Летом этого года все лучшие яхтсмены Советского Союза опять собрались в Таллине — здесь с 17 по 26 июня проводилась XVIII Балтийская парусная регата. В регате приняли участие и зарубежные гости: четыре «Дракона», два «Звездника» и два «Летучих Голландца» из ГДР, четыре «Дракона» из Финляндии, три «Финна» из Болгарии, два «Финна» и один «Летучий Голландец» из Венгрии, два «Дракона» и один «Звездник» из Польши и три «Звездника» из Румынии.
По отдельным классам в соревнованиях приняли участие 19 яхт 5,5-метрового класса, 46 «Драконов», 21 «Звездник», 32 «Летучих Голландца», 47 «Финнов», 8 катамаранов, 4 крейсерские яхты класса «Л6» и 4 крейсерские яхты, обмеряемые по формуле RORC.
Гонки для судов олимпийских классов и катамаранов проводились на олимпийской дистанции; крейсерские яхты соревновались в трех дистанционных гонках со стартом и финишем в Таллинском заливе.
В отличие от условий прошлогодней регаты, участникам было предоставлено право выступать с любой материальной частью. Но основным отличием регаты 1966 года были неблагоприятные условия погоды — за все время гонок ветер не превышал трех баллов, а температура воздуха не опускалась ниже 22° С — небывалое явление для балтийского лета. Причем ветер был особенно неустойчивый, что причиняло много неудобств — не часто случается, что на соревнованиях яхты идут под спинакерами параллельными встречными курсами, как это было в последней, седьмой гонке.
Решающую роль в таких условиях стало играть тактическое и техническое мастерство самих гонщиков.
Класс «5,5» R. Здесь победу одержал лидер XVIII Черноморской регаты опытнейший гонщик москвич К. Александров. Начались гонки для Александрова неудачно. Впервые в нашей практике на Черноморской и Балтийской регатах при фальшстартах не применяли отзывные номера, а просто подавали звуковой сигнал. Стартовавший преждевременно гонщик сам должен был отгадать свой фальшстарт и вернуться. Этого в первой гонке Александров не сделал и, хотя и кончил трудную 5-часовую гонку при штилевой погоде третьим, не получил ценных для него очков.
Выиграл первую гонку с большим преимуществом ленинградец С. Малыгин на новой яхте конструкции Б. В. Ми-рохина. Но закрепить свой успех в дальнейших гонках Малыгину не удалось, и в итоге он занял только пятое место. Судить о достоинствах его новой яхты по итогам Балтийской регаты еще нельзя — слишком однообразными были условия соревнований. Все же бросилось в глаза, что, хорошо лавируя, яхта проигрывает на попутных курсах.
Лидеры менялись от гонки к гонке — Малыгин — Горлов — Бобрицкий, и, наконец, выиграв две последние гонки, вперед вышел Александров. Ленинградец В. Горлов занял второе место, М. Бобрицкий (Таллин) — третье.
Класс «Дракон». В этом классе удачнее всех выступили германские яхтсмены, занявшие 1, 3, 4 и 7 места. Лидером стал К. Далли, выигравший две первые гонки. Продолжая и в дальнейшем выступать очень ровно, он добился заслуженной победы.
Неудачно начал регату самый известный из немецких яхтсменов — серебряный призер Токийских олимпийских игр П. Арендт, который после трех гонок оказался в третьей десятке. Успешное выступление в остальных четырех гонках обеспечило ему в итоге третье место. Похвалы заслуживает еще один экипаж из ГДР во главе с рулевым Р. Шварцом, удачно выступивший в новом для себя классе — в прошлом году Шварц и шкотовый Херманн были среди сильнейших гонщиков Европы в классе «Финн».
Из наших гонщиков с лучшей стороны показали себя опытный рижанин Е. Канский и молодой Ю. Анисимов из Архангельска.
Ниже своих возможностей на этот раз выступали члены сборной команды СССР Ю. Шаврин (6 место) и особенно В. Поппель (11 место).
Класс «Звездный». Условия этой регаты больше всего пришлись по душе ленинградцу В. Васильеву, и, наверное, меньше всех радовался погоде Т. Пинегин (Москва). Ведь давно известно, что Васильев выступает удачно в слабую погоду; Пинегин же, наоборот, предпочитает сильный ветер. Начало регаты подтвердило это положение: Васильев сразу вышел в лидеры, выиграв четыре гонки из пяти и один раз финишировав вторым. После пяти гонок, он, по мнению всех участников, уже обеспечил себе первое место — ведь не может случиться, чтобы такой опытный яхтсмен в двух последних гонках получил нули! Но невозможное все-таки случилось. Нарушив в обеих гонках правила соревнований, Васильев в шестой гонке был дисквалифицирован, а в седьмой сам сошел с дистанции. Только то обстоятельство, что Пинегин в последней гонке финишировал пятым, помогло Васильеву сохранить первое место. Остальные участники в этом классе, в том числе и гости из ГДР, выступали явно слабее.
Класс «Летучий Голландец». Победитель — один из опытнейших гонщиков Р. Новодережкин (Москва). Хорошую подготовку показали также гости Г. Засс (ГДР) и Б. Литкей (Венгрия), занявшие соответственно 2 и 5 места.
Прошлогодний чемпион Советского Союза Л. Рвалов довольствовался третьим местом. Выступавший после болезни впервые в этом году А. Шелков-ников (Москва), заняв 4 место, показал, что он по-прежнему остается одним из фаворитов.
Класс «Финн». Характерно, что в этих гонках приняло участие много молодых и перспективных гонщиков, которые вытеснили таких опытных мастеров, как Манкин и Кузнецов. В конкуренции со всемирно известными пластмассовыми «Финнами» фирмы Эльвстрем верх взяли «Финны» постройки Таллинской экспериментальной верфи, на которых гонялись три первых призера.
Победителем регаты стал В. Гурьянов (Волгоград), оторвавшийся от своих ближайших конкурентов В. Потапова (Москва) и Р. Бердаша (Рига) более чем на 1000 очков.
Неплохо выступали венгерские яхтсмены Финаци и Вошала, занявшие соответственно 5 и 10 места. Никак не мог приспособиться к капризам погоды яхтсмен номер один — В. Манкин. Занятое седьмое место явно не соответствует его возможностям.