7-11 ноября 1966 года в Лондоне состоялось очередное ежегодное заседание Постоянного Комитета и шести подкомитетов Международного Парусного Союза (IYRU), объединяющего 51 страну. Председателем Союза является Питер Скотт (Англия), вице-председателем — Беппе Кроче (Италия).
На заседании присутствовало множество экспертов и наблюдателей из разных стран. Советский Союз — член IYRU — был представлен ответственным секретарем Федерации Парусного спорта СССР В. А. Лосиковым.
В течение пяти дней было принято много важных решений, касающихся основных направлений развития парусного спорта на ближайшие годы. Как и в прошлом году, самые горячие споры развернулись вокруг предполагаемого нового — шестого — Олимпийского класса яхт. С удовлетворением было встречено сообщение, что Международный Олимпийский Комитет с одобрением отнесся к включению в программу Олимпийских игр еще одного класса.
За прошедший год поступило много различных предложений, касающихся выбора судна нового класса. На решение руководства IYRU, гласящее, что новым Олимпийским судном должна быть крейсерская яхта с гоночным баллом 19—22 фута по правилам RORC, явно повлиял очевидный успех гонок яхт «двадцатидвухфутового класса» на Однотонный Кубок. Сначала сложилось впечатление, что в качестве нового класса и будет утверждена такая «Однотонная» яхта но постепенно большинство встало на точку зрения, что подобная яхта будет слишком большой, а, главное, дорогой — почти вдвое дороже, чем яхта с баллом 19 футов RORC. Окончательное решение будет принято в текущем году.
Много сторонников нашло предложение утвердить в качестве нового класса катамаран-монотип. Тем не менее оно было отклонено большинством голосов. Основное возражение: развитие катамаранов происходит настолько быстро, что указать сейчас на преимущества какой-либо одной конструкции значило бы замедлить развитие двухкорпусных судов вообще.
Возможно, что шестой класс выступит уже на Олимпийских играх 1972 года, которые состоятся в Мюнхене (ФРГ).
Постоянный Комитет постановил, что английский RORC (Королевский Океанский Гоночный Клуб), Крейсерский Клуб Америки и Координационный комитет IYRU по выработке правил океанских гонок должны к ноябрю 1968 года представить общие унифицированные международные правила обмера крейсерских яхт. Очевидно, что эти правила будут основаны на правилах RORC и ССА. Эти две организации должны в самом скором времени собраться, чтобы пересмотреть свои действующие правила и выработать единые рекомендации. Известный американский конструктор Олин Сте-фенз предложил, чтобы новый, шестой Олимпийский класс обмеривался уже по будущим единым правилам.
Много времени заняло обсуждение килевой яхты-тройки, которая должна в будущем заменить на ведущих международных соревнованиях классы «Дракон» и «R5,5». В ноябре 1966 года Немецкий Парусный Союз провел в Киле испытания восьми претендентов, из которых победителями вышли сразу две яхты: «Шиллала» конструкции американца Скипа Этчелла (длина 9,1 м) и пластмассовая яхта «Солинг» норвежца Яна Линге (длина В,2 м). Отборочный и классификационный подкомитеты рекомендовали обе яхты как прототипы для создания двух новых классов. Подкомитеты не смогли отдать предпочтение ни одной из этих яхт — обе очень удачной конструкции и вполне удовлетворяют требованиям IYRU. Но многие члены Союза, в том числе и в Постоянном комитете, высказываются в пользу меньшей норвежской лодки, которая стоит почти вдвое меньше американской. К тому же «Со-линг» уже запущена в производство в пластмассовом варианте, а некоторые члены Постоянного Комитета считают сомнительной вероятность серийного выпуска в пластмассе американской яхты (что, конечно, снизило бы ее стоимость): спро-ектирована-то она с учетом свойств вполне определенного материала — дерева! (Впрочем, эти же самые соображения не были приняты во внимание при решении судьбы малых яхт-швертботов — «Кадета» и «Ворье». После долгих споров была принята рекомендация подкомитета по малым яхтам разрешить строить суда этих международных классов из армированных пластиков, несмотря на следующие веские возражения. Первое — яхты проектировались с учетом качеств одного материала — морской фанеры. Материал определил и формы корпусов этих судов. Неизвестно, что получится, если для их постройки будет применен материал с совершенно иными характеристиками. Второе — в случае успеха применения для постройки пластмасс оба класса получат новую жизнь и, господствуя как международные молодежные классы, затормозят развитие новых, лучших яхт).
