Для многих яхтсменов океанские гонки уже стали важнейшим видом парусного спорта, даже более важным, чем Олимпийские гонки. Океанские гонки и крейсерские плавания привлекают все больше и больше участников; сейчас их влияние на проектирование, оборудование и постройку яхт больше, чем когда-либо». — Нельзя не согласиться с этим выводом передовой статьи сентябрьского (1967 г.) номера английского журнала «Yachting World» («Яхтенный мир»). Действительно, океанские гонки стали событиями международного масштаба. Победа в них уже является вопросом спортивного престижа нации (тем более, что зачет в ряде таких гонок ведется по сумме очков, полученных яхтами, представляющими отдельные страны).
В предыдущих выпусках сборника мы рассказывали о крупнейших американских океанских гонках: Бермудской (4 вып.), Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро (6 вып.), Транстихоокеанской (9 вып.). Теперь познакомимся с важнейшими европейскими крейсерскими гонками и с наиболее интересными новыми яхтами, принявшими в них участие.
Международные крейсерские гонки в Европе проводятся по правилам Королевского океанского гоночного клуба — RORC (Англия). Коротко рассмотрим эти правила, по которым не только обмеряются все участвующие яхты, но и определяются результаты гонок с учетом гандикапа.
Надо подчеркнуть, что обмерные правила оказывают существенное влияние на архитектуру, обводы корпуса и конструкцию судов, так как ограничения этих правил закладываются в основу проекта строящихся для участия в гонках яхт.
Обмер по правилам RORC отличается от рассмотренного в 4 выпуске американского обмера ССА (Крейсерский клуб Америки). Может быть обмерена любая построенная крейсерская яхта, причем во всех случаях гоночный балл рассчитывается по одной и той же формуле RORC:
Обмерная ширина В соответствует наибольшей ширине яхты; все остальные величины — условные. Обмерная длина L замеряется между носовым поперечным сечением корпуса, в котором высота надводного борта равна половине охвата шпангоута (т. е. условного пери-метра поперечного сечения, замеряемого цепочкой), и кормовым сечением, где надводный борт на ⅛В меньше половины охвата (так учитывается увеличение фактической длины яхты по ватерлинии при крене, которое зависит от полноты и длины свесов оконечностей). Для расчета глубины трюма D, косвенным образом характеризующей полноту подводной части судна, т. е. его водоизмещение, замеряют расстояние от ватерлинии до внутренней кромки обшивки в двух местах — на миделе (на ¼В от ДП) и в носовой четверти корпуса (на ¼В от ДП).
Обмерная площадь парусности S складывается из площади грота, переднего парусного треугольника и бизани (при двухмачтовом вооружении). Площадь Генуи, выходящая за пределы переднего парусного треугольника, в обмерную площадь парусности не включается, так же как и площадь «серпа» грота. Так как паруса с большим аэродинамическим удлинением (высокие и узкие) более эффективны на лавировке, чем широкие, вводится поправка на удлинение. Кроме того, существует ряд ограничений размеров рангоута и парусов (например, длины спинакергика, размеров спинакера, длины нижней шкаторины стакселя, длины и числа лат и т. п.), превышение которых учитывается соответствующей добавкой к площади парусности.
Поправка s учитывает влияние остойчивости на ходовые качества яхты. Если корпус имеет облегченную Конструкцию, а мачта изготовлена из легкого сплава, гоночный балл увеличивается. Наоборот, если фальшкиль на яхте легкий (чугунный, а не свинцовый), установлен вспомогательный двигатель, а корпус сварен из стали, балл уменьшается.
Штраф t (добавка к гоночному баллу) дается в случае превышения осадки яхты сверх предела Тmax = 0,16LWL + 0,61 м, Наоборот, если осадка меньше 0,8Тmax, яхта получает отрицательную поправку к S.
Поправка на гребной винт ω учитывает сопротивление винта при ходе под парусами в зависимости от его диаметра, числа лопастей и типа установки.
