Если раньше чемпионаты мира и Европы проводились, в основном, на круговой дистанции с постоянными вехами, расположенными на главных и четвертных румбах, то в этом году дистанция обычно оборудовалась переносными вехами, которые выставлялись перед стартом и переставлялись в процессе гонки в зависимости от изменения направления ветра. Очередной курс на наветренную веху обозначался цифрами на борту судейского судна.
Протяженность дистанции была почти во всех соревнованиях больше принятой в настоящее время у нас. Так, на первенстве Европы в классе «Дракон» дистанция была более 13 миль (на первенстве СССР полная дистанция для килевых яхт составляет 10,8 миль); на первенстве Европы в классе «Финн» расстояние от подветренного до наветренного знаков было около 2,5 миль (у нас 1,3÷1,5 миль).
Применялась новая система подсчета очков (по-видимому, ею будут пользоваться на XIX Олимпийских играх в Мексике): победитель гонки получал О очков, занявший второе место — 3 очка, третье место — 5,7 очков, четвертое место — 8 очков, пятое место — 10,7 очк., шестое место — 11,7 очк. Остальные участники получали количество очков, равное номеру занятого места плюс 6. Дисквалифицированные яхты получали очки за последнее место плюс четыре очка.
Победитель соревнований, состоящих из серии гонок, определялся по наименьшей сумме очков.
По новой системе первые места в отдельных гонках дают значительно меньше преимуществ, чем прежде. Если раньше выигрыш трех-четырех гонок (из семи) практически обеспечивал первое-второе место, то сейчас для победы необходимо иметь ровные результаты во всех зачетных гонках.
Первенство Европы в классе «Летучий Голландец»
Проходило во второй половине июля в Норвегии в г. Хортен, расположенном недалеко от столицы Норвегии Осло. Одновременно там же была разыграна традиционная Неделя «Летучего Голландца».
В первенстве участвовало 16 яхт из 15 стран, в Неделе — 64 яхты из 18 стран.
Из шести гонок первенства две проходили при пяти-шестибалльном ветре, три гонки — при слабом неустойчивом ветре, а последняя гонка, начавшись при двух баллах, закончилась при почти полном безветрии. Из-за слабого ветра в Неделе удалось провести лишь четыре гонки.
Как всегда, в первенстве Европы выступали сильнейшие «голландеры» континента, так как, согласно положению о соревнованиях, от каждой страны мог быть заявлен лишь один экипаж.
От Советского Союза в первенстве принял участие экипаж в составе Л. Рвалов — В. Пильчин, выигравший отборочные соревнования, которые проводились во время XVII Черноморской регаты. В Неделе «Летучего Голландца» участвовали Р. Новодережкин и О. Уловков, занявшие в отборочных соревнованиях второе место.
Победителем первенства стал англичанин Д. Оукли, набравший 14,7 очков (5; 2; 1; 2; 3 и 2 места). Почти на двадцать очков больше у серебряного призера — англичанина К. Мусто. На третье место вышел француз А. Драге. Л. Рвалов занял десятое место. В Неделе «Летучего Голландца» Р. Новодережкин занял седьмое место.
Какой материальной частью были снабжены участники первенства?
Из спортсменов, занявших места в первой десятке, на судах зарубежной постройки выступали лишь яхтсмены Франции, Норвегии («Карлиш») и Советского Союза («Ван-Дуйсбург»), Из десяти швертботов пять (в том числе занявшие три первых места) имели паруса английской фирмы «Мусто»; три были вооружены парусами фирмы «Йонки», один — «Бенровиц» и один — «Эльвстрем».
Больше половины судов из первой десятки имели рангоут фирмы «Проктор» (обычного и тонкого профилей).
По впечатлению наблюдавшего гонки председателя Федерации парусного спорта СССР А. Ф. Промыслова, по качеству корпусов между судами участников гонок особого различия нет. Все хорошо ходят в любую погоду, за исключением швертбота итальянской фирмы «Алпа», который отлично шел при слабом и плохо при среднем и, особенно, сильном ветре.
