Как уже знают читатели, наши водномоторники должны были в 1966 году участвовать в международных соревнованиях в Польской Народной Республике. Это, конечно, была бы интересная встреча, тем более, что спортсмены СССР успешно выступали на подобных соревнованиях три года назад. Но летом этого года Федерация водно-моторного спорта СССР получила официальное приглашение из ГДР принять участие в розыгрыше Первенства Мира по скутерам класса «ОА» (до 250 см3), который (по календарному плану УИМ) должен был состояться в небольшом городе Дессау на реке Эльбе. Одновременно там же происходила X Международная Регата по скутерам классов «OJ» (до 175 см3), «ОВ» (до 350 см3), а также по судам со стационарными двигателями класса «LX-ЮОО» (которые одновременно отвечают требованиям к глиссерам «весового» класса «КА» и поэтому допускаются у нас к гонкам в классе «ГА»). По решению президиума Федерации в ГДР была направлена команда из 9 человек в следующем составе: гонщики (все мастера спорта СССР) Владимир Сурнов, ДСО «Даугава» г. Рига (класс «OJ»); Леонид Грацианов, ЦВСК ВМФ г. Москва (класс «ОА»); Евгений Ваваев, ЦВСК ВМФ г. Москва (класс «ОВ»); Эльмир Индрицан, «Трудовые резервы» г. Ленинград и Василий Жиров, ЦВСК ВМФ г. Москва (оба класс «LX-1 ООО»); московские досаафовцы Иван Богданов и Валентин Степанчиков (оба класс «СВ»); тренер Г. Б. Жирова и руководитель делегации Н. А. Михирев. 25 июля на автобусе «ПАЗ» с трейлером, на котором были размещены семь корпусов, бочки с горючим и вся водномоторная техника, советская команда транзитом через Польшу выехала из Москвы и без особых приключений уже 28 июля прибыла к месту назначения.
Еще перед выездом из Москвы было получено весьма неприятное известие, что советские гонщики не будут допущены к участию в Чемпионате Мира (в классе скутеров «ОА»), так как СССР не состоит членом УИМ. Винить в этом можно только себя — Совет Союза спортивных обществ и организаций СССР непростительно затянул решение вопроса о вступлении в международную спортивную организацию, в которой, кстати, уже давно состоят все страны социалистического лагеря.
Все наши гонщики выступали на иностранной технике: моторы «Кениг» и «ИВЛ», двигатели «Вартбург»; корпуса постройки ГДР (Шульце и Даниша.) Только один В. Сурнов шел на скутере собственной конструкции и постройки.
Гонки были очень хорошо подготовлены. Предварительная тренировка проводилась в субботу 30 июля, а перед самыми гонками были проведены обязательные тренировочные заезды по два круга для всех участников. Точно по расписанию в 11 час. 20 мин. в воскресенье 31 июля был дан старт первому «коронному» заезду — гонкам на розыгрыш Чемпионата Мира. Но прежде чем перейти к самим соревнованиям, скажем несколько слов об организации и правилах гонок. Чемпионат Мира по скутерам класса «ОА», санкционированный УИМ, и X Международная Регата были организованы Всегерманским Мотоспортивным Союзом. Гонки проводились Мотоспортивным Клубом г. Дессау на реке Эльбе, примерно в 100 км от Берлина. Дистанция для судов класса «ОА» равнялась 12 км, для судов прочих классов — 10 км. Кольцевая трасса составляла 2000 м с одним буем на каждом повороте; таким образом, гонщики должны были пройти соответственно пять или шесть кругов. Зачеты велись по трем лучшим результатам из четырех заездов на Чемпионате Мира и по трем заездам из трех во всех остальных гонках. Соревнования проводились по правилам УИМ с подсчетом результатов по международной очковой системе. Одновременно фиксировались средние скорости победителей во всех заездах. Поскольку соревнования проводились не по регламентированной гоночной (мильной) дистанции и трассе, а результаты засчитывались по очкам, то мировые рекорды, еспи бы они были установлены, не могли быть официально зарегистрированы.
По данным заявкам во всех классах должно было участвовать 109 гонщиков на таком же количестве корпусов. Подробные сведения о составе гонщиков по странам в каждом классе, примененной ими технике и о ходе самих, крайне интересных, соревнований, проведенных на весьма высоком уровне, будут даны в следующем выпуске сборника.
