Швертбот-двойка «5-0-5» — один из новейших международных классов. Очень легкий пластмассовый корпус (100 кг при длине 5,05 м) и большая площадь парусности (16,5 м2) делают управление такой яхтой очень трудным. От яхтсмена требуются не только высокое мастерство и воля к победе, но и соответствующая физическая подготовка и достаточный опыт плавания на яхтах именно этого класса. При сильном ветре легкие глиссирующие швертботы «5-0-5» развивают скорость до 15 узл.
Гонки в этом классе — всегда событие; их с нетерпением ожидают любители парусного спорта.
В марте 1966 г. в Австралии состоялись уже 11-е гонки на первенство мира в классе «5-0-5». По мнению многих наблюдателей, они были гораздо интереснее всех предыдущих мировых чемпионатов. Во всяком случае, трудно представить более разнообразные условия погоды, чем те, в которых проходили эти австралийские гонки — от легчайшего бриза до ураганного ветра скоростью 35 узл.
Старт первой гонки был дан 19 марта у яхт-клуба «Брайтон энд Сиклифф» на берегу залива Св. Винсента (в 10 милях от Аделаиды — крупного порта на южном побережье). Стартовало 6В участников из 14 стран.
Солнечная, почти безветренная погода. Безжизненно висят спинакеры. Яхты идут одной тесной группой; кажется, что ни одно судно не доберется до конца дистанции за контрольное время — 5 часов. Внезапно — легкий юго-западный бриз. Датчанин Пауль Эльвстрем, который все это время стоял на носу судна, чтобы по появлению ряби на воде сразу уловить малейшее усиление ветра, мгновенно вырвался вперед. Дважды чемпион мира в классе «5-0-5» (1957 и 1958 гг.) и четырежды золотой призер Олимпийских гонок в классе «Финн», Эльвстрем впервые выступал в серьезных международных соревнованиях после длительного перерыва, что не помешало ему финишировать первым. Он шел на спроектированной и построенной им самим яхте «Трапиз Динги». За Эльвстремом по пятам следовал австралиец Джон Къюнио — восьмикратный победитель австралийских национальных гонок в классе «Шарли», только-что выигравший первенство Австралии в классе «5-0-5». В таком порядке они и закончили дистанцию.
На следующий день (воскресенье) погода резко изменилась. Утром на побережье обрушился циклон. Ураганной силы ветер разбил о берег пять яхт; одна из них, перед тем, как грохнуться на землю, взвилась в воздух на три с лишним метра!
Гонки, происходившие при бешеном западном ветре, долгое время вел бывший чемпион Австралии в классе «Летучий Голландец» и запасной австралийской команды на Олимлийских играх в Токио Джим Харди, преследуемый Эльвст-ремом. Вдруг стремительный порыв ветра сломал гик на яхте Харди. Победитель — опять Эльвстрем. Во время этой сумасшедшей гонки большинство яхт перевернулось минимум по разу. Дистанцию закончили только 24 судна.
В понедельник утром взбесившийся ветер сорвал с трейлера яхту участника гонок австралийца Чарлза Найкола и обрушил ее на высоковольтную линию, порвав провода и вызвав фейерверк искр. Море неистовствовало. Устроители соревнований приняли решение прервать гонки на один день.
Во вторник небо немного прояснилось, и ветер слегка поутих, но многие суда опять совершили «поворот оверкиль». Среди них была и яхта Эльвстрема — впервые в спортивной жизни этого прославленного яхтсмена. Гонку выиграл Къюнио, обойдя Джима Харди, который пришел вторым.
Среда. Ветер слабеет. На этот раз уже Харди обходит Къюнио, оставляя его на втором месте. Эльвстрем приходит девятым.
Пятую гонку (в четверг) первым закончил англичанин Ларри Маркс. За ним, с небольшими интервалами, подошли Къюнио, Эльвстрем и Харди.
Наконец, заключительная гонка. В момент старта погода, как по заказу, солнечная, с легким переменным ветром. Все маневры производятся очень легко и чисто. Ведет опять Эльвстрем. Ветер постепенно усиливается до 14 узл. Эльвстрем висит на трапеции. Будучи тяжелее своего молодого шкотового Мэлколма Пирсона, он расположил трапецию сильно в корму и помогал держать натянутой переднюю шкаторину стакселя. У Эльвстрема все шансы стать чемпионом мира. Харди, чтобы выиграть первенство, необходимо придти вторым, а Къюнио — пятым, но Эльвстрем спокоен: Харди идет 18-м, а Къюнио — где-то далеко позади — 23-м.
Началось последнее колено дистанции, последний участок лавировки длиной несколько сот метров. Драматический финал! Къюнио стремительно вырывается вперед и, обгоняя яхту за яхтой, неуклонно приближается к заветному пятому месту. Не менее упорно рвется к победе и Харди, с каждой минутой нагоняя лидеров. Не менее упорно, но более успешно: он обходит следующую за «Трапиз Динги» яхту «Тэйлор Мэйд» австралийца Боба, Лэньена и все-теки приходит вторым, всего на 26 секунд отстав от Эльвстрема, который, стоя в лодке, приветствует Харди криком «Молодец!».
Къюнио приходит... шестым, отстав всего лишь на одно судно. Но и третье место в такой трудной гонке — отличный результат!
Победителей ожидают на берегу ликующие зрители. Джима Харди и его шкотового Макса Витнела, закутанных в сплетенные из водорослей «костюмы Нептуна», втаскивают на постамент, установленный на линии прибоя. Затем толпа выволакивает их яхту «Блэк Ботл» на сушу, не убирая грота, поднимает ее и несет вместе с новыми чемпионами метров сто до здания яхт-клуба.
Результаты гонок заставляют усомниться в разумности новой Олимпийской системы зачета очков: ведь Эльвстрем победил Харди в 4 гонках из 61 По старой Олимпийской системе зачета он был бы впереди Харди на 127 очков. Занятые им места распределились по гонкам так: 1-1-7-9-3-1; результат Харди: 30-2-2-1-4-2; результат Къюнио: 2-63-1-2-2-6. Но Харди, безусловно, одержал заслуженную победу. Проживая в Сиднее, где гонки «5-0-5» не в почете, он не имел возможности участвовать в соревнованиях этого класса перед мировым чемпионатом, что ставило его в невыгодное положение по сравнению с Эльвстремом, Къюнио и другими.
Четвертое место занял Ларри Маркс, пятое — австралиец Дэглейш. Победители прошлогоднего первенства англичане братья Фэррэнт оказались на шестом месте; на седьмом — француз М. Буффе.