Часть членов Постоянного Комитета считала, что нельзя давать рекомендации на основании испытаний, проведенных в Киле, так как во время этих испытаний условия погоды были слишком однообразными. После длительного обсуждения было решено, что летом 1967 года будут проведены дальнейшие испытания претендентов, уже в Голландии. Король Норвегии Олав V — почетный председатель IYRU — предложил, чтобы в этих испытаниях приняли участие и яхты классов «R5,5» и «Дракон» — чтобы было с чем сравнивать показатели новых яхт. Это предложение было принято единогласно. В общем-то, результаты соревнований «старые яхты против новых» можно предсказать заранее: на пробных регатах в Норвегии «Солинг» систематически побивал значительно более тяжелых «Драконов», а в январе этого года и «Шиллала» получила возможность состязаться с «Драконом» во время визита на Бермудские острова. Против американской яхты на своем прекрасном судне «Фелуна» выступил Хартли — один из лучших «драконистов» Бермуд. Гонки проходили при сильной зыби и ветре в 20 узлов. «Шиллала», которой управлял сам Этчелл, оказалась остойчивее, быстроходнее и шла круче к ветру. Дистанцию в 10 миль она прошла с опережением в 2 мин. 9 сек. Подробнее о конструкции этих яхт-троек мы сообщим в следующем выпуске сборника.
Уже в третий раз имели место попытки «протащить» международный класс «Снайп» в Олимпийскую группу. Для этого «Снайп» должен был перейти из группы В (классы, спроектированные более 20 лет назад и не соответствующие требованиям группы А, но получившие международный статус из-за своей популярности) в группу А (современные высокоэффективные классы, спроектированные с учетом новейших конструктивных и технических достижений). Как известно, в 1965 г. IYRU постановил, что Олимпийские классы выбираются из группы А. Несмотря на громадную популярность «Снайпа», классификационный подкомитет единогласно, а Постоянный Комитет шестнадцатью голосами против трех высказались против изменений в конструкции яхт этого класса, необходимых, чтобы перевести его в группу А.
Впрочем, популярность «Снайпа» такова, что вполне вероятны дальнейшие попытки «облагородить» этот класс.
В Постоянном Комитете, как и вообще в IYRU, борются два мнения: а) Олимпийские классы должны выбираться из наиболее популярных международных классов; б) Союз обязан в первую очередь поощрять прогресс в области проектирования и строительства новых, лучших яхт. По нашему мнению, появление класса «Темпест» — лучшее доказательство правоты второй точки зрения.
Делегация Мексики предложила допускать к Олимпийским играм профессионалов на собственных «Финнах». Предложение было отвергнуто. Это означает, что организаторы, как и прежде, должны будут предоставлять всем участникам одинаковые суда.
Представители СССР и Швеции внесли предложение пересмотреть новую Олимпийскую систему зачета очков. Большинством голосов Постоянный Комитет высказался против пересмотра.
Комитет одобрительно отнесся к предложению периодически обновлять Олимпийские классы, сформулированному следующим образом: любой класс не может быть Олимпийским более 12 лет. Окончательное решение этого вопроса отложено до 196В года.
При установке стартовой линии на Олимпийской дистанции часто возникают трудности из-за перемены направления ветра. Судьям приходится буквально «гоняться» за ветром и соответственно переносить стартовые знаки. IYRU постановил, что в будущем при перемене ветра можно ограничиваться изменением порядка прохождения дистанции. Так, например, если ветер меняется по отношению к установленному курсу 4—8 вправо на знак 1, то следует изменить порядок прохождения дистанции (перед десятиминутным сигналом), соблюдая очередность 1—7—4 без изменения стартовой линии.
Теперь об изменениях в статусе двухкорпусных судов.