Первенство Европы в классе «Дракон»
Проводилось с 27 июля по 2 августа и входило в программу юбилейных гонок в честь столетия Датского Королевского яхт-клуба. Программой праздника предусматривался также чемпионат мира в классе «5,5», соревнования на «Золотой кубок» в классе «Дракон», первенство Европы в классе «505» (глиссирующий швертбот-двойка) и ряд других соревнований меньшего масштаба. Гонки проходили на шести дистанциях, в них участвовали яхтсмены более сорока стран.
Звание чемпиона Европы в классе «Дракон» оспаривало 44 экипажа. Одиннадцать стран: Англия, Голландия, Дания, Испания, Италия, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швейцария и Швеция выступали полными командами (по три яхты). Ирландия и ФРГ заявили по две яхты. Австралия, Багамские острова, Бермудские острова, Греция, Канада, СССР, Ямайка и Япония направили для участия в первенстве по одной яхте.
Чувство крайнего недоумения вызвало решение организаторов соревнований не поднимать в яхт-клубе государственный флаг ГДР рядом с флагами всех участвующих стран. В результате спортсмены ГДР — одни из лучших в мире «драконистов» были вынуждены отказаться от участия в гонках.
От Советского Союза в первенстве участвовал экипаж в составе: рулевой Ю. А. Анисимов, матросы В. А. Ружников и В. Е. Афанасьев. Этот молодой экипаж из Архангельска впервые выезжал за рубеж в таком составе. Из всех троих лишь Анисимов один раз участвовал в чемпионате мира в классе «Дракон» в качестве матроса.
Гонки проходили при ветре от четырех до семи-восьми баллов.
Заслуженный тренер СССР И. П. Лавров, выезжавший с командой, рассказывает о соревнованиях следующее:
Первую гонку сначала возглавляли отлично стартовавшие Анисимов и американец Р. Мосбэйчер; они вместе обогнули первый знак с отрывом около 50 м от остальных. Незадолго до финиша ветер ослабел и зашел вправо. Лидеры пошли разными курсами: Мосбэйчер примкнул к яхтам, ушедшим вправо, которые оказались в выгодном положении. Первым финишировал Д. Фридрихе, вторым — Р. Мосбэйчер (оба США), третьими — братья Сунделин (Швеция). Ю. Анисимов, шедший в левой группе судов, был на финише десятым.
Во второй гонке австралиец Б. Розе и Ю. Анисимов первыми огибают наветренный знак с небольшим отрывом от остальных. Такое положение сохраняется до подветренного знака. На второй лавировке Анисимов обходит Розе, но их обоих обгоняет Сунделин, закончивший вторую лавировку на 15 секунд раньше Анисимова. На фордевинде Анисимова обошли М. Мосбэйчер и А. Бирх (Дания). В таком порядке они и финишировали.
Забегая несколько вперед, скажем, что вторая гонка была в дальнейшем объявлена недействительной. Выяснив, что гоночный комитет неправильно показал гонщикам порядок прохождения дистанции, жюри приняло решение аннулировать результаты второй гонки и сократить программу первенства до пяти гонок.
В результате этого инцидента ухудшились результаты всех лидеров второй гонки (в том числе и Анисимова). Особенно пострадали братья Сунделин, выигравшие эту гонку. По окончании первенства стало ясно: не будь аннулирована вторая гонка, они стали бы чемпионами Европы (вместо четвертого места).
В следующей гонке, состоявшейся при шестибалльном ветре, первые три места заняли А. Бирх, Д. Фридрихе и Р. Сенс (Франция). У Анисимова на полном курсе порвался спинакер. Так как по правилам класса «Дракон» в течение гонки разрешается пользоваться лишь одним спинакером, пришлось идти большую часть дистанции только под основными парусами. В результате — 34 место на финише.
В очередной гонке победил Мосбэйчер, вторым и третьим были Хольм и Бирх (оба Дания). Анисимов, после плохого старта, обогнул наветренный знак шестнадцатым. На бакштагах он отыграл два места и финишировал четырнадцатым.
