре воды, попавшей через неплотности носового люка.
В Ленинграде мы финишировали первыми в своей группе, вошли в Ригу в числе пятерки лучших. Неплохим был и переход в Таллин, хотя 2/3 маршрута занимала лавировка, а наш «Форвард» — яхта не для бейдевинда. Если перешить паруса, можно добиться более высокой скорости и крутизны лакировки. Кстати, на последнем этапе мы много теряли на лавировке еще и из-за того, что на яхте не осталось исправных лебедок, кроме одной. Чтобы добрать паруса, после каждого поворота приходилось приводиться к ветру по нескольку раз.
Обитаемость судна вполне достаточная. Особенно нам понравились трубчатые койки, в которых удобно отдыхать даже при большом крене.
II Этап. Ленинград — Рига (430 миль)
Весь маршрут этого самого протяженного этапа был лавировочным, яхты проходили его при самой разнообразной погоде: были шквалы, дожди, туманы, бризы и штили, — одним словом, погода была неустойчивая, капризная и холодная.
Плохая видимость и многочисленные навигационные опасности, вынуждающие при лавировке отклоняться от рекомендованных курсов, сделали гонку хотя и интересной, но очень напряженной, изматывающей силы яхтсменов.
Среди яхт 3-ей группы первой финишировала «Виймси» — второй дебютант Кубка Балтики.
В отличие от экипажа «Форварда» эстонские яхтсмены, возглавляемые капитаном Ю. Плизником, не ждали и не имели от яхты особых сюрпризов. Они успели до соревнований изучить новую яхту, произвести необходимые переделки, сменить мачту, не только пошить, но к подогнать паруса. На старт Кубка «Виймси» вышла, оснащенная импортным оборудованием и дельными вещами, с опытным экипажем, которому удалось доказать, что новая яхта является первоклассным крейсерско-гоночным судном. Заняв по итогам трех этапов третье призовое место, «Виймси» при весьма высоком гоночном балле 8,40 м всего два очка уступила победителю.
По единодушному мнению экипажа, «Виймси» — очень мореходная и остойчивая яхта. На ней капитан чувствует себя спокойнее, чем на яхтах типа «Таурус», JI6 или «Марина». Показателен тот факт, что рифы на «Виймси» брали последними среди яхт группы, а максимальный ход при сильных ветрах держали дольше других. Экипаж установил, что «Виймси» идет круче «шестерок» и «Таурусов» примерно с одинаковой скоростью и уходит от них на курсах галфвинд и бакштаг. И только на фордевинде яхта не имеет видимых преимуществ по скорости. Яхта хорошо отыгрывается на волне, не принимает воду на палубу, хорошо отцентрована, легко реагирует на перекладку руля.
На двух этапах «Виймси» приходила на финиш, опережая неоднократного победителя соревнований на Кубок Балтики — яхту «Иру», экипаж которой ныне «пересел» на «Виймси».
Информация об изображении
После первого этапа в гостеприимной гавани Ленинградского центрального яхт-клуба
Экипаж оценил и внимание конструкторов к вопросам эргономики. Удобно расположены лебедки, погоны, блоки; удачно выполнена проводка такелажа. Выгородка для штурмана позволяла ему общаться с рулевым, брать пеленги и уточнять обстановку, не имея никаких помех от остальных членов экипажа.
После первого этапа в гостеприимной гавани Ленинградского центрального яхт-клуба
Сравнивая впечатления от обоих одиотонников, можно сделать вывод, что «Виймси» — яхта для сильных ветров и острых курсов, хотя неплохо идет и в слабый ветер, а вот «Форвард» обеспечивает преимущество при более слабых ветрах и па попутных курсах. Очевидно и то, что обе яхты еще нуждаются в дальнейшей проверке, доводке и доработке проекта. Только после этого можно будет говорить о серийной постройке. По мнению многих опытных яхтсменов (и самих строителей яхты) «Форвард» может быть конкурентоспособным судном, будучи построенным из стеклопластика, оснащенным дакроновыми парусами, легким малогабаритным двигателем, качественными дельными вещами.
В соревнованиях на Кубок Балтики этого года участвовало пять яхт типа «Марина», освоенных в серийном производстве на Ленинградской экспериментальной судоверфи, но характерно, что только две из них смогли пройти весь маршрут (головная «Марина» заняла 22-е место, «Миларго» — 26-е). Остальные яхты по различным причинам прекратили борьбу после одного этапа.
Характерен отзыв экипажа яхты «Забава», в составе которого есть и работники судоверфи:
— Яхта идет очень тяжело. Если нет волны и ветер не превышает 3 баллов, «Забава» идет круто к ветру и с удовлетворительной скоростью. Но как только начинается волнение, яхта буквально упирается в волну, останавливается. На попутных курсах при свежем ветре ходовые качества лучше: удавалось разогнать яхту до 12—13 узлов, но шла она с таким скрипом, что ставить больше парусов яхтсмены не рисковали.