По величине гоночного балла (которая близка к длине яхты по ватерлинии) рассчитывается гандикап — поправка на время прохождения яхтой гоночной дистанции. Исправленное время получается путем умножения истинного времени, затраченного яхтой на прохождение дистанции, на коэффициент:
где R — балл в футах.
Места яхт определяются уже по исправленному времени, а не по фактическому порядку на финише.
По величине гоночного балла все яхты, участвующие в гонках, обычно делят на стартовые группы (или классы): класс I с гоночным баллом R=29÷70 футов; класс II(a) R=25÷29; II(в) R=22,5÷25; класс III(a) R=21÷22,5; III(в) R=19÷21. Благодаря этому результаты получаются более объективными, гонки становятся более интересными, увеличивается количество призов.
RORC предъявляет ряд требований к оборудованию и снабжению яхт, обеспечивающих безопасность в море. Так, все суда должны иметь навигационные огни, штормовые паруса, леерное ограждение, спасательные жилеты, страховочные пояса, спасательные плоты, средства аварийной сигнализации, радиолокационные отражатели, огнетушители, аптечки, аварийный запас (10 л) питьевой воды и т. п. В случае невыполнения любого из этих требований яхта не допускается на гонку.
Теперь о самих гонках. Центральным событием морского парусного спорта прошлого года в Европе стала очередная парусная неделя в Каусе (Англия). К этой неделе были приурочены ставшие уже традиционными гонки крейсерских яхт на Адмиральский кубок — переходящий приз, учрежденный RORC за лучшие командные результаты в серии из четырех гонок. Первый матч состоялся еще в 1957 г. между английскими и американскими яхтами, причем кубок завоевали англичане. В последующие годы (гонки стали проводиться регулярно — через 2 года) число стран-участниц постоянно увеличивалось и в июле 1967 г. в Каусе собрались яхты, представляющие уже девять стран: Англию, Австралию, Голландию, Ирландию, Испанию, США, Финляндию, Францию и ФРГ.
Согласно положению, каждая страна может выставить не более трех яхт длиной по КВЛ не менее 9,15 м (т. е. классов I и II RORC), поэтому посылке яхт в Англию обычно предшествуют отборочные гонки в каждой из стран-участниц. Интересно подчеркнуть, что в гонках Кубка участвует множество и других яхт, кроме официально допущенных, но зачет ведется только по «адмиральским» яхтам, а все остальные претендентками на кубок не являются. Так, на старт первой гонки 28 июля 1967 г. вышли 102 яхты, но среди них только 26 боролись за то, чтобы Адмиральский кубок попал в их страну.
Дистанция этой гонки, называемой Чэнл рэйс, проходит от Кауса вдоль английского побережья до плавучего маяка Роял Соверен, затем через Ла Манш до плавмаяка французского порта Гавр и обратно в Каус. В очень сложной обстановке в условиях переменных ветров, частых туманов, коварных приливно-отливных течений и оживленного судоходства яхты должны пройти 225 миль.
На этот раз преобладали ветры юго-западной четверти силой 3—5 баллов. С начала и до конца гонки уверенно лидировал француз Эрик Табарли на яхте «Пан Дюик III»; пройдя дистанцию за 31 час 14 мин, эта яхта показала и лучшее исправленное время. На 1,5 часа позже финишировал Г. Шуман (ФРГ) на новой яхте «Рубин», еще через час — австралиец Кричтон-Браун на шлюпе «Баландра». Все эти яхты класса I оспаривали Адмиральский кубок.
По командному зачету победу в первой гонке одержали австралийцы, так как две другие их яхты — «Мерседес-III» и «Капрайс» — заняли 1 и 2-е места в классе II(a). В классе II(в) лучшими также оказались «адмиральские» яхты «Раббит-II» (капитан Р. Картер, США) и «Зеезот ван Веер» (Дирнс, Голландия). Не повезло американцам: «Фигаро-IV» ночью зацепила винтом рыбачью сеть и буксировала ее в течение 12 часов; неудачно выступил победитель Бермудской и Трансатлантической гонок 1966 г. Т. Лирсон на яхте «Сандербед» типа «Калифорния-40» (в классе I он финишировал лишь 9-м).
