Местом проведения юбилейных соревнований был избран Ленинград — родина нашего парусного спорта. Здесь в Центральном яхт-клубе ДСО «Труд», где к моменту соревнований было закончено строительство двух новых оборудованных гаваней с бетонными и гранитными набережными и отличным стометровым бетонным швертботным слипом, разместилось большинство участвующих судов. В восточной части Невской губы были размечены две круговые олимпийские дистанции диаметром 2,0 мили для килевых яхт и 1,5 мили для швертботов.
Первенство разыгрывалось в пяти олимпийских классах — «R5,5», «Дракон», «Звездный», «Летучий Голландец» и «Финн». Гонки проходили с 23 по 30 июля. Жаркая погода со слабыми, переменных направлений ветрами продержалась до самого конца соревнований. Часто из-за штиля приходилось подолгу откладывать старт, а иногда гонки вообще отменялись. Так, в шестой гонке в классе «Дракон» заслуженный мастер спорта Е. Канский опередил своих конкурентов более чем на милю, но все же не сумел уложиться в контрольное время, и гонка не была зачтена. А в шестой гонке для «звездников» лидирующему Б. Мирохину нехватило до финиша всего трех-четырех минут. Только «летучие голландцы» сумели провести все семь гонок. В классе «Дракон» состоялось только пять гонок, в остальных — по шесть.
В этих трудных, необычных для Ленинграда условиях решающее значение приобрели выдержка, крепкие нервы и воля к победе. Именно эти качества и продемонстрировали чемпионы Спартакиады. Москвич К- Александров в классе «R5,5» ни разу не спустился ниже четвертого Жеста и дважды пришел первым. Отличные результаты показал латыш О. Кронберг, впервые выступающий в столь ответственных соревнованиях. Он проиграл победителю менее двухсот очков.
Ленинградец В. Горлов неудачно провел первые две гонки и в результате не вошел даже в первую тройку.
В классе «Дракон» впервые звание чемпиона завоевал российский яхтсмен Д. Рогачев. Заняв всего лишь девятое место в первой гонке, Рогачев показал в дальнейшем незаурядное мастерство, финишировав дважды первым и дважды третьим. Очень удачно выступил литовец Б. Жумбакис. Не располагая первоклассной материальной частью, он все же оставил позади сильнейших гонщиков страны и стал серебряным призером. Эстонец Э. Кирсипуу сумел подтвердить свой прошлогодний результат, завоевав бронзовую медаль. Наши заслуженные асы в этом классе — Ю. Шаврин, В. По-пель и Е. Канский, по-видимому, увлеченные борьбой между собой, недооценили возможностей призеров и в результате довольствовались 4—7 местами.
Блестяще выступил на «Летучем Голландце» представитель эстонской команды В. Князев. Он более чем на 1200 очков оторвался от серебряного призера А. Рвалова (РСФСР) и на 2000 с лишним очков от занявшего третье место москвича Р. Новодережника. На Спартакиаде В. Князев был по существу вне конкуренции.
Твердую волю, выдержку и умение вести борьбу в любых условиях вновь продемонстрировал на «Финне» украинец В. Манкин, подтвердивший звание сильнейшего в Союзе. Вторым стал представитель Эстонии В. Дырдыра. Молодой ленинградский яхтсмен А. Балашов завоевал бронзовую медаль.
В «Звездном» классе победителем стал москвич Б. Будников.
Информация об изображении
Чемпион Союза 1967 г. и серебряный призер мирового чемпионата в классе Финн В. Манкин
Среди предполагаемых претендентов на призовые места в командном первенстве первой называли команду Москвы, затем РСФСР, Ленинграда и Эстонии. Однако победа досталась эстонцам. В их команде лишь один — Б. Князев — стал чемпионом Спартакиады, зато в классах «R5,5», «Дракон» и «Финн» все представители команды стали призерами. Лишь в «Звездном» классе эстонцы заняли только четвертое место. Таких результатов не смогла добиться очень сильная команда Москвы, в которой оказалось два чемпиона, но зато и два спортсмена, занявших седьмые места. Команда РСФСР даже без своих сильнейших рулевых Ю. Анисимова («Дракон») и В. Скачкова («Звездный») сумела оставить позади себя ленинградцев, у которых трое рулевых были из сборной команды СССР. Правда, их материальное оснащение (паруса) уступало командам — призерам Спартакиады, но вряд ли это объясняет четвертое место В. Горлова («R5,5») и пятое — В. Попеля («Дракон»).
Чемпион Союза 1967 г. и серебряный призер мирового чемпионата в классе Финн В. Манкин
Представленные яхты продемонстрировали возросшую культуру производства наших верфей. Однако в конструкции яхт класса «R 5,5» существенных сдвигов незаметно. Спора нет, яхты, созданные А. Тетсманом, Б. Мирохиным и другими, успешно конкурируют с яхтами А. Киселева, но все же с момента созданий «Киселевской пятерки» прошло уже 6 лет.