В гонках приняли участие представители 11 европейских стран, причем в Чемпионате Мира стартовали спортсмены десяти стран, а в гонках классов «OJ», «ОВ» и «LX-1000» соответственно три, семь и четыре страны. Из представленных гоночных подвесных моторов 60 было фирмы «Кениг» (250 и 350 см3), 25 моторов «ИВЛ» (175 и 250 см3), 4 мотора «Циммерман» (175, 250 и 350 см3) и два мотора индивидуальной конструкции. Все корпуса класса «LX-1000» были оснащены двухтактными трехцилиндровыми двигателями «Вартбург». Только одно судно в этом классе имело двигатель «Рено-Р8». Отметим разнообразие гоночных корпусов, которых насчитывалось около 20 типов. Преобладали корпуса Шульце (26 единиц) и Даниша (24 единицы). Хорошо известных у нас скутеров фирмы «Пфенниг» насчитывалось 10. Характерно довольно большое число самодельных корпусов — 12. Состав участников, особенно в гонках Чемпионата Мира, был очень сильным: многократные рекордсмены и чемпионы мира и Европы Петер Розенов, Ганс Шульц, Гюнтер Вальд, Бернгард Даниш из ГДР, Иохим Конрад, Курт Мишке, Дитер Шульце, Зигфрид Дубнов, Вольфганг Клейн из ФРГ и др. Блестяще выступил известный болгарский спортсмен Иван Манолов, знакомый советским гонщикам по международной встрече в Выборге в 1964 г. Принимал участие в гонках и знаменитый итальянский гонщик Делль-Орто, а Австрию успешно представлял Гейно Фриш. На соревнованиях и тренировках присутствовал и Дитер Кениг, однако в гонках он не участвовал. Интерес населения к гонкам был очень велик. Билеты, несмотря на сравнительно высокую стоимость (3 марки, т. е. около 1 р. 20 к.), приобрели более 15 000 зрителей, а сколько было безбилетных!
Теперь об окончательных результатах. Прежде всего читателей, конечно, интересуют достижения советских участников. Прямо скажем, мы ждали лучших результатов. Только один И. Богданов из всей нашей «великолепной семерки» занял призовое место. Он победил в первом заезде и уверенно финишировал вторым в остальных двух гонках. В результате — общее первое место (1000) в своем классе «ОВ» и можно только пожалеть, что он, как и остальные наши гонщики, не был допущен к участию в Чемпионате Мира, на котором он сначала и должен был выступать. Удовлетворительно прошел дистанцию В. Сурнов (напомним, что он выступал на скутере собственной конструкции), занявший в классе «OJ» 6 место среди 13 гонщиков, получивших зачетные очки. Л. Грацианов, шедший в одном классе с Богдановым, не прошел первую гонку, пришел последним во втором заезде и последним же в третьем, набрав в сумме всего 93 очка. Он занял общее предпоследнее место. Неудачи преследовали и ленинградца Эльмира Индрицана. Он смог закончить лишь первую гонку и далее не участвовал из-за поломки на волне спонсона своего глиссера. Все же Индрицан получил зачетные очки, хотя в общем результате занял последнее место. В. Жиров «заработал» 198 очков и занял 10 место из 13 зачетных. В первом заезде он шел достаточно хорошо — был пятым, но следующую гонку не прошел совсем, возможно, здесь сказалось незапланированное «купание» во втором заезде, когда при старте его выбросило из корпуса, а заезд из-за продолжавшего ходить кругами судна (не сработал самосброс!) был отменен.
Приводим окончательные результаты международных гонок в Дессау (в скобках — полученные очки).
Чемпионат Мира в классе «ОА», до 250 см3: 1 — И. Конрад, ФРГ (1025); 2 — Л. Делль-Орто, Италия (771); 3 — И. Манолов, Болгария (750). Наивысшие средние скорости по кругам (км/час): 3. Лубнов — 79,1; И. Конрад — 77,4.
X Международная Регата по водномоторному спорту. Класс «OJ», до 175 см3: 1 — Б. Бекхаузен, ГДР (1100); 2 — К. Рейхерт, ГДР (825); 3 — О. Мюллер, ЧССР (521). Наивысшие средние скорости по кругам (км/час): Б. Бекхауэен — 74,6; Г. Вальд — 71,6. Класс «ОВ», до 350 см3: 1 — И. Богданов, СССР (1000); 2 — В. Клейн, ФРГ (871); 3 — Г. Фриш, Австрия (750). Наивысшие средние скорости по кругам (км/час): В. Клейн — 86,5; И. Богданов — 78,3. Класс «LX-1000» до 1000 см3: 1 — К.-Г. Сельке, ГДР (969); 2 — Г. Эллингер, ГДР (600); 3 — П. Энгельгард, ГДР (489), Наивысшие средние скорости по кругам (км/час): К. Г. Сельке — 78,7; Г. Эйхлер — 69,3.
Особенно скромными выглядят наши успехи в Дессау по сравнению с выступлением советских спортсменов на розыгрыше кубка Рафала Прага в Варшаве в 1963 г., когда 85 гонщиков высшего класса оспаривали этот почетный приз. Тогда шесть (из восьми!) наших гонщиков успешно финишировали, причем четверо заняли призовые места. В. Кочергин занял первое место в классе «OJ», а А. Добрынин — второе место в классе «ОА». Никто из этих сильнейших гонщиков не попал в команду, поехавшую в Дессау. То же можно сказать и о чемпионе СССР и рекордсмене 1966 г. А. Фуксе, имевшем (по результатам прошлого сезона) все основания поехать в Дессау. Думается, что если бы вопрос о подборе команды для выступления в ГДР решался более серьезно, то результаты были бы несколько иными.
Хочется отметить четкое проведение соревнований, высокий уровень судейства, хорошую организацию отдыха, тренировок и выступлений гонщиков.