Две следующие гонки серии Адмиральского кубка проводились одна на Кубок Британии, а другая на переходящий кубок Нью-йоркского яхт-клуба — на круговой 30-мильной дистанции в заливе Солент. В первой из этих гонок австралийцы закрепили свое командное лидерство, правда, в основном благодаря капризам погоды: в середине гонки, которую снова вел Табарли, ветер стих, но часть яхт и среди них две австралийские попали в благоприятное течение. Первым закончил гонку Р. Картер, однако его дисквалифицировали по протесту французов за неправильное огибание знака. В результате «Мерседес» и «Капрайс» заняли соответственно 1 и 3-е места (английские яхты «Файябрэнд» и «Норуема-V» — 2 и 4-е).
В следующей гонке первой среди «адмиральских» яхт была «Рэббит», второй — «Файябрэнд», но три следующих места заняли австралийцы. Таким образом, к последней и решающей океанской Фастнетской гонке австралийская команда пришла с наибольшим количеством зачетных очков. Кстати, сыграла роль и такая тонкость. За 1-е место в гонках по круговой дистанции яхта получает ровно столько очков, сколько яхт заявлено на розыгрыш кубка (в данном случае 27), а последующие места оцениваются каждое на очко меньше предыдущего. Очки в Чэнл рэйс удваиваются (т. е. первой яхте насчитывается 54 очка), а в Фастнетской гонке даже утраиваются (81 очко).
Фастнет — самая длинная европейская океанская гонка (605 миль), неизменно привлекающая большое число яхтсменов как из Европы, так и из-за океана. В субботу 5 августа, старт взяли 147 яхт. Легкий юго-западный ветер позволял после старта выбирать любой путь — проливом, между островом и берегом Англии, или длинным правым галсом в Ла Манш. Хотя при первом варианте приходится преодолевать приливное течение, большинство яхт класса I, ведомое снова «Пан Дюиком» избрало именно этот путь.
Первые сутки дул слабый ветер; особенно не везло яхтам, идущим вдоль берега — ночью здесь стоял почти полный штиль. Те, что шли мористее, все же имел и ветер, и к утру в воскресенье прошли траверз мысе Лизард. Ветер к этому времени начал усиливаться, с океана пошла накатистая волна; ожидалось дальнейшее усиление ветра. К полуночи крупные яхты миновали риф Семь камней и пошли в галфвинд при 6—7 баллах прямо на маяк Фастнет. Управление судами на большой боковой волне — дело очень тяжелое. Экипажи стали менять на ночь спинакеры и генуэзские стакселя. Начались аварии и поломки. На «Норуеме-V» разорвало в клочья спинакер. На «Файябрэнд» соскочил с баллера сектор и команда потратила много времени на изготовление аварийного румпеля.
В 6.20 в понедельник 27-метровая французская яхта «Гитана» первой обогнула скалу Фастнет. «Пан Дюик» отстал от нее на 4 часа; после них на обратный курс легли «Рубин» и «Фигаро». Из яхт класса II первым подошел к скале (через 16 часов после «Гитаны») «Капрайс». К полудню ветер начал стихать. Только что обогнувшие Фастнет яхты классов II и III заштилели почти на 6 часов, в то время как лидеры со свежим ветром уже приближались к скале Бишопа.
Роковая случайность: на гроте «Гитаны» оторвалась фаловая доска, а из-за сильной качки нельзя было послать на 30-метровую высоту человека, чтобы достать грота-фал. Благодаря этому «Пан Дюик» вышел вперед и через 87 час. 45 мин. после старта финишировал. У этой яхты снова оказалось лучшее исправленное время (78.39.19). 2-е место в классе I заняла «Фигаро-IV», 3-е — «Баландра». Снова «адмиральские» яхты подтвердили свою репутацию лучших судов. В классе II(a) они во главе с «Мерседес», «Капрайс» и «Файябрэнд» заняли первые 7 мест. В классе II(в) «Рэббит» был вторым, голландская яхта «Тоннерре де Брескенс» — третьей.
