99 яхт приходят на старт балтийского марафона
XI Всесоюзные соревнования крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря, как и предыдущие десять, стартовали в городе на Неве, куда к 4 июля — дню торжественного открытия и старта первого этапа — собрался внушительный флот парусных судов открытого моря. Три ленинградских яхт-клуба: Центральный, Балтийского морского пароходства и № 55 разместили в своих гаванях в общей сложности 99 судов — участников предстоящего марафона.
Среди этих судов, экипажам которых предстояло в борьбе за призовые места пройти ИЗО миль по Балтике, Латвию представляли 19 яхт и 2 катамарана, Литву — 5 яхт, Эстонию — 9 яхт, Российскую Федерацию — 9 яхт и катамаран, Украину — 2 яхты, Москву — 6 яхт и Ленинград.— 46 яхт.
9-балльный ветер принимает экзамен на пути в Таллин
Первый этап (180 миль по ген. курсу). Старт был дан поздно вечером 4 июля в районе Кронштадтских фортов. Яхты должны были обогнуть маяк Хельсинки, а затем идти в Таллин. Бакштагом левого галса при ровном SO силой около 3 баллов суда участников пошли генеральным курсом. Небольшое волнение способствовало ровному и хорошему ходу яхт. Однако когда лидеры гонки достигли острова Гогланд, ветер внезапно усилился и изменил направление на WSW. Анемометры зарегистрировали скорость ветра до 40 узлов (9 баллов). Разыгравшаяся крупная волна затрудняла лавировку.
Крепкий ветер сопровождал парусники вплоть до самого маяка Хельсинки; таким образом, большинству яхт пришлось лавировать при ветре силой 7—9 баллов около 50 миль. Не асе выдержали единоборство со стихией: 9 яхт со сломанными мачтами, изорванными парусами либо открывшейся сильной течью вынуждены были укрыться на Гогланде или уходить от шторма полным курсом.
Затем ветер начал стихать до 4 баллов и заходить к W. К утру 6 июля, когда яхты стали подходить к финишу, он постепенно еще терял свою силу и менял направление дальше но часовой стрелке. Получилось так, что те яхты, которые подошли к створу молов, ограждающих гавань Олимпийского парусного центра, ночью или рано утром, еще должны были лавировать, а яхты, заканчивающие гонку около полудня, проходили мимо судейского судна под спинакерами; некоторые даже попали в штилевую зону.
Первыми финишируют «Конрады-54»
Как и следовало ожидать, в условиях сильных ветров наибольшую скорость показали яхты типа «Конрад-54», однако с учетом гандикапа (по исправленному времени) только одна из них — «Аврора» (капитан А. А. Оскольский) попала в число призеров I зачетной группы, заняв 3-е место. Среди трех яхт типа «Драко», также входивших и эту группу, но участвующих в гонках с отдельным зачетом, победителем этапа стал рижский «Старс».
Столь же небольшое количество судов — всего три — было и во II зачетной группе, объединявшей «Конрады-45», Здесь победила яхта из Вильнюса «Рагана» (капитан Ж. В. Дрема).
III зачетная группа состояла из яхт типа «Алькор» постройки Ленинградской экспериментальной судоверфи ВЦСПС. Исключение составляли только старая (постройки 1938 г.) «шестидесятка» «Луга» и кеч «Паллада» («Водник», г. Москва). Здесь основная борьба разгорелась между ленинградскими «Варягом», «Былиной» и «Новеллой». Финишировали они с малыми разрывами, почти на 2 часа опередив следующую — четвертую яхту, однако за несоответствие положения марок на рангоуте мерительному свидетельству «Новелла» была дисквалифицирована и третьим призером этапа стала ленинградская яхта «Глория» (капитан Н. Ф. Миронов).
Следует отметить, что в III зачетной группе во время шторма с различными поломками сошли с дистанции 5 яхт, т. е. 25% числа стартовавших; это больше, чем в других группах!