III Этап. Рига — Таллин (360 миль)
На этом этапе главный судья П. Т. Толстихин изменил дистанцию для яхт 5-й группы в связи с неблагоприятным прогнозом. Яхты этой группы, обогнув Моонзундский архипелаг, пошли к о-ву Осмусаар, тогда как все остальные участники взяли курс на маяк Свенска-Бьёрн.
Ветер все время менялся. Он то дул с силой до 35 узлов, то затихал до штиля, а когда большие яхты достигли маяка Свенска-Бьёрн, начал дуть практически с противоположной стороны. За весь 360-мильный переход на большинстве яхт только часа два смогли нести спинакеры, остальное время пришлось лавировать или идти в крутой бейдевинд.
В районе Осмусаара яхты настиг шторм, который полосой пересекал Финский залив. Предусмотрительные капитаны взяли рифы или сменили гроты на трисели. Тот, кто этого сделать не успел, остался со рваными парусами. Всю ночь крепкий ветер испытывал стойкость экипажей, пока на траверзе маяка Пакри шторм внезапно не кончился, К Таллину яхты подходили в тумане при слабых ветрах переменных направлений. Из 95 стартовавших яхт финишировала 81. По разным причинам сошли с дистанции или не уложились в контрольное время три «Марины», катамаран «Орион», проа «Мираж», три «шестерки» и другие яхты. На яхте «Иру», экипаж которой лидировал в своей группе после двух этапов, сломался руль, она выбыла из игры и в результате заняла общее 9-е место.
На церемониальной площади Олимпийского парусного центра в Таллине состоялось торжественное закрытие соревнований. Главный приз, учрежденный редакцией журнала «Катера и яхты», вручен экипажу одесской яхты «Алмаз». Впервые за 14 лет Кубок покинул Балтику! Хрустальный Кубок за наивысшую скорость прохождения всей 950-мильной дистанции вручен рижской яхте «Спаниэль».
Яхта «Алмаз» второй раз участвует в Кубке Балтики. В прошлом году она также была победительницей в своей группе. Команда «Алмаза» — преподаватели и курсанты Одесского высшего инженерного морского училища им. Ленинского комсомола. В училище парус в по-чете, его считают здесь прикладным видом спорта. Есть и свой флот — четыре крейсерские и несколько гоночных яхт, которые участвуют во многих соревнованиях, начиная от городских и кончая всесоюзными. На каждой крейсерской яхте по нескольку сменных экипажей. Курсанты очень охотно идут на яхты. Капитану Анатолию Вербе пришлось устраивать конкурсный отбор, чтобы не обидеть желающих. И хотя в этом году команду составили курсанты 4-го курса судоводительского факультета с высокими профессиональными штурманскими навыками, они не выпускали секстанов из рук. Специфика яхты давала определенную практику: одно дело вести прокладку в штурманской рубке лайнера и совсем другое — брать пеленги и «сажать» солнце на горизонт с борта яхты.
На вопрос, в чем заключается секрет двукратного успеха экипажа старой «шестерки», капитан А. Верба ответил:
— Могу со всей ответственностью заявить, что мы выигрываем по крупицам, стараемся не упускать любую возможность, чтобы выиграть хотя бы одну минуту! А начинаем с материальной части. Если посмотреть на днище яхты, оно не отличается по гладкости от днища пластмассового гоночного швертбота. Даже такелаж для уменьшения сопротивления мы обтянули хлорвиниловой трубкой. Во время гонки у нас запрещены разговоры в кокпите и вопросы к рулевому. Рулевой, кстати, ведет яхту на вахте до тех пор, пока у него она «идет». Если нас соперник начинает доставать, мы меняем рулевого, так как считаем, что он уже не может обеспечить необходимую скорость. Во время гонки в свежий ветер экипаж практически не спит, а работает с парусами либо откренивает судно. На руль в этом случае сажаем самого опытного. На фордевинде, наоборот, — на руле сидит яхтсмен, способный удержать яхту на курсе, а вот с парусами работают наиболее опытные члены экипажа.
На собрании капитанов отмечалось, что соревнования прошли на высоком организационном уровне, они были интересны прежде всего лавировочными курсами; яхтсменам, если не говорить об Олимпийском центре в Таллине, было оказано подобающее гостеприимство в яхт-клубах. Но вот маршрутом в целом большинство капитанов остались недовольны.
А. Верба — капитан яхты «Алмаз», Одесса: «В общей сложности соревнования очень интересные, но маршрут надо обновлять для каждого соревнования, так, например, как это делается на Кубке Черного моря. Черноморцы еще ни разу не повторились в маршруте! Думаю, что это надо практиковать и при определении маршрута самых наших представительных — балтийских соревнований. Сожалеем, что в этом году не было 30-мильной гонки по треугольнику. Они очень поучительны и отличаются от гонок по маршруту стилем борьбы и своеобразным решением тактических вопросов».
К. Бойков — капитан яхты «Сольвейг», Ленинград: «Кубок Балтики измельчал. Теперь его впору называть Кубок Финского залива. Где те маршруты, когда мы по четыре раза пересекали всю Балтику? Удлинять надо маршруты, вводить заходы в порты Вентспилс, Пионерск».