По сумме очков, начисленных яхтам страны за все четыре гонки, Адмиральский кубок выиграла австралийская команда (495), на втором месте была Англия (388), затем США (358) и Франция (351). Вместе с потерей Адмиральского кубка английским яхтсменам пришлось пережить еще и то, что 12 из 13 призов за Фастнетскую гонку достались зарубежным яхтсменам (один приз удалось взять потому, что согласно положению о гонке он может быть вручен только английской команде).
Познакомимся теперь с наиболее интересными яхтами, участвовавшими в этих гонках (см. таблицу). Прежде всего — с «Пан Дюиком III», который не только выиграл обе крейсерские гонки серии Адмиральского кубка, но и вообще оказался исключительно результативной яхтой в своем классе. Яхта была спущена на воду 3 июня 1967 г. и уже через неделю приняла участие в отборочных гонках французских претендентов на Адмиральский кубок, После этого Табарли выиграл 235-мильную гонку на Моргановский кубок в Англии и успел совершить поход на Готланд, а завершил сезон Двумя победами в гонках Плимут — Ля Рошель и Ля Рошель — Бенодет. Это — отличные результаты, если Учесть, что проектировалась яхта в основном для участия в Трансатлантической гонке одиночек 1968 г.
Как и во многих других французских проектах, в конструкции «Пан Дюика» применено немало оригинальных решений, выделяющих эту яхту среди традиционных по устройству судов, особенно характерных для английского судостроения. Легкий 17-метровый корпус с двойной скулой сварен в основном из плоских листов алюминиевого сплава (о некоторых деталях конструкции корпуса яхты уже сообщалось в 12 выпуске). Вес (2850 кг) и смоченная поверхность корпуса сведены до минимума. Водоизмещение всего 13,4 т, из них 6,3 т весит фальшкиль, закрепленный на плавнике из 80-миллиметрового алюминиевого листа. Как показали испытания модели, а затем и натурного судна, острые скулы практически не снижают ходкости яхты. Обводы корпуса хорошо сбалансированы в продольном направлении; корма яхты очень узка и киль поднимается у транца не слишком высоко над ватерлинией.
Рассчитывая на плавание в одиночку, Табарли вооружил свою яхту стаксельной шхуной. При таком варианте благодаря разделению площади парусности управление яхтой облегчается, всегда можно подобрать комбинацию парусов, наиболее подходящую к условиям ветра. В слабый ветер, например, поставив геную и «рыбачий» фок (огромный парус, занимающий все междумачтовое пространство, с уишбоном у верхней шкаторины), можно увеличить парусность до 300 м2. В гонках на Адмиральский кубок Табарли заменил этот большой парус обычным гротом со сквозными латами — более удобным для гонок на сравнительно небольших дистанциях.
Несмотря на явно выраженные элементы скоростного судна, гоночный балл «Пан Дюика» оказался достаточно низким — всего 10,9 м. Яхтсмены и конструкторы, ознакомившись с «Пан Дюиком», вынуждены были признать яхту «эффективной гоночной машиной», дальнейшие успехи которой наверняка заставят пересмотреть некоторые пункты правил обмера. Кстати, «Пан Дюик» демонстрировался на Ежегодной национальной выставке в Париже, что красноречиво свидетельствует о признании достижений яхтенных конструкторов.
О самой результативной яхте Адмиральского кубка — австралийской «Мерседес-III» известно очень мало, так как она только что построена по проекту своего владельца Е. Кауфмана. Эта сравнительно тяжелая яхта с традиционными обводами и длинной килевой линией вооружена шлюпом с топовым стакселем.