«Амур» дает заявку на победу среди 30 шестерок
Острая борьба среди яхт класса Л6 (самая многочисленная группа — 30 судов) также велась в основном среди ленинградцев. Это и понятно: ленинградские суда составляли среди «шестерок» явное большинство (21 яхта). Первые три места распределились так: бронзовый призер прошлогодних соревнований «Амур», победитель Кубка Балтики-80 «фортуна» и яхта «Кареджи».
Молодежный экипаж «Кареджи» приходит третьим
Экипаж «Кареджи» заслуживает того, чтобы о нем было сказано несколько подробнее. Эта яхта принадлежит детско-юношеской спортивной парусной школе ДСО «Водник» (яхт-клуб БМП). Под руководством своего тренера — яхтенного капитана Н. Н. Сизова — на гонки пошли пять юношей в возрасте 12—14 лет, которые занимаются парусным спортом не более трех-четырех лет, но уже имеют опыт дальних плаваний. На вопрос: «Не было ли страшно во время шторма?» самый младший — Иван Костюков ответил: «Конечно, иногда становилось не по себе, но на это некогда было обращать внимание, некоторых приходилось подменять». Видимо, морская болезнь не обходит и юношей. Во время беседы, а это происходило вечером после финиша в Таллине, все ребята выражали твердую уверенность, что теперь уже пройдут марафон до конца. Забегая вперед, отметим, что, не занимая призовых мест на последующих этапах (7, 6, и 5-е), экипаж «Кареджи» по сумме всех четырех гонок занял неплохое 5-е место.
География приписки судов пятой зачетной группы
V зачетная группа оказалась самой представительной с точки зрения географии нашего парусного спорта: 9 судов шли под флагами республик Прибалтики, 5 — прибыли из .Москвы и по одному из Харькове, Одессы, Северодвинска и Соснового Бора. Кроме «Корвета» — однотонника самостоятельной постройки, «Секрета» — модернизированного однотонника постройки Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения и «Фрама» — однотонника типа «Марина», в этой группе гонялись только «Таурусы».
Наверное, именно непривычность к сложным условиям гонки многих экипажей обусловила довольно большой разброс во времени прихода на финиш: 9 часов от первого до последнего судна. (Заметим попутно, что среди более многочисленных «шестерок». разница была немногим больше — 10 часов, а в самой «разношерстной» I группе — 12 часов).
«Кондор» — лучший из «Таурусов»
Первым из «Таурусов» финишировал «Кондор» из ленинградского «Водника» (капитан К). Е. Фунтиков).
Последнюю зачётную группу килевых яхт составляли 8 полутонников типа «Картер-30». И здесь борьба велась между хорошо знакомыми соперниками, первым из которых в Таллин пришел «Норд» (капитан И. К. Липский).
Катамаран «Орион» — первый из двухкорпусников
Первым из катамаранов финишировал «Орион» из Рижского республиканского центрального яхт-клуба (капитан В. В. Елагин).
На следующий после финиша этапа день 7 июля состоялось награждение победителей, которое проводили представители Спорткомитета Эстонии. Яхтсмены тепло поздравили старейшего эстонского яхтсмена В. Е. Гирса с днем рождения — ему исполнилось 60 лет.
Штилевой старт второго этапа
Информация об изображении
Новая яхта «Браво» (РЦЯК, Рига; капитан Ю. К. Озолиньш) — победитель в I зачетной группе
Второй этап (435 миль). Вечером того же дня был дан старт второй гонки. Переждав непродолжительный штиль, яхты в лавировку направились к маяку Бугшер и после его огибания взяли курс на г. Пионерский, получив возможность пройти около 300 миль с попутным ветром от NW, то усиливавшимся до 5 баллов, то скисавшим почти до нуля. Однако на третий день перехода, уже перед самым финишем, ветер стал постепенно заходить к S. В поисках наиболее выгодных условий яхты разбрелись: одни пошли под берег, другие, наоборот, в море, но финиш показал, что практически никто, кроме шедших по генеральному курсу, выигрыша не получил. «Норд» и «Аэгна» в азарте борьбы зашли так далеко под берег, что попали в зону, закрытую для плавания спортивных судов и были вынуждены изменить свой курс на 180°, т. е. некоторое время идти в обратном направлении. По протесту капитанов этих судов (они не были предупреждены о наличии такого района на маршруте) судейская коллегия учла потерянное «Картерамн-30» время при подсчете результатов.