Л. Лысенко — капитан яхты «Рица», Владивосток: «Хотелось бы, чтобы маршрут будущих соревнований был более протяженным, а главное, включал бы интересные, с точки зрения навигации, участки — проходы между островами, проливную зону и пр.».
Ленинградцы и москвичи, а их было большинство — свыше 50 экипажей, высказали недовольство стартом в Таллине. И капитаны правы. С экономической точки зрения старт в Таллине вряд ли оправдан, ибо эскадра в 50 яхт идет в Таллин, тратя на это несколько отпускных суток, лишь затем, чтобы тут же снова вернуться в Ленинград, но уже в процессе гонки. К тому же, Олимпийский парусный центр и на этот раз недостаточно гостеприимно встречал яхтсменов — участников Кубка Балтики (и неслучайно капитаны высказывали мнение об исключении Таллинского ОПЦ из маршрута).
По выражению тренеров и специалистов, Кубок Балтийского моря всегда был и остается высшей аттестацией для моряка-парусника и яхтенного капитана. Он всегда был и остается еще и испытательным полигоном для яхт новых проектов. На этот раз проверялись яхты отечественной постройки, отечественных проектов. Отрадно, что они оказались вполне конкурентоспособными при сравнении с судами, построенными в ПНР. Испытательный полигон подтвердил правильность решения технической комиссии о прекращении постройки яхты типа «Марина», которая была запущена в серию без основательной проверки.
Еще раз подтвердилась истина, что успех в гонке определяется не только новой материальной частью, но и кропотливой работой над старыми лодками. Победа одесситов на яхте первых выпусков свидетельствует о том, что надо уметь до конца использовать все имеющиеся резервы старых судов, а не только рассчитывать на получение новых. До новых стартов, друзья!
Результаты соревнований
2—18 июля 1984 г. (Места, занятые в гонках первыми шестью экипажами)
1-я зачетная группа (10 яхт): 1 — «Браво», Рига, к-н Я. Золтнерс (места по гонкам — 2, 1, 4); 26,2 очка; 2 — «Фортуна-2», Л-д, В. Пауте (1, 2, 5); 24,2; 3 — «Ариэль», Л-д, А. Коновалов (3, 4, 3); 23,0; 4 — «Спаниэль», Э. Стиегелис, Рига (4, 5, 2); 22,0; 5 — «Вилис Лацис», Рига; В. Элнионис; (5, 6, 1); 21,5; 6 — «Балтика», Пионерск, А. Алексеев; (6, 3, 5); 19,0.
2-я группа (10): 1 — «Старс», Рига, Б. Скрипов; (1, 3, 1); 28,5; 2 — «Альбатрос», Л-д, Ю. Киселев; (3, 1, 2); 27,5; 3 — «Орион», Л-д, А. Аристов; (2, 2, 3); 26,0; 4 — «Эра», Л-д, Г. Лабыничев; (5, 4, 7); 17,0; 5 — «Русь», Л-д, Н. Миронов; (7, 5, 5); 16,0; 6 — «Нева», Л-д, В. Модин; (4, 9, 4); 16,0.
3-я группа (30): 1 — «Торос», Москва, В. Козлов; (4, 6, 3); 80,0; 2 — «Фрегат», Л-д, Б. Поздняков; (7, 2 5); 79,0; 3 — «Виймси», Таллин, Ю. Плизник; (3, 4, 8); 78,0; 4 — «Альфа», Рига, М. Алдерс; (9, 5, 2); 77,0; 5 — «Унда», Рига, А. Фауст; (8, 7, 6); 74,0; 6 — «Вирго», Таллин, С. Леонтьев; (5, 8, 7); 73,0.
4-я группа (34): 1 — «Алмаз», Одесса, А. Верба; (1, 1, 2); 101,5; 2 — «Амур», Л-д, Б. Хабаров; (2, 6, 1); 96,2; 3 — «Сольвейг», Л-д, К. Бойков; (3, 4, 6); 92,0; 4 — «Нева», Л-д, В. Татаринцев; (6, 3, 5); 91,0; 5 — «Кама», Л-д, В. Прохоров; (10, 2, 3); 90,0; 6 — «Нептун», Jl-д, А. Конопаткин; (И, 12, 4); 85,0.
5-я группа (6): 1 — «Нелли», Таллин, П. Журавлев; (1, 1, 3); 16,5; 2 — «Гермес», Таллин, М. Илумяэ; (2, 2, 2); 15,0; 3 — «Нида», Каунас, А. Юргутис; (4, 3, 4); 10,0.
6-я группа (5): 1 — «Икар», Калининград, Ю. Правдян; (3, 1, 2); 12,2; 2 — «Янус», Приморск, А. Шилов; (2, 2, 3); 11,0; 3 — «Кауполикан», Рига, В. Грененбергс-Гринбергс; (4,3,1); 10,2.