5—12 августа текущего года английский «Яхт-клуб катамаранов» проведет испытания с целью определения новых монотипов групп А (катамаран-одиночка с площадью парусности 14 м2) и В (катамаран-двойка с площадью парусности 21,8 м2). Чтобы закрыть в класс доступ тримаранам и другим «нетипичным» конструкциям, принято следующее определение катамарана: «двухкорпусное судно с идентичными, параллельно установленными корпусами».
На катамаранах группы А разрешено использовать трапеции или же легкие передвижные сиденья. В группах А; В, С запрещены спинакеры, если их площадь не включается в общую обмерную площадь. Далее, катамараны исключаются из действия Международного Правила Гонок № 26, гласящего: «штаг должен быть закреплен в диаметральной плоскости» — на некоторых существующих катамаранах это невозможно.
Принято следующее новое правило для катамаранов международных классов: если во время испытаний у судна будут обнаружены серьезные конструктивные недостатки, то оно дисквалифицируется. Таким образом, поощряется участие в соревнованиях серийных судов, конструкция которых перед запуском в производство проверяется весьма и весьма тщательно, и затрудняется участие судов любительской постройки.
IYRU принял решение создать единые международные правила океанских гонок катамаранов ввиду наметившейся тенденции к строительству крейсерских судов этого типа. Союз обратился с просьбой к национальным яхт-клубам представить свои подобные правила в подкомитет IYRU по катамаранам (председатель — известный гонщик Р. Бавир).
Перейдем к основным изменениям в других международных классах.
В классе «R5,5» разрешаются стаксели с передней шкаториной, в которую вшивается штаг. Однако убираться такой парус должен без отсоединения штага (такое устройство шкаторины получило название «зил» — застежка-молния).
Далее, решено, что у судна с полной оснасткой и с командой на борту обмерная марка ватерлинии не должна погружаться в воду. Это сделано для того, чтобы предотвратить превышение установленного веса балласта, к чему нередко прибегают яхтсмены на гонках в свежий ветер.
На яхтах класса «Темпест» в будущем галсовый угол грота должен иметь кренгельс, независимо от наличия кренгельсов для регулировки пуза паруса, так как скругленный галсовый угол осложняет обмер парусов.
Основное новшество в правилах для класса «Дракон» — длина румпеля не должна превышать 120 см.
Подкомитет по килевым яхтам рекомендовал просить Регистр Ллойда регламентировать конструкцию корпусов яхт 12-метрового класса из легких сплавов на случай, если таковые появятся. Постоянный Комитет поддержал рекомендацию.
В первой половине сентября этого года решено провести в Ла Буле (Франция) повторное испытание швертбота-одиночки международного класса с максимальной площадью парусности 11 м2, измеренной по правилам IYRU обмера парусов для катамаранов. По этим правилам в обмер включена и площадь боковой проекции рангоута. По предложению Пауля Эльвстрема включено положение, разрешающее использовать на швертботе-одиночке трапецию (как известно, сам Эльвстрем делает это все время).
Постоянный Комитет обратился ко всем странам — членам Союза с призывом принять участие в разработке электронного устройства, которое при массовых стартах фиксировало бы каждую яхту, преждевременно вышедшую за стартовую линию.
В связи с расширением деятельности Союза растут его финансовые затруднения. Комитет решил рекомендовать увеличить членские взносы в среднем на 20% (малые страны платят сейчас всего 30—40 фунтов стерлингов в год). Затем IYRU обязал своих представителей на местах следить за тем, чтобы при постройке новых судов всех международных классов 0,5% от стоимости каждого судна поступало в кассу Союза. Правда, в текущем году это решение имеет силу только для судов класса «Темпест»; для остальных классов оно станет обязательным в 1968 и 1969 годах.
Постоянный комитет IYRU осудил «коммерческий дух», господствующий в некоторых международных состязаниях и призвал всех своих членов отказаться от практики назначения призов — денежных премий.
Союз принял в свои ряды новых членов: Израиль, Мадагаскар и (с 1968 года) Австралию, которая до сих пор входила в состав общей делегации стран британского Содружества Наций.