Новая яхта «Браво» (РЦЯК, Рига; капитан Ю. К. Озолиньш) — победитель в I зачетной группе
Рижская «Браво» закрепляет успех
Быстрее всех путь от Таллина до Пионерского прошла рижская яхта «Браво» (капитан Ю. К. Озолиньш), но после пересчета времени она пропустила вперед «Аудру» и «Спарту-II», а сама оказалась лишь на 3-ем месте.
В классе «Драко» на этот раз первой была ленинградская «Эра» (капитан Г. В. Лобыничев).
Вперед выходит ленинградская «Флора»
Сменился лидер и во II зачетной группе: выиграла гонку ленинградская «Флора» (капитан В. П. Гусев), которая по исправленному времени выиграла 2 мни у пришедшего за ней «Поляриса».
Герой второго этапа — «Новелла» из Калининграда
По праву героем этапа следует назвать «Новеллу», которая не только финишировала первой, но и пришла с очень большим — около 7 часов — отрывом от ближайшей яхты, что позволило ей переместиться с последнего на 3-е место по сумме двух этапов.
А вот среди «шестерок» смены лидера не произошло. На 2-е место вышла «Сольвейг» (капитан К. Г. Бойков), завершившая гонку через 1,5 часа после «Амура». Третьей на финише была «Кама» из ленинградского ЦЯК (капитан В. А. Прохоров).
Среди «Таурусов» первой на этот раз была рижская «Унда» (капитан 3. Я. Красовский), вторым — «Кондор», сохранивший тем не менее лидерство по сумме двух гонок. В V группе выиграла этап «Аэгна»; победитель первого этапа «Норд» оказался только третьим, уступив еще и рижской яхте «Сол» (капитан Я. Я. Симечелис), и переместился на 2-е место по сумме гонок.
«Каупо» захватывает инициативу
Первым из катамаранов был «Каупо-II».
Спорткомитет Калининградской области очень четко организовал прием финиширующих судов: каждой яхте при встрече указывалось конкретное место стоянки в уютной гавани рыбного порта; победители этапа получили оригинальные призы, дипломы и вымпела организаторов награждения. Некоторые нарекания (и, кстати сказать, задержку старта следующего этапа) вызвала лишь недостаточно продуманная система снабжения яхт продуктами.
Снова старт дается в штиль
Третий этап (485 миль). Первые яхты стартовали в 19.00 13 июля (в понедельник!). Условия были очень похожи на таллинские — полный штиль. Только на этот раз длился он гораздо больше — около 18 часов. К вечеру следующего дня ветер усилился до 3 баллов и продолжал неравномерно усиливаться еще в течение суток, постоянно меняя направление: сначала он дул с WSW, потом с W, а затем с SSW, К полудню 14 июля ветер усилился до 7 баллов.
На маяк Эландс-Сёдра-Грунд яхты выходили в лавировку, а после этого под спинакерами пошли каждая своим курсом. Дело в том, что судейской коллегией было принято решение сократить дистанцию для судов II, III и IV групп приблизительно на 70 миль, разрешив им не огибать остров Готска-Санде. Поэтому после огибания маяка яхты I стартовой группы пошли проливом между островами Эланд и Готланд, а остальные суда прямым курсом двинулись на Ирбенский пролив.