Не получили пока признания и пластмассовые «Финны» Таллинской верфи. По ходовым качествам они уступают «Финнам», построенным из дерева, да и в самой конструкции есть существенные недостатки.
Паруса, представленные на Спартакиаде, в общем производили хорошее впечатление. Большинство гонщиков явно отдало предпочтение отличным парусам эстонских мастеров А. Чучелова и Р. Кумари. Ленинградская судоверфь не смогла продемонстрировать своей продукции из-за отсутствия у нее дакрона.
Отрадным было выступление нашей молодежи — О. Кронберга из Латвии в классе «R5,5», Д. Рогачева из РСФСР в классе «Дракон», В. Барулько из Украины в «летучих голландцах» и ленинградца А. Балашова в «Финнах». Достойное пополнение для нашей сборной!
Одновременно Спартакиада позволила выявить и ряд существенных недостатков в положениях о соревновании. Первый и основной недостаток — обязательный состав команды. Ведь ни для кого не секрет, что в ряде республик и городов культивируются, в зависимости от местных условий, либо только швертботы, либо килевые яхты. Но особенно это касается классов килевых яхт. Например, такие сложные и дорогие классы, как «R5,5» не культивируются в большинстве республик (их нет даже в Литве, имеющей выход на море). И если, бы не многократный чемпион СССР К. Александров, то весьма возможно, что и Москва не имела бы яхт этого класса. Поэтому вряд ли целесообразно требовать развития класса «R5,5» в наших среднеазиатских Республиках, где парус лишь зарождается. Обидно, что в Спартакиаде народов СССР совсем не были представлены наши национальные классы, особенно такой популярный класс, как швертбот «М».
Эти ограничения привели еще и к тому, что ряд сильнейших рулевых страны остался за бортом такого ответственного соревнования; законную обиду высказали и наши женщины-яхтсменки.
До следующей Спартакиады еще четыре года, но хотелось бы уже сейчас предложить внести некоторые изменения в положения о соревновании. Прежде всего, следует добавить все «неолимпийские» классы — швертботы «М» и катамараны «В», включить в состав женские экипажи на «Драконах» и «эмках». Однако одновременно нужно изменить и общекомандный зачет, сделав зачетными из девяти классов лишь пять-шесть мужских экипажей и один женский, по выбору самих команд. Это позволит республикам выступать лишь в тех классах, которые они культивируют и, безусловно, уравняет их шансы на победу.
Общий количественный состав команды возрастет, но с этим можно мириться, если учесть, что в то время не будет проводиться чемпионат СССР по «неолимпийским» классам яхт. Следует, очевидно, согласиться с предложением ленинградца В. Обухова: на следующей Спартакиаде разрешить выступление лишь под парусами из отечественных тканей. Это опять-таки уравняет шансы всех команд, сбережет дефицитный импортный дакрон для сборной команды страны, а самое главное — может быть, заставит нашу текстильную промышленность ускорить массовое производство синтетических парусных тканей.
Личные результаты призеров IV Спартакиады народов СССР
Класс «R5,5»: 1 — К. Александров (Москва), 4355; 2 — О. Кронберг (Латвия), 4679; 3 — М. Бобрицкий (Эстония), 4059; 4 — В. Горлов (Ленинград), 3600; 5 — В. Листопадов (РСФСР), 3311; 6 — А. Головачев (Украина), 3214.
«Дракон». 1 — Рогачев (РСФСР), 4034; 2 — Б. Жумбакис (Литва), 3064; 3 — Э. Кирсипуу (Эстония), 3006; 4 — Е. Канский (Латвия), 2967; 5 — В. Попель (Ленинград), 2909; 6 — М. Демидов (Казахск.), 2432.
«Звездный». 1 — Б. Будников (Москва), 5031; 2 — Б. Мирокин (Ленинград), 4855; 3 — А. Шелковников (РСФСР), 3901; 4 — Э. Метсар (Эстония), 3536; 5 — О. Зиле (Латвия), 3457; 6 — Р. Сахно (Украина), 3232.
«Летучий голландец». 1 — Б. Князев (Эстония), 6880; 2 — Л. Рвалов (РСФСР), 5625; 3 — В. Борулько (Украина), 4773; 4 — Р. Новодережкин (Москва), 4722; 5 — А. Коновалов (Ленинград), 3653; 6 — Ю. Кливе (Латвия), 2655.
«Финн». 1 — В. Манкин (Украина), 5031; 2 — В. Дырдыра (Эстония), 4378; 3 — А. Балашов (Ленинград), 4135; 4 — В. Гурьянов (РСФСР), 3767; 5 — Р. Бердаш (Латвия), 3457; 6 — В. Козлов (Москва), 3332.