Предпоследняя гонка закончилась успешно для братьев Сунделин: они были первыми на финише. Вторым и третьим финишировали Мосбэйчер и Фридрихе. Анисимов, закончив первую лавировку двенадцатым, к нижнему знаку пришел восьмым. На последней лавировке ветер вдруг зашел влево. Анисимов же, в ожидании обычного захода, ушел вправо и финишировал лишь девятнадцатым.
Последняя гонка проходила при семи-восьмибалльном ветре. В начале первой лавировки на нашей яхте порвался стаксель, и она была вынуждена сойти с дистанции.
Первые три яхты финишировали в следующем порядке: А. Бирх, Д. Фридрихе, X. Джонсон (Дания).
Победителем первенства стал Д. Фридрихе — спортсмен из Нью-Ор-леана, выступавший до этого у себя на родине на «звезднике». Он участвовал в первенстве на новой яхте фирмы «Бёрисен». Вторым призером первенства стал датчанин А. Бирх. Занявший третье место Р. Мосбэйчер выступал на яхте «Афродита», на которой его соотечественник Л. Норт занял третье место на X Олимпийских играх.
Советский экипаж участвовал в первенстве на новой яхте, построенной летом 1966 года Таллинской экспериментальной судоверфью.
«Золотой кубок» в классе «Финн»
Разыгрывался во французском городе Лаболь, расположенном на полуострове Бретань. Гонки проходили в северной части Бискайского залива.
В районе дистанции действовало приливно-отливное течение с амплитудой прилива более четырех метров. Для того чтобы обеспечить примерно одинаковое течение по всей дистанции, она была вынесена далеко в залив, так что суда добирались к месту старта более часа. Старт каждый день назначался в разное время: за час до ч наступления полной воды, с тем, чтобы гонка, продолжающаяся не больше трех часов, проходила при наименьшей скорости течения.
В соревнованиях участвовало 145 экипажей из 23 стран (согласно положению разрешалось заявлять не более 15 судов от каждой страны).
От Советского Союза выступало три экипажа: москвич В. Козлов, киевлянин В. Манкин и волгоградец В. Гурьянов.
В связи с большим количеством судов решающее значение приобретали старт и первая лавировка, на которой каждый из спортсменов хотел вырваться из-под прикрытия парусов противников и вместе с тем не уйти в невыгодную сторону.
Первую гонку, состоявшуюся при ветре 5-6 баллов, выиграл Г. Спрэг (США), Вторым на финише был Б. Де-мель (ГДР), третьим — X. Раудашл (Австрия).
Во второй гонке при ветре 2-3 балла первым финишировал Маккаррах (Южн. Африка), вторым — Г. Спрэг, третьим — Ю. Мир (ГДР).
Во время третьей гонки ветер был очень слабым. Первую лавировку закончил раньше всех Козлов. В дальнейшем лидеры все время менялись. На каждой лавировке выигрывал тот, кто уходил дальше всех в море. Когда ведущая группа судов, возглавляемая Козловым и Манкиным, подходила последний раз к подветренному знаку, ветер зашел более чем на 100 градусов. Теперь гонку возглавил Г. Бург-хардт (ФРГ) — опытный спортсмен, выступавший в свое время еще на «Олим-пиках». Незадолго до финиша его обошел бразилец Д. Брудер. Третьим финишировал швейцарец А. Балли, четвертым — Манкин. Козлов пришел седьмым.
Четвертую гонку при свежем ветре выиграл В. Кувайде (ФРГ).
Пятая гонка началась при ветре 2—2,5 балла. Примерно в середине гонки, в результате большого захода ветра группа яхт, шедших в четвертой десятке, получила возможность пройти от подветренного знака до наветренного одним галсом и вырвалась вперед. Первым финишировал Г. Бургхардт.
Последняя (шестая) гонка состоялась при ветре около трех баллов и большой океанской волне. В. Козлов, правильно оценив условия ветра и течения, ушел на первой же лавировке дальше всех в море и финишировал первым. За ним на финише были Маккаррах и Твист (США).
Анализ результатов соревнований на «Золотой кубок» еще раз подтверждает, что при новой системе подсчета очков для победы в соревнованиях более важно не количество первых мест, а ровный результат во всех зачетных гонках.
