В ночь с 26 на 27 сентября прошлого года из Вентспилсского порта вышли в море три яхты типа «Конрад-54». Это стартовали участники второй по счету «Осенней гонки открытого моря», организованной Ленинградским кораблестроительным институтом и Центральным яхт-клубом ЛОСПС. Экипажи яхт представляли ЛКИ («Аврора», капитан А. Оскольский), яхт-клуб «Моряк» Латвийского морского пароходства («Спарта», Е, Лунев) и Клайпедский яхт-клуб «Жальгирис» («Лиетува», О. Кубилюнас).
Яхты были хорошо оснащены и подготовлены для длительной гонки в открытом море. На судах надежно работали радиопеленгаторы, лаги, эхолоты. На «Спарте», кроме того, использовались судовые радионавигационные приборы, позволяющие быстро и точно определить место нахождения судна в море. На каждой яхте были установлены УКВ радиостанции типа «Причал», ото позволило экипажам поддерживать связь между собой и встречными судами.
Маршрут гонки протяженностью 350 миль проходил из Вентспилса в Клайпеду с огибанием левым бортом острова Готланд. Около 60 часов между соперниками велась упорная борьба, кстати сказать, в условиях плохой видимости и по-осеннему длинных безлунных ночей.
Первый этап гонки до буя Сальвурев, находящегося на северо-восточной оконечности Готланда, прошел при переменном по силе и направлению попутном ветре, потребовавшем от команд большого напряжения и внимания при работе в темноте со спинакерами. Однако утром 27 сентября из тумана, опустившегося на море близ Суя, все три яхты выплыли почти одновременно, правда, разными курсами. Приведясь до бакштага, а затем до галфвинда, они продолжили гонку вдоль едва различимого вдали Готланда.
При усилившемся ветре «Спарте» первой пришлось убрать порванный спинакер, на этом она проиграла соперникам около мили. Через два часа спинакеры исчезли с мачт и остальных яхт.
После огибания южной оконечности острова — мыса Хобург, пришлось идти в лавировку около 120 миль. Устойчивый юго-восточный ветер скоростью 4—8 м/с, временами менявший направление на 15—20°, заставлял экипажи довольно часто менять галсы. Первой в гавани яхт-клуба Клайпеды финишировала «Аврора»; через четыре часа ошвартовалась «Лиетува», следом за ней «Спарта».
На заключительной встрече, которая проводилась в уютной кают-компании яхт-клуба «Жальгирис», после вручения призов участники гонки обсудили перспективы совершенствования организации этого соревнования, цель которого — удлинить спортивную навигацию, испытать надежность парусов и оборудования яхт, а главное — дать будущим капитанам и рулевым хорошую навигационную и парусную практику в условиях осенних штормов. Было предложено привлечь к участию в гонке яхты и других типов с введением гандикапного зачета и учреждением специальных призов.