На старт прошлогодней Фастнетской гонки вышли 236 крейсерско-гоночных яхт. И хотя днем в субботу 10 августа в проливе Те Солент была отличная парусная погода — шестибалльный зюйд-ост, умеренная волна и яркое солнце, организаторы гонки и экипажи участвующих яхт подготовились к встрече со штормом, который предвещал выданный накануне прогноз.
Памятуя о трагедии, разыгравшейся во время этой гонки в Ирландском море в 1979 г. (см. «КЯ» №84), организаторы тщательно проверяли квалификацию экипажей и снабжение яхт. К старту допускались только те яхты, на которых капитан и половина экипажа участвовали ранее на этом же самом судне, по крайней мере, в двух океанских гонках. На каждой яхте должна была быть УКВ-радиостанция, при помощи которой капитан дважды в сутки должен был сообщать свои координаты. Флот участников сопровождали два корабля Королевского ВМФ. Над районом гонки, протянувшимся на 300 миль вдоль южного берега Англии — от Портсмута до скалы Фастнет в Ирландском море, патрулировали самолеты.
К утру следующего дня прогноз начал оправдываться. Ветер отошел на зюйд-вест и задул с прогрессивно растущей силой, с океана пошла высокая накатистая волна. В порты начали заходить десятки небольших яхт под глухо зарифленными парусами, для экипажей которых встречный ветер оказался слишком сильным. Одни суда (их было большинство) смогли продолжить гонку лишь под штормовыми триселями и стакселями, другие держались в полный бейдевинд под одним стакселем, стараясь избежать больших гребней, норовивших накрыть палубу сверху. В таких погодных условиях, естественно, не обошлось без поломок. Штормовой ветер располосовал 120-метровый грот из сверхпрочного кевлара на макси-яхте «Лайон оф Нью Зиланд» («Новозеландский лев»), прибывшей в Англию на старт очередного кругосветного марафона. Несколько яхт лишились рангоута. Всего в эти сутки с дистанции сошло около 100 экипажей.
Офицер Костгарда (береговая пограничная и спасательная служба в Англии) любовался 24-метровой яхтой «Драм оф Ингленд», которая неслась 10-узловым ходом всего в двух милях от берега. На яхте только что взяли четвертый риф на гроте, сменили стаксель самым маленьким, и все равно она мчалась, покрытая белой пеной, со сверкающими на солнце парусами, которые казались литыми под напором восьмибалльного ветра.
Неожиданно паруса исчезли из окуляров бинокля. Чтобы быстрее найти лодку, пограничник посмотрел поверх бинокля. На том месте, где только что раскачивалась мачта, волны перекатывались через покатое гладкое днище опрокинутой яхты. В бинокль можно было различить фигурки людей, пытавшихся вскарабкаться по скользким бортам и смываемых с них очередным валом.
Офицер бросился на пост и по радио вызвал вертолет с ближайшего аэродрома ВВС. Через четверть часа винтокрылая машина зависла над опрокинувшейся яхтой; в воду с нее спрыгнул спасатель в легководолазном снаряжении.
К этому времени »» о, днище расположились уже 18 из 24 членов экипажа яхты. Плавниковый киль отвалился и яхта перевернулась так внезапно, что шестеро человек не успели даже выпрыгнуть из коек. Им оставалось только ждать помощи извне, удерживаясь в воздушном пузыре. Стоявший на руле Фил Холланд (брат известного конструктора яхт Рона Холланда, спроектировавшего «Драм оф Ингленд») и его помощник Джон Вудерсон, наоборот, сумели среагировать так, что перебрались из кокпита на днище, даже не замочив одежды. Именно они помогли остальным подняться из воды на корпус, где все удерживались благодаря страховочному концу, заведенному из гика-шкота.
Пользуясь указаниями экипажа, легководолаз проник внутрь яхты и одного за другим извлек всех шестерых «пленников». Через полчаса последний из них уже закуривал сигарету, предложенную Холландом.
Затем началась эвакуация спасенных на берег. Вертолет мог принять на борт только четыре-пять человек, поэтому ему пришлось сделать несколько рейсов. Четырех человек сняла надувная спасательная мотолодка, подоспевшая с ближайшей береговой станции.
Что же произошло с новейшей английской яхтой, готовившейся через две недели стартовать в IV кругосветной гонке? Как выяснилось позже — после анализа закрепленной к днищу на болтах алюминиевой плиты (все, что осталось от плавникового киля весом 15,3 т!) — подвела электросварка. Киль яхты был выполнен полым из листов алюминиевого сплава, с поперечным сечением обтекаемого профиля. Его верхняя и нижняя части представляли собой плиты толщиной 20 мм, к которым приваривались боковые стенки и подкрепляющие их вертикальные диафрагмы. К нижней плите на болтах крепился свинцовый балластный фальшкиль; через верхнюю плиту проходили болты, при помощи которых вся конструкция соединялась с пластмассовым корпусом яхты.
Разрабатывая чертежи, конструкторы проверили прочность креплений, в том числе сварных швов, на самый тяжелый случай нагрузки — когда яхта лежит на борту и под действием веса фальшкиля плавник стремится оторваться от корпуса. Расчеты показали, что запас прочности сварных швов составляет 2,8, а крепежных болтов — 2,5. Казалось бы, прочности достаточно. Однако на верфи сварка была выполнена небрежно, наплавленный металл оказался пористым, основной металл верхней плиты и привариваемых к ней 10-миллиметровых стенок и диафрагм в зоне шва оказался непроверенным на должную глубину. В результате прочность сварных швов оказалась гораздо ниже, чем предполагалось по расчету (не превышала 25% расчетной). Так получилось, что на крену и при динамическом воздействии волны сварка в самом напряженном месте — у днищевой плиты — лопнула, и киль ушел на 35-метровую глубину. Экипажу «Драм оф Ингленд» оставалось утешать себя тем, что подобное не случилось во время гонки в открытом океане, за тысячи миль от ближайшей земли.
Несмотря на штормовой ветер, порой достигавший 20—22 м/с, гонка продолжалась. Своего апогея — 9 баллов — шторм достиг ночью во вторник. Для многих экипажей, уже ослабленных борьбой со стихией в предыдущие трое суток, 13 августа действительно стало несчастливым числом. Без мачт остались 12 яхт, а всего до финиша в Портсмуте не дошло 152 экипажа. Правда, обошлось без жертв. Это свидетельствует о хорошей подготовленности экипажей и своевременности принятых мер безопасности.
Первой 605-мильную дистанцию прошла 25-метровая яхта «Нирвана», установив рекорд для данного маршрута — 2 суток 12 ч 41 мин; средняя скорость составила 9,9 уз Для яхт меньших размеров гонка продолжалась до пятницы 16 августа, когда финишировала последняя яхта. Кок этой яхты получил специальный приз за то, что ему пришлось работать дольше своих коллег.
«Драм оф Ингленд» в опрокинутом положении отбуксировали в Фалмут, где установили новый киль и сделали новую мачту. Через две недели яхта вместе с 14 другими судами уже стартовала в I этапе (Портсмут — Кейптаун) кругосветной гонки.
На 32-й день плавания после жестоких штормов экипаж обнаружил, что на правом борту пластмассовая обшивка, армированная кевларом, отслаивается от заполнителя на довольно большом участке. Пришлось подкреплять борт сланями и дверцами, изменять курс на более безопасный. В таком виде «Драм» финишировал, заняв 11-е место. После основательного ремонта английские яхтсмены вышли на 11 этап гонки — до Окленда.