Так, В. Кувайде, ставший обладателем «Золотого кубка», лишь один раз финишировал первым, но во всех остальных зачетных гонках он был в первой десятке (4, 8, 6 и 9 места). Кувайде на 13,3 очка опередил занявшего второе место Д. Брудера, который также один раз финишировал первым, а в остальных гонках имел 15, 4, 10 и 11 места. Занявший третье место Б. Штраубингер (ФРГ) не пришел ни разу раньше, чем шестым. Его зачетные места 6, 11, 11, 12 и 12. Он оказался впереди Г. Бургхардта, имевшего в своем активе первое и второе места (остальные 35, 13 и 13).
В. Козлов, имевший в зачете 16, 25, 7, 23 и 1 места, занял общее шестое место, а В. Манкин — 9 место (10, 12, 4, 11 и 38).
Прошлогодний обладатель «Золотого кубка» Ю. Мир (ГДР) оказался на 32 месте.
Первенство Европы в клвссе «Финн»
Состоялось в Австрии на горном озере Аттерзее через неделю после соревнований на «Золотой кубок». Участвовали 35 рулевых из 18 стран Европы и, кроме того, спортсмены Бразилии, Канады, Мексики, Новой Зеландин, США и Южной Африки. Всего стартовало 43 экипажа.
От Советского Союза выступил серебряный призер прошлого года В. Манкин.
Перед началом гонок там же, на Аттерзее, была проведена открытая регата на «Осенний кубок», в которой участвовало около 60 судов. Победителем стал венгр Г. Финаци. В. Манкин занял третье место.
Программой первенства Европы было предусмотрено четыре варианта правой и левой дистанции (всего восемь вариантов), на каждой из которых стояло пять знаков, обозначенных буквами. Вариант дистанции сообщался участникам перед стартом — на судейском судне выставляли соответствующие цифры и буквы. Старт давали не у подветренного знака, а с середины дистанции. Непривычным моментом было отсутствие контрольного времени прохождения дистанции. Ветер во время большинства гонок был неустойчивым по силе и направлению. Часто яхты, двигавшиеся навстречу друг другу, шли одинаковым курсом относительно ветра, что создавало дополнительные трудности.
Чемпионом Европы стал австриец X. Раудашл, набравший 14,7 очков (6, 2, 1, 1, 1, 1 места). Второй призер — бразилец Д. Брудер — 68 очков (1, 11, 4, 2, 20, 8). Третье место занял И. Кохлер, Швейцария — 81,4 очка (4,21, 6, 9, 4, 6), четвертое — В. Манкин — 85 очков (2, 10, 4, 14, 14, 12).
Прошлогодний чемпион Европы Б. Демель занял общее десятое место.
На какой материальной части выступали в этом году сильнейшие гонщики в классе «Финн»?
Чемпион Европы X. Раудашл имел новый деревянный корпус, рангоут н паруса, изготовленные его фирмой. Судно той же фирмы было и у бразильца Д. Брудера, занявшего второе место в обоих соревнованиях. На этом корпусе Раудашл стал победителем соревнований на «Золотой кубок» в 1964 году.
Примерно ⅔ участников первенства выступало на пластмассовых корпусах. Мнения гонщиков о том, какие корпуса — пластмассовые или деревянные— лучше, расходятся. В. Манкин рассказел, например, что Кувайде — победитель соревнований на «Золотой кубок» — считает, что больше смысла выступать на деревянных корпусах, так как они имеют преимущество при слабом ветре, а при сильном ветре надо идти за счет мастерства.
Из первой десятки участников чемпионата четыре человека имели паруса фирмы «Раудашл». Фирмы «Норт», «Эльвстрем», «Ионки» были представлены одним-двумя парусами.
В. Манкин выступал на материальной части отечественного изготовления.
На первенстве большое внимание уделялось обмеру судов: перед началом первенства были обмерены и опломбированы паруса, взвешены корпуса и мачты. После каждой гонки пять судов, пришедших первыми, обмерялись по лекалам. Кроме того, в процессе гонок были полностью обмерены 10 судов. Два из них было дисквалифицировано по прошедшим гонкам из-за несоответствия на 2 мм по одному из лекал.