Ветер продолжал оставаться неустойчивым по силе и направлению, но тем не менее не выходил из юго-западной четверти. Только после того как яхты I группы миновали остров Саарема, он изменил направление на SO, заставив участников финишировать в лавировку.
Гандикап отодвигает «Аврору» на второе место
Первой среди судов I группы в столицу Латвии пришла «Аврора», но, как и на финише в Таллине, после пересчета по гандикапу ей пришлось довольствоваться 3-им местом. Первой стала «Браво», второй — «Аудра». По сумме результатов трех гонок первые три места заняли «Цетусы»: «Браво», «Аудра» и «Спарта-II».
Во II группе первой на финише был рижский «Полярис» (капитан А. Э. Ниед-ра), но в суммарном зачете лидерство осталось за «Флорой».
Наименьшее затраченное время на переход в группе «Алькоров» оказалось у «Новеллы», но более высокий гоночный балл отбросил ее на 3-е место (после «Варяга» и «Былины»); так же распределились места и по сумме трех гонок.
Лучшей из «шестерок» на этот раз была «Сольвейг», но в общем зачете лидерство по-прежнему сохранял «Амур». Среди «Таурусов» 1-е место заняла «Вирго» (Т. Т. Ныу), 2-е — клайпедская «Жальчу Каралене» (В. П. Мачупайтис) и 3-е — «Кондор», но в общем зачете «Кондор» остался первым.
В VI группе по исправленному времени этап выиграла рижская яхта «Дикс» (Ф. Э. Хаберберг), хотя фактически на финише она была лишь второй. Провал «Вирго» на 6-е место позволил «Норду» снова выйти в лидеры.
«Каупо-II» также стал лидером, хотя в Ригу пришел лишь вторым, после калининградского «Зеленого луча» (Ю. Ф. Правдин). Его положение упрочило то, что по протесту мерительной комиссии были аннулированы результаты катамарана «Орион» (за отсутствие действительного мерительного свидетельства).
Гонка в Рижском заливе вносит полную ясность
Кольцевая гонка. 19 июля в Рижском заливе состоялась завершающая четвертая гонка по треугольнику. По всем показателям дистанция напоминала олимпийскую с той лишь разницей, что расстояние между нижним и верхним поворотным знаками было увеличено до 5,5 миль.
Яхты приняли старт при ветре около 3 баллов, который держался ровно, пока яхты не прошли треугольник. Затем он начал ослабевать, и судейская коллегия вынуждена была сократить дистанцию. На последнюю лавировку практически было затрачено времени столько же, сколько и на прохождение треугольника.
Крейсера на олимпийской дистанции
Вторая половина финишировавших судов кончала гонку при резких заходах ветра. Пожалуй, при относительно ровном ветре финишировали только суда I группы. Раньше всех финишный створ прошла «Спарта», но большой гоночный балл отбросил ее на 2-е место.
На следующий день 20 июля в Республиканском центральном яхт-клубе г. Риги состоялся торжественный парад закрытия соревнований.
Оба главных приза увозит в Ленинград экипаж «Амура»
Главный приз соревновании — Кубок Балтики, присуждаемый яхте, занявшей первое место в самой многочисленной зачетной группе, был вручен экипажу ленинградской яхты класса Л6 «Амур» (капитан Б. А. Хабаров). Эта же яхта выиграла и второй переходящий приз — Хрустальный кубок, который вручается экипажу килевой яхты отечественной постройки, показавшей наименьшее действительное время прохождения всех этапов марафона.
Каким быть XII Кубку Балтики?
При обсуждении хода балтийского марафона капитаны высказывали различные мнения по поводу его проведения в дальнейшем. В основном предложения их сводятся к трем вариантам: оставить без изменений; сделать один длинный этап (миль на 500) и три-четыре коротких (по 30—50 миль) и наоборот — исключить этапы в 30 и 180 миль, заменив их еще одним этапом на 300—350 миль.