Другая успешно выступившая австралийская яхта — «Баландра» на 3 м короче «Пан Дюика», но на целую тонну тяжелее и несет парусов почти на 60 м2 меньше. Естественно, что по абсолютной скорости она существенно проигрывает «Пан Дюику»: например, в Фастнетской гонке она финишировала на 10 часов позже него (с учетом гандикапа эта разница уменьшилась вдвое). «Беландра» построен по проекту известного английского конструктора Николсона специально для океанских гонок. Это высокобортная гладкопалубная яхта с короткой рубкой в кормовой час+й. Характёрна прямая, без седловатости, палуба, обеспечивающая достаточную высоту внутренних помещений без обычной длинной рубки — тронка. Линии борта придана седловатость за счет фальшборта, высота которого у форштевня достигает 500 мм. Корпус, построенный из дерева, имееи очень прочный и тяжелый набор. Яхта оборудована 8 постоянными и 1 подвесной койкой; запас пресной воды составляет 225 л, топлива для двигателя мощностью 36 л. с. — 90 л.
В проекте «Норуемы-V», построенной в начале 1967 г. специально для борьбы за Адмиральский кубок, Николсон отдал уже большую дань современным тенденциям. По сравнению с «Баландрой», изменена форма киля (кормовая часть дейдвуда оттянута назад, в поперечном сечении фальшкиль заострен книзу); руль установлен на плавнике отдельно от киля. Характерно более носовое (и следовательно, более низкое) положение дизеля. Сосредоточение наиболее тяжелого оборудования (и мачты) у миделя уменьшает размахи килевой качки, снижающие скорость яхты. Однако существенных изменений в конструкции корпуса, по-видимому, сделано не было, поэтому водоизмещение яхты так же велико, как и у «Баландры». На поперечном сечении можно заметить, что обводы по шпангоутам близки к острому треугольнику, вследствие чего для обеспечения остойчивости требуется фальшкиль большего веса, чем на многих современных яхтах с более крутой скулой.
Следует отметить рациональное устройство кокпита, разделенного на две части — для рулевого и команды. Гика-шкот крепится на погоне, что улучшает работу паруса. Основную часть парусности составляют стакселя; грот невелик и имеет большое удлинение (соотношение длины передней и нижней шкаторин 3,1) Длина нижней шкаторины самой большой генуи составляет 9,5 м.
«Норуема» выступала с английским экипажем и в Чэнл Рэйс заняла 5-е место, в Фастнете — 13-е. В гонке Плимут — Ля Рошель экипаж «Норуемы» занял 2-е место (после «Пан Дюика»).
К Адмиральскому кубку 1967 г. на западногерманской верфи «Абекинг и Расмуссен» была спущена яхта «Рубин», построенная по проекту Спаркмена и Стефенса. В обводах этой яхты нашли отражение результаты исследовательских работ с корпусами «двенадцатиметровиков». Короткий киль снабжен закрылком (элероном); руль с вертикальным баллером закреплен не плавнике отдельно от киля; вспомогательный двигатель размещен на миделе; мачта установлена на 48% длины яхты от форштевня. Основные данные этой яхты; длина наибольшая 15,88 м, по КВЛ 11,28 м; ширина 3,87 м; осадка 2,40 м; обмерная площадь парусности (шлюп) — 96,2 м2.
Как уже отмечалось, выступление американской яхты «Сандербед» в европейских водах было неудачным, хотя в США яхты этого типа («Калифорния-40») неизменно открывают итоговые таблицы многих гонок.
Очевидно, обмер по английской формуле RORC для таких яхт менее выгоден, чем по правилам ССА. Легко заметить, что носовые и кормовые шпангоуты «Калифорнии-40» более полные, чем европейских яхт такой же длины. Это увеличивает обмерную длину L, а малая осадка в обмерных сечениях уменьшает глубину трюма D в формуле RORC. Эта пластмассовая яхта на 3 т легче деревянной при той же длине по КВЛ (например, «Файябрэнд») и имеет меньшую смоченную поверхность при почти одинаковой парусности (описание и чертежи яхты опубликованы в 9 выпуске). Короткий плавниковый киль создает большую силу сопротивления дрейфу на единицу площади.