В прошлом году крупнейшие в Европе соревнования гоночных катеров открытого моря после трехлетнего перерыва вновь проводились на 376-километровой дистанции вдоль южного побережья Англии. Правда, теперь в регламент гонок было внесено изменение: в Торки предусматривался промежуточный финиш и 60-минутная стоянка для дозаправки топливом и устранения мелких неисправностей. По истечении часа экипажу каждого катера предоставлялось право немедленно стартовать в обратный путь — на финиш в Каусе, что расположен на о-ве Уайт в проливе Те Солент.
Это изменение вполне объяснимо. Экономические трудности на Западе заставили владельцев и конструкторов океанских гоночных катеров существенно уменьшить свои «аппетиты». Сократились дистанции гонок, уменьшились размеры катеров и мощности их двигателей. Теперь чемпионаты мира и континентов состоят из серии коротких — не более 100 миль (160 км) гонок, на прохождение которых обычно и рассчитывается емкость топливных цистерн на катерах. Переход из Кауса в Торки являлся зачетным в чемпионате Европы, поэтому претендентам на призовые места чемпионата важно было продемонстрировать хорошие результаты именно на этом далеко не легком участке маршрута.
На старт соревнований 25 августа собрались три десятка катеров. Десять из них были самыми крупными гоночными судами класса I длиной 11—12 м с двигателями, имеющими рабочий объем до 16 л; в классе II готовились стартовать 11 катеров длиной 8—11 м с двигателями объемом до 12 л; остальные 9 катеров, снабженных каютой и двигателем не мощнее 520 л. с., относились к так называемому классу «национальных крейсеров».
Безусловным предстартовым фаворитом считался экипаж алюминиевого катера «Чинзано Бьянка». Рулевым был трехкратный победитель гонок в Каусе итальянец Ренато Делла Валле. За работой двух 800-сильных бензиновых двигателей «Ламборджини» следил опытный механик Джинфранко Росси. Штурманскую прокладку вел англичанин Тим Меллери-Пратт, прекрасно знающий местную лоцию. Это трио, одержавшее победы в пяти предыдущих зачетных соревнованиях чемпионата Европы 1985 г. и обладавшее запасом в 2000 очков, было практически недосягаемо для остальных участников соревнований.
Старт гонке был дан при шквалистом ветре и короткой крутой волне, поднявшейся в Те Соленте. Катера стартовали в восточном направлении. Им предстояло сделать 25-километровую петлю в проливе, вновь пройти через стартовые ворота, а затем выйти в открытое море. Из массы соперников вперед вырвался большой катамаран «Суперкэт», но вскоре с полузатопленным корпусом он повернул к берегу. От тряски сорвало дюритовое соединение в системе охлаждения двигателя, и вода из нее заполнила корпус. Были неполадки и на других катерах. Например, на глазах у зрителей и к удовольствию многочисленных репортеров в моторном отсеке одного из «национальных крейсеров» произошел взрыв паров бензина и катер сгорел; экипаж, к счастью, удалось спасти.
Через четверть часа дюжина катеров, возглавляемая уже «Чинзано Бьянка», устремилась к выходу из пролива. Здесь их встретил свежий противный ветер и 1,5—2-метровая волна. Началась, как потом писали в газетах, «сортировка участников на настоящих мужчин и мальчиков». «Мальчики» покидали дистанцию один за другим — половина стартовавших катеров не смогла преодолеть и трети маршрута в открытом море. Отказывали двигатели, ломались угловые колонки и валы, гнулись лопасти гребных винтов, но никто не сошел из-за повреждений корпуса.
Следом за «Чинзано Бьянка» мчался катер «Нитро» с четырехвальной дизельной установкой (всего 1800 л. с.), управляемый шведом Леном Булоком и известным итальянским конструктором и гонщиком Фаббио Баззи — автором проекта «Нитро». Третьим устойчиво держался 12-метровый «Нукси», оснащенный дизелями «Изотта Фраскини» (2X750 л. с.), управляемый итальянцем Анжело Спелта.
На траверзе Портленда — примерно на полпути до Торки — «Нитро» опередил катер чемпионов. На этом участке маршрута судам, вышедшим из-под прикрытия мыса Портленд Билл, предстояло 70 км идти вне видимости берегов, пытаясь поддерживать максимальную скорость на встречной двухметровой волне.
На 115-м километре на «Нитро» сломался редуктор. Гонка для экипажа этого катера закончилась. Теперь на корме у «Чинзано Бьянка» повис «Нукси». В Торки Анжело Спелта финишировал всего на 14 секунд позже Делла Валле.
Ровно через час стоянки Делла Валле стартовал в обратный путь. Следом был готов ринуться и Анжело Спелта, но завести дизеля ему не удалось; аккумуляторные батареи оказались полностью разряженными. Их замена обошлась экипажу «Нукси» в 40 минут. А за это время на дистанцию ушли еще три катера. Спелта устремился в погоню за ними и выжимал все, что можно, из своих дизелей, благо идти на попутной волне было заметно легче. Вскоре один из соперников остановился с очередной поломкой, но догнать остальных Спелта так и не смог.
Делла Валле одержал четвертую подряд победу и досрочно обеспечил себе звание чемпиона Европы. Его средняя скорость на дистанции составила 101 км/ч. Вторым на финише был английский гонщик Тим Хилл на 12-метровом катере «Дабл ту ширтс» с дизелями «Форд Сабр» (2X500 л. с.), по рабочему объему соответствующими классу II. Сочетание довольно большого корпуса и надежных двигателей принесло успех в гонке по неспокойному морю: показав среднюю скорость 81,5 км/ч, Хилл стал победителем в своем классе. Третьим финишировал 14-метровый «Аутсайдер» с трехвальной дизельной установкой и приводом на гребные винты типа «Арнесон Драйв» (см. «